Решение №4001/05-03 Сведения, представленные государственным бюджетным учреждени... от 19 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальный предприниматель

bondarevau2020@mail.ru

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница»

150000, г. Ярославль, ул. Собинова, 43

zakupki_oktb@mail.ru

tubdisp@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/140П-21 (76-95 РНП)

19 августа 2021 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок …., членов Инспекции: главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок …., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок ….,

с участием:

заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница» (далее также – ГБУЗ ЯО «Областная клиническая туберкулезная больница», заказчик), – явку представителя не обеспечил, о времени, дате и месте уведомлен надлежащим образом;

индивидуальный предприниматель … (далее также – ИП ...., индивидуальный предприниматель, исполнитель), явку не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения сведений уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в отношении индивидуального предпринимателя… , и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе, закон) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 16.08.2021 № 226,

установила:

13.08.2021 государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница» в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направило в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе …, существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль (извещение № 0371500000721000033).

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница», 17.02.2021 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0371500000721000033 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль (далее также – запрос котировок в электронной форме, запрос котировок, закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта 17 096,25 рублей.

Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Из протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № 0371500000721000033 от 02.03.2021, и протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № 0371500000721000033 от 02.03.2021, размещенных заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения и оценки заявок на участие в данной закупке котировочная комиссия заказчика признала победителем запроса котировок участника закупки ИП .... (идентификационный номер заявки № 109268934), как участника, предложившего наименьшую цену контракта и заявка которого признана котировочной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации о запросе котировок.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

16.03.2021 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» (далее – заказчик) и индивидуальным предпринимателем … (далее – исполнитель) в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и по результатам запроса котировок, на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 02.03.2021 № 0371500000721000033, заключен контракт № 30-ЗК/2021 (далее – контракт).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль.

Пунктом 1.2 раздела 1 контракта определено, что исполнитель обязуется оказать указанные в пункте 1.1 контракта услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.

В силу пункта 1.3 раздела 1 контракта сроки оказания услуг: с даты заключения контракта по 30.06.2021; график оказания услуг: с даты заключения контракта до 30.06.2021 года – 15 человек; периодичность оказания услуг определяется заказчиком исходя из потребности; срок освоения образовательной программы устанавливается в спецификации (приложение № 1 к настоящему контракту).

Исходя из пункта 1.4 раздела 1 контракта место оказания услуг: на территории исполнителя в городе Ярославль.

В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 контракта форма обучения: очная.

На основании пункта 1.6 раздела 1 контракта после освоения обучающимися программы и успешного проведения проверки знаний требований, им выдается удостоверение установленного образца.

Согласно пункту 2.2 раздела 2 контракта цена контракта в соответствии с расчетом стоимости услуг по обучению работников, предусмотренному приложением № 1 к контракту, составляет 2 250,00 (две тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек, НДС отсутствует в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСНО) на основании главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.3 раздела 2 контракта определено, что в цену контракта входят все расходы, связанные с выполнением Исполнителем обязательств по контракту, включая расходы на учебно-методические материалы, уплату налогов и другие обязательные платежи, которые исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2.5 раздела 2 контракта оплата оказанных исполнителем услуг осуществляется заказчиком в следующем порядке: оплата услуг, оказанных исполнителем, осуществляется заказчиком по факту оказания услуг (исходя из количества обучающихся, прошедших обучение) в течение 30 дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, предусмотренного приложением № 2 к контракту, и представления исполнителем счета на оплату услуг.

Пунктом 3.1 раздела 3 контракт определено, что исполнитель в числе прочего обязуется:

- оказать услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечить надлежащее предоставление услуг, предусмотренных разделом 1 контракта;

- организовать учебный процесс в соответствии с заказом и обеспечивать необходимые условия для обучения;

- своевременно информировать заказчика о начале, сроках и режиме занятий обучающихся, а также об их посещаемости в ходе оказания услуг; уведомить заказчика о дате начала занятий не позднее, чем за три рабочих дня до их начала;

- обеспечить для обучающихся предусмотренные программой условия ее освоения, обеспечить учебно-методическими материалами, необходимыми для оказания услуги;

- представлять по требованию заказчика копию лицензии на осуществление образовательной деятельности и создавать условия для проверки хода оказания услуг;

- устранять допущенные по вине исполнителя недостатки при оказании услуг своими силами и за свой счет;

- не разглашать представленную заказчиком конфиденциальную информацию, необходимую для оформления документов на обучение, в рамках действующего законодательства Российской Федерации;

- представить заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг на дату окончания оказания услуг;

- обеспечить полный объем и качество профессионального обучения, аттестацию специалистов в соответствии с утвержденным в установленном порядке учебным планом, проводить теоретические и практические занятия в соответствии с программой и расписанием;

- после завершения слушателем полного цикла обучения провести квалификационный экзамен/зачет (стоимость сдачи экзамена включена в стоимость обучения);

- по результатам аттестации выдать слушателям удостоверение установленного образца и протокол установленного образца, акт об оказанных услугах и счет-фактуру; в случае незачета кем-либо из слушателей, заказчику выдается только акт об оказанных услугах и счет-фактура, при условии возможности пройти бесплатно повторную аттестацию.

Пунктом 3.3 раздела 3 контракта определено, что заказчик обязуется в числе прочего:

- своевременно направлять обучающихся на обучение и известить исполнителя о необходимости изменения сроков обучения обучающихся или об отказе от обучения не менее чем за 3 дня до начала занятий; заявку на обучение заказчик подает в письменном виде на электронную почту исполнителя в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта;

- своевременно вносить плату за предоставляемые обучающимся услуги в размере и порядке, определенном контрактом, а также представлять платежные документы, подтверждающие такую оплату.

Исходя из пункта 4.1 раздела 4 контракта исполнитель в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан представить заказчику результаты оказания услуг (этапа оказания услуг), предусмотренные контрактом; заказчик обязан обеспечить приемку оказанных услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 контракта для проверки представленных исполнителем результатов оказания услуг в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу результатов оказания услуг, предусмотренных контрактом (далее - экспертиза); экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

На основании пункта 4.5 раздела 4 контракта приемка результатов оказанных услуг осуществляется заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки оказанных услуг, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо исполнителю в течение 5 рабочих дней заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг; в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке оказанных услуг, предусмотренных контрактом, заказчик (приемочная комиссия) должен учитывать отраженные в заключении предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В силу пункта 4.6 раздела 4 контракта заказчик вправе не отказывать в приемке оказанных услуг, предусмотренных контрактом, в случае выявления несоответствия этих результатов условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке результатов указанных услуг и устранено исполнителем.

Согласно пункту 4.7 раздела 4 контракта услуги, предусмотренные контрактом, считаются оказанными с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 4.8 раздела 4 контракта по окончании исполнения сторонами обязательств по контракту исполнитель в течение 15 дней представляет заказчику акт сверки расчетов по контракту, предусмотренный приложением № 3 к контракту.

Пунктом 5.1 раздела 5 контракта определено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом.

Исходя из пункта 9.1 раздела 9 контракта контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента подписания и действует до «06» августа 2021 г.; окончание срока действия контракта влечет прекращение взаимных обязательств сторон по контракту.

Согласно пункту 11.6 раздела 11 контракта любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, высылается по адресу другой стороны, с подтверждением о получении; в целях быстрого реагирования по вопросам исполнения настоящего контракта стороны согласовали направление всех документов по настоящему контракту с использованием электронной почты; при этом стороны будут считаться надлежаще уведомленными о любом нарушении условий настоящего договора и сроках устранения выявленных нарушений путем направления таких уведомлений (претензий) по следующим электронным адресам: заказчик: tubdisp@mail.ru, исполнитель: bondarevau2020@mail.ru; стороны согласовали, что информация, направленная по электронной почте, является обязательной для исполнения сторонами, при этом сторона направляющая письмо по электронной почте в последующем вручает его оригинал другой стороне лично под роспись, либо направить по почте заказным письмом с уведомлением.

Из процитированных выше положений контракта следует, что Ип ... А.Ю. с 16.03.2021 по 30.06.2021 необходимо оказать образовательные услуги по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль.

Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее.

25.03.2021 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» направило в адрес (указанный в контракте № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021) ИП .... посредством почты России (идентификационный номер отправления № 15000057031998) и электронной почты заявку № 591 об оказании образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021.

11.05.2021 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» направило в адрес (указанный в контракте № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021) ИП .... посредством почты России (идентификационный номер отправления № 15000059057361) претензию № 934, согласно которой по состоянию на 07.05.2021 ИП .... не проведено ни одного теоретического и практического занятия, в том числе не обеспечены обучающиеся необходимой литературой, учебно – методическими материалами и пособиями, раздаточным материалом или иными информационными ресурсами в объеме изучаемого курса, по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль во исполнении ранее направленной заказчиком заявки № 591 от 25.03.2021.

На основании вышеизложенного, заказчик рекомендует исполнителю в срок до 20.05.2021 оказать образовательные услуги по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021.

19.05.2021 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» направило в адрес (указанный в контракте № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021) ИП .... посредством почты России (идентификационный номер отправления № 15000060022693) и электронной почты заявку на обучение № 993 об оказании образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль.

В указанный в контракте № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 срок с 16.03.2021 по 30.06.2021 ИП.... не оказал ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» образовательные услуги по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль, несмотря на информирование заказчиком о необходимости осуществление таких мероприятий.

ИП .... ни заказчику, ни Инспекции Ярославского УФАС России не представлены документы, подтверждающие намерение исполнителя надлежащим образом исполнить обязательства в рамках рассматриваемого контракта.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пункта 9.2 раздела 9 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, оказание необходимых заказчику услуг (оказание образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021) индивидуальным предпринимателем не осуществлено, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1324 от 02.07.2021) (далее – решение об одностороннем отказе).

02.07.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе.

07.07.2021 решение об одностороннем отказе направлено заказчиком по адресу (указанному в контракте № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021) индивидуального предпринимателя посредством почты России (в подтверждение заказчиком представлен кассовый чек № 150000.03, идентификационный номер отправления № 15000061024825); также данное решение направлено 02.07.2021 заказчиком в адрес индивидуального предпринимателя посредством электронной почты, указанный в контракте (bondarevau2020@mail.ru), что также подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с электронной почты заказчика.

Учитывая положения части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (при невозможности получения подтверждения датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе) и принимая во внимание тот факт, что заказчиком информация о получении исполнителем решения № 1324 от 02.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 не получена, датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения вышеуказанного контракта считается 02.08.2021 (с учетом положения статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало и статьи 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

В период с 03.08.2021 по 12.08.2021 ИП .... не приступил к исполнению обязательств по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021.

Таким образом, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 13.08.2021.

В ходе подготовки к заседанию Инспекцией УФАС по Ярославской области в адрес ИП .... направлен запрос (от 16.08.2021 № 3911/05-03) о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий контракта № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта, в запросах также указано на необходимость обеспечения явки Ип ...а А.Ю. 19.08.2021 в 10:00 на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП .... в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседания Инспекции (19.08.2021 в 10:00) ИП .... явку не обеспечил (уведомлено надлежащим образом); какие-либо пояснения (письменная позиция) с указанием причин существенных нарушений условий контракта № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль (извещение № 0371500000721000033) в адрес Ярославского УФАС России не представило.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации сами по себе части 6, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что исполнитель (поставщик, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

Учитывая вышеизложенное, доказательств, свидетельствующих о невозможности оказать образовательные услуги по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021, заключенного с ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница», ИП …. не представлено, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, ИП ...., подавая заявку на участие в рассматриваемом запросе котировок, должен был определить (оценить) имеется ли у него возможность оказать услуги, соответствующие требованиям заказчика в необходимом ему объеме и сроки, в связи с чем представляется возможным полагать, что индивидуальный предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, ИП ... не исполнил надлежащим образом (в соответствии с требованиями заключенного контракта) принятые на себя обязательства по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль, на что вправе было рассчитывать при заключении контракта ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница», при этом необходимых и достаточных доказательств наличия объективных причин (не зависящих от индивидуального предпринимателя), повлекших за собой невозможность оказания услуг в объеме, установленном в контракте, индивидуальный предприниматель ни заказчику, ни Инспекции не представил, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении исполнителя при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика.

Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае исполнитель не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, которые бы способствовали существенному нарушению ИП .... условий заключенного контракта; заказчиком подтверждён факт существенного нарушений условий контракта; исполнителем не представлена (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени исполнителю для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающее то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта (ненадлежащее выполнение принятых индивидуальным предпринимателем обязательств по контракту № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021; избранная модель поведения исполнителя, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП .... Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

В рамках рассмотрения заявления заказчика о рассмотрении вопроса о включении (невключении) в реестр недобросовестных поставщиков ИП ..., обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, Инспекцией установлен факт многократного включения сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контрактов, а также уклонения индивидуального предпринимателя от заключения контрактов с заказчиками (УФАС по Республике Адыгея, УФАС по Волгоградской области, УФАС по Кемеровской области, УФАС по Костромской области, УФАС по Республике Крыму и городу Севастополю, УФАС по Приморскому краю, УФАС по Пермскому краю, УФАС по городу Санкт-Петербургу, УФАС по Свердловской области, УФАС по Ставропольскому краю, УФАС по Ульяновской области, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и т.д.), что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении ИП .... существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.

Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Инспекция отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 22 Правил до истечения срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, подлежит исключению из реестра органом контроля в случае получения органом контроля решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

По результатам проведения Инспекцией проверки порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

  1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница» (ИНН 7604355190, ОГРН 1197627008325) в отношении индивидуального предпринимателя … (ИНН …, ОГРНИП …; адрес: …), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя … в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

  1. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница» (ИНН 7604355190, ОГРН 1197627008325), порядка расторжения контракта № 30-ЗК/2021 от 16.03.2021 по оказанию образовательных услуг по обучению: «Пожарно-технический минимум» для сотрудников ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая туберкулезная больница» в городе Ярославль, заключенного с индивидуальным предпринимателем … (ИНН …, ОГРНИП …), нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  2. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая туберкулезная больница» (ИНН …, ОГРН …), порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателем … (ИНН … , ОГРНИП …), нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

 

Члены Инспекции:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны