Решение №7987/05-03 РЕШЕНИЕ по делу № 05-03/104П-20 (76-90 РНП) от 4 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис»

ул. Фрезерная 2-я, д. 3

г. Москва, 109202

ivarbitrmail@gmail.com

client@articserv.ru

Управление строительства Администрации городского округа город Рыбинск

ул. Рабочая, д. 1

г. Рыбинск, 152900

invest@rybadm.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/104П-20 (76-90 РНП)

04 августа 2020 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Савичевой К.А.,

с участием:

заказчик, управление строительства Администрации городского округа город Рыбинск (далее также – заказчик, управление), – обеспечил участие представителя по доверенности Корякова Е.В. (до перерыва),

общество с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» (далее также – ООО «Мастер-Сервис», подрядчик, общество) – обеспечило участие представителя по доверенности Юницыной Н.А. посредством интернет-видеоконференции,

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта одностороннего отказа заказчика, управления строительства администрации городского округа город Рыбинск, от исполнения муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 (извещение № 0171300002319000015) на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис», в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 29.07.2020 № 180,

установила:

28.07.2020 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область.

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Заказчиком, управлением строительства администрации городского округа город Рыбинск, 10.06.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0171300002319000015 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 484 368, 00 руб.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

Если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, то контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пункт 4 части 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0171300002319000015 от 18.06.2019 следует, что по итогам рассмотрения единственной заявки на участие в данной закупке единая комиссия заказчика признала участника закупки ООО «Мастер-Сервис», как участника, подавшего единственную заявку на участие в аукционе, и заявка которого признана единой комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

01.07.2019 между управлением строительства администрации городского округа город Рыбинск и обществом с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» заключен муниципальный контракт № 19/37 на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область (далее также – муниципальный контракт № 19/37 от 01.07.2019, муниципальный контракт).

Цена контракта составляет 1 484 368 (Один миллион четыреста восемьдесят четыре тысячи триста шестьдесят восемь рублей) 00 копеек, с учетом понижающего коэффициента (при наличии), затрат на выполнение Работы, в т.ч. расходы на проектные работы, проведение государственной экспертизы инженерных изысканий и проектно-сметной документации, проверку достоверности определения сметной стоимости, непредвиденные расходы, уплату налогов, согласования в соответствующих органах, также иные расходы, которые могут возникнуть у подрядчика в ходе исполнения по контракту (пункт 4.2 статьи 4 «Цена контракта. Порядок и сроки оплаты» муниципального контракта).

Статьей 1 «Предмет контракта» муниципального контракта установлено, что муниципальный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область (далее – Работа) в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту), аукционной документацией, в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП, СП..

Подрядчик обязуется выполнить полный комплекс проектных работ по настоящему контракту собственными и (или) привлеченными силами в сроки, установленные пунктом 2.2 контракта и передать результат работы муниципальному заказчику.

Муниципальный заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 «Сроки выполнения работы» муниципального контракта подрядчик приступает к выполнению работы с даты заключения контракта.

Подрядчик обязуется выполнить работу с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации в течении 5 месяцев с даты заключения контракта. Работы необходимо выполнять в соответствии с графиком выполнения работ (приложение 1 к техническому заданию) (пункту 2.2 статьи 2 «Сроки выполнения работы» муниципального контракта).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 «Права и обязанности подрядчика» муниципального контракта подрядчик обязан:

- выполнить работу, предусмотренную контрактом в сроки и в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту) (подпункт 5.1.1 пункта 5.1 статьи 5 «Права и обязанности подрядчика» муниципального контракта);

- подрядчик согласовывает проектную документацию с инспектирующими, эксплуатирующими организациями (выдавшими технические условия) и при необходимости вносит изменения в проектно-сметную документацию и результатов инженерных изысканий, до сдачи проектно-сметной документации в государственную экспертизу в строительстве (подпункт 5.1.3 пункта 5.1 статьи 5 «Права и обязанности подрядчика» муниципального контракта);

- подрядчик направляет готовую проектно-сметную документацию, результаты инженерных изысканий, и для проверки достоверности определения сметной стоимости в государственную экспертизу в строительстве для получения положительного заключения, оплачивает и устраняет замечания полученные в ходе проверки. При получении отрицательного заключения, повторную экспертизу проектно-сметной документации подрядчик проводит за свой счёт (подпункт 5.1.4 пункта 5.1 статьи 5 «Права и обязанности подрядчика» муниципального контракта);

- по окончании выполнения работы с получением положительных заключений передать муниципальному заказчику готовую проектно-сметную документацию, согласованную с инспектирующими, эксплуатирующими организациями (подпункт 5.1.5 пункта 5.1 статьи 5 «Права и обязанности подрядчика» муниципального контракта).

Приложением № 1 «Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область» к муниципальному контракту №19/37 от 01.07.2019 установлено, что в рамках исполнения работ по предмету муниципального контракта необходимо:

1. Выполнить инженерные изыскания в соответствии СП 47.13330.2016 актуализированная редакция СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», (СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 11-102-97) в составе:

- инженерно-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические изыскания;

- инженерно-экологические изыскания.

Инженерно-геодезические изыскания выполнить в системе координат – местная г. Рыбинск, в системе высот – Балтийская, создание инженерно-топографических планов в М 1:500.

2. Выполнить разработку проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г № 87 в составе:

Раздел №1 – «Пояснительная записка»;

Раздел №2 – «Схема планировочной организации земельного участка»;

Раздел №3 – «Архитектурные решения»;

Раздел №4 – «Конструктивные и объемно-планировочные решения здания»;

Раздел №5 –«Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

Раздел №6 - «Проект организации строительства»;

Раздел №7 -«Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;

Раздел №8- «Перечень мероприятий по охране окружающей среды мероприятия по охране окружающей среды»;

Раздел №9 – «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;

Раздел №10 – «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;

Раздел №10.1 – «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства»;

Раздел №11 – «Смета на строительство объектов капитального строительства»;

Раздел №11.1 – «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

Раздел №12 – «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами»;

3. Проектную документацию согласовать с инженерными службами города, с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск, МБУ «Управление городского хозяйства», Муниципальным заказчиком до проведения государственной экспертизы проектной документации.

4. Провести государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектно-сметной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве.

5. Провести проверку достоверности определения сметной стоимости строительства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №427 от 18.05.2009 г. в ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве».

6. Отчеты по инженерным изысканиям (геодезические) сдать в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск на бумажном и электронном носителях.

Приложением № 1 к техническому заданию на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область установлен следующий график выполнения работ:

№ п/п

Последовательность выполнения проектно-изыскательских работ

Срок выполнения проектно-изыскательских работ

1

Выполнение инженерных изысканий

До 15.09.2019

       

2

Выполнение проектных работ

 

До 15.10.2019

     

3

Государственная экспертиза ПД, включая смету, проверка достоверности определения сметной стоимости

   

До 01.12.2019

   

4

Передача заказчику положительного заключения государственной экспертизы и достоверности определения сметной стоимости

     

До 05.12.2019

 

5

Передача заказчику в полном объеме проектно-сметной документации прошедшей государственную экспертизу (в т.ч. проектно-сметную документацию в электронном виде для проведения электронного аукциона без указания сведений торговых марок, фирменных наименований, ссылок на производителей товаров).

       

До 15.12.2019

Согласно пункту 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта муниципальный заказчик обязан:

- в течение 3 календарных дней со дня подписания контракта передать подрядчику исходную и разрешительно-распорядительную документацию, иные исходные данные, необходимые для разработки подрядчиком проектно-сметной документации и выполнения иных обязательств по контракту (подпункт 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта);

- оказывать содействие подрядчику: при выполнении работы по контракту; в согласовании готовой проектно-сметной документации с инспектирующими и эксплуатирующими организациями (подпункт 6.1.2 пункта 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта).

Пунктом 14.4 статьи 14 «Прочие условия» муниципального контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств, в том числе, в части оплаты.

Как следует из пояснений заказчика, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 «Сроки выполнения работы» муниципального контракта подрядчик обязуется выполнить работу с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации в течении 5 месяцев с даты заключения контракта, т.е. до 01.12.2019 включительно. Работы необходимо выполнять в соответствии с графиком выполнения работ (приложение 1 к техническому заданию), однако в указанные сроки требуемые заказчику работы обществом не выполнены.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 11.3 статьи 11 «Порядок изменения, расторжения контракта» муниципального контракта расторжение контракта допускается:

- по соглашению сторон;

- по решению Арбитражного суда Ярославской области или вышестоящей судебной инстанции;

- в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (в том числе, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (пункт 3 статьи 450.1 ГК РФ).

Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения осуществляется в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ГК РФ (пункт 11.4 статьи 11 «Порядок изменения, расторжения контракта» муниципального контракта).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

02.07.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением условий контракта подрядчиком (далее – решение об одностороннем отказе).

03.07.2020 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация».

03.07.2020 решение об одностороннем отказе направлено заказчиком по юридическому адресу подрядчика (в подтверждение заказчиком представлен отчет об отслеживании письма, из которого следует, что письмо было вручено адресату 13.07.2020); дополнительно данное решение направлено заказчиком в адрес ООО «Мастер-Сервис» посредством электронной почты на адрес подрядчика (client@articserv.ru).

Из письменных пояснений заказчика следует, что последний получил подтверждение о вручении письма подрядчику 13.07.2020, соответственно, датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком информации о вручении письма подрядчику, т.е. 13.07.2020.

Таким образом, по мнению заказчика, принятое решение вступило в силу 24.07.2020, то есть через десять дней с даты получения заказчиком подтверждения о вручении подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.07.2020 на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис».

В ходе подготовки к заседанию Инспекции УФАС по Ярославской области в адрес ООО «Мастер-Сервис» направлен запрос о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 (извещение № 0171300002319000015) на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта.

В свою очередь, обществом представлена письменная позиция относительно причин существенных нарушений условий муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 (извещение № 0171300002319000015) на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта, а также ходатайство о приостановлении рассмотрения обращения заказчика о включении сведений об ООО «Мастер-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков до вступления в силу постановления Второго арбитражного апелляционного суда.

Между тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрен механизм приостановления рассмотрения обращений заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о подрядчиках (поставщиках, исполнителях), с которыми контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в случае одновременного наличия между сторонами судебного спора о законности оснований для внесения сведений об участниках в реестр недобросовестных поставщиков, за исключением случаев принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления рассмотрения ФАС России и её территориальными органами такого обращения, либо приостановления действия решения стороны контракта об отказе от исполнения контракта.

Как пояснил на заседании Инспекции представитель ООО «Мастер-Сервис» и обратившись к официальному сайту арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru/Card/f843a9ac-a94a-4db1-8793-39ce982989f4) Ярославским УФАС России установлено, что обеспечительные меры в виде приостановления рассмотрения Ярославским УФАС России обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Мастер-Сервис», либо приостановления действия решения стороны контракта об отказе от исполнения контракта в рассматриваемом случае не приняты судом, в связи с чем, не представляется возможным удовлетворить указанное выше ходатайство ООО «Мастер-Сервис».

Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого муниципального контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Инспекция Ярославское УФАС России пришла к следующим выводам.

В гражданских правоотношениях с «публичным элементом» не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

В данном конкретном случае общество полагает, что со стороны заказчика ненадлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта, а именно, по мнению общества, заказчик не предоставил подрядчику важнейшие для составления проектной документации документы, в том числе:

- правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (фонтан) и решение (акт) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства;

- технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям.

Как следует из письменной позиции общества правоустанавливающие документы на объект капитального строительства предусмотрены подпунктом «б» пункта 10 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

Приложением № 1 «Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область» к муниципальному контракту №19/37 от 01.07.2019 установлено, что в рамках исполнения работ по предмету муниципального контракта необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Согласно подпункту «б» пункта 10 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать, в том числе, правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства.

Предметом рассматриваемого муниципального контракта является выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область.

Соответственно, поскольку предмет муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019 не предусматривает подготовку проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства, Инспекция Ярославского УФАС России считает, что правоустанавливающие документы в рассматриваемом случае заказчику предоставлять подрядчику не требуется.

 При этом решение (акт) о выведении из эксплуатации и ликвидации фонтана предусмотрен заказчиком к выполнению подрядчиком в разделе № 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» пункта 2 приложения № 1 «Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область» к муниципальному контракту №19/37 от 01.07.2019.

Указанные выше обстоятельства неоднократно доводились до общества письмами заказчика (письмо исх. № 044-01-06/1517 от 20.09.2019, письмо исх. № 044-01-06/1660 от 08.10.2019, письмо исх. № 044-01-06/1697 от 11.10.2019).

Инспекция также критически относится к указанию общества на то, что заказчику необходимо было представить подрядчику технический отчет по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий в силу следующего.

Как было указано выше, согласно пункту 1 приложения № 1 «Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область» к муниципальному контракту №19/37 от 01.07.2019 предусмотрено, что выполнить инженерные изыскания в соответствии СП 47.13330.2016 актуализированная редакция СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», (СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 11-102-97) в составе:

- инженерно-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические изыскания;

- инженерно-экологические изыскания.

Согласно пункту 3.5 раздела 3 «Общие положения» СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (далее - СП 11-102-97) изучение отдельных компонентов природной среды (в том числе исследуемых обычно при инженерно-геологических, гидрометеорологических и других видах изысканий), значимых при оценке экологической безопасности проектируемого строительства и влияющих на изменение природных комплексов в целом, может быть включено в состав инженерно-экологических изысканий.

Соответственно, СП 11-102-97 предусматривает право, а не обязанность включения в состав инженерно-экологических изысканий проведение инженерно-гидрометеорологических изысканий, при этом указанная выше позиция доводилась до подрядчика заказчиком (письмо от 08.10.2019 исх. № 044-01-06/1659, однако указанное письмо было проигнорировано обществом).

Кроме того, указанный выше пункт 1 приложения № 1 «Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область» к муниципальному контракту №19/37 от 01.07.2019, в соответствии с которым подрядчику необходимо выполнять работы, предусмотренные муниципальным контрактом, не предусматривает проведение инженерно-гидрометеорологических изысканий при подготовке подрядчиком проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область (заказчиком определен императивный (закрепленный) перечень подлежащих выполнению работ, в том числе, изысканий).

Обществом на заседании Инспекции указано, что в рамках муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019 подрядчиком выполнены инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, а также топографический план, при этом остальные работы, предусмотренные Техническим заданием и приложением № 1 к техническому заданию на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область (Выполнение проектных работ, государственная экспертиза ПД, включая смету, проверка достоверности определения сметной стоимости, передача заказчику положительного заключения государственной экспертизы и достоверности определения сметной стоимости, передача заказчику в полном объеме проектно-сметной документации прошедшей государственную экспертизу (в т.ч. проектно-сметную документацию в электронном виде для проведения электронного аукциона без указания сведений торговых марок, фирменных наименований, ссылок на производителей товаров) обществом выполнены не были, в связи с непредставлением со стороны заказчика необходимых разрешительно-распорядительных документов.

Однако обществом не доказана невозможность выполнения иных работ в рамках рассматриваемого муниципального контракта, без представления со стороны заказчика указанных обществом документов.

Письмом от 11.10.2019 № 06-18 подрядчик уведомил заказчика о расторжении муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 в одностороннем порядке, в связи с существенным, по мнению общества, нарушением обязательств в рамках указанного выше муниципального контракта со стороны заказчика, выразившемся в следующем:

1. Нарушение сроков предоставления исходной и разрешительно-распорядительной документации, иных исходных данных, необходимых для разработки подрядчиком проектно-сметной документации и выполнения иных обязательств по контракту;

2. Не предоставление в полном объеме исходной и разрешительно-распорядительной документации, иных исходных данных, необходимых для разработки подрядчиком проектно-сметной документации и выполнения иных обязательств по контракту;

3. Предоставление недостоверных исходных данных, необходимых для выполнения проектно-изыскательских работ предмета контракта подрядчиком и выполнения иных обязательств по контракту.

Заказчик, не согласившись с принятым обществом решением о расторжении муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 в одностороннем порядке, подал исковое заявление в Арбитражный суд Ярославской области о признании решения о расторжении муниципального контракта № 19/37 от 01.07.2019 в одностороннем порядке со стороны подрядчика недействительным.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2020 по делу № А82-20286/2019 указанные выше требования заказчика удовлетворены в полном объеме, решение о расторжении муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019 в одностороннем порядке со стороны подрядчика признано судом недействительным; со стороны заказчика надлежащим образом исполнены обязательства, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта (предоставление правоустанавливающих документов на объект капитального строительства (фонтан) и решение (акт) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства, а также технического отчета по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям со стороны заказчика не требовалось) (указанное решение не вступило в законную силу).

Кроме того, после предоставления заказчиком 01.07.2019 (дата заключения муниципального контракта) исходных данных для надлежащего исполнения обязательств в рамках муниципального контракта, общество вступило в переписку с заказчиком только 18.09.2020 (спустя 2,5 месяца после направления заказчиком исходных данных, а также, согласно графику выполнения работ, после окончания выполнения 1 этапа «Выполнение инженерных изысканий), из содержания которой следовало, что заказчиком, по мнению подрядчика, ненадлежащим образом исполняются обязательства в рамках заключенного муниципального контракта, что свидетельствует о затягивании сроков выполнения работ (в том числе, в соответствии с графиком выполнения работ) в рамках муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019.

Вместе с тем, в ответ на направленные письма подрядчика заказчик незамедлительно реагировал на последние, путем неоднократного доведения до ООО «Мастер-Сервис» информации о том, что требуемые подрядчиком в качестве исходных документы (правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (фонтан) и решение (акт) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства, и технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям) не должны предоставляться в рамках муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019, а также указывал на неукоснительное соблюдение обществом сроков выполнения работ, что в свою очередь свидетельствует о намерении заказчика урегулировать возникшие противоречия и получить требуемый результат выполненных работ в установленные муниципальным контрактом сроки.

Учитывая вышеизложенное, избранная модель поведения подрядчика (в том числе, принятие подрядчиком решение о расторжении муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019 в одностороннем порядке при отсутствии со стороны заказчика ненадлежащим образом исполненных обязательств, предусмотренных подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 «Права и обязанности муниципального заказчика» муниципального контракта, затягивание сроков исполнения муниципального контракта и т.д.) косвенно свидетельствует об отсутствии намерения ООО «Мастер-Сервис» на надлежащие исполнение обязательств в рамках муниципального контракта №19/37 от 01.07.2019.

Инспекция отмечает, что заказчик не препятствовал устранению обществом нарушений, послуживших поводом для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого муниципального контракта (доказательства принятых со стороны заказчика мер, блокирующих действия подрядчика по надлежащему исполнению обязательств по заключенному муниципальному контракту, не представлено), напротив, такое право предусмотрено положениями законодательства о контрактной системе, документов, подтверждающих обращение ООО «Мастер-Сервис» к заказчику относительно урегулирования сложившейся ситуации не представлено.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения заявления заказчика о включении (невключении) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Мастер-Сервис», обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, Инспекцией Ярославского УФАС России установлен факт включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (УФАС по Иркутской области).

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

ООО «Мастер-Сервис» доказательств исполнения обязательств по контракту в полном соответствии с условиями контракта или объективной невозможности такого исполнения взятых на себя обязательств не представлено.

Включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков может рассматриваться в качестве необходимой меры и ответственности, поскольку является соразмерным характеру допущенного нарушения.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, подрядчик не представил, при этом, как было отмечено выше, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность выполнить требуемые заказчику работы, соответствующие требованиям муниципального контракта в необходимом ему объеме и сроки.

При этом лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие установленным требованиям, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, ООО «Мастер-Сервис» не исполнило принятые на себя обязательства по муниципальному контракту № 19/37 от 01.07.2019 на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства фонтана на пл. Дерунова, г. Рыбинск, Ярославская область, на что вправе было рассчитывать при заключении муниципального контракта управление строительства администрации городского округа город Рыбинск, при этом доказательств наличия объективных причин (независящих от общества), повлекших за собой невозможность выполнения работ, соответствующих техническим, качественным характеристикам установленным в муниципальном контракте, общество ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении подрядчика при исполнении муниципального контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в срыве контракта.

В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий муниципального контракта (не выполнение принятых на общество обязательств по муниципальному контракту № 19/37 от 01.07.2019; избранная модель поведения подрядчика, характеризующаяся той степенью внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО «Мастер-Сервис». Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

сведения, представленные управлением строительства администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070516, ОГРН 1067610046811) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» (ООО «Мастер-Сервис»; ИНН 7719759181, ОГРН 1107746742663, КПП 772101001; адрес: 109202, город Москва, улица Фрезерная 2-я, дом 3, генеральный директор и единственный учредитель Силагадзе Северьян Галактионович (ИНН 463240582477), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Печников А.Г.

Савичева К.А.

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны