Решение №382/07-03 по антимонопольному делу от 18 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО Управляющая
Производственно-торговая компания
«Топливоподающие системы»
150051, г.Ярославль,
пр-т Машиностроителей, 81
********
ТСН «Заволжье-1»
150065, г.Ярославль,
пр-т Машиностроителей, д.46, оф.161
РЕШЕНИЕ
по делу №076/01/10-779/2020
о нарушении антимонопольного законодательства
25 декабря 2020 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,
члены Комиссии — главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова, специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Д.С.Гресь,
рассмотрев дело №076/01/10-779/2020, возбужденное в отношении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы», ИНН 7603013073, ОГРН 1027600622433, юридический адрес: 150051, г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной по адресу: г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, в отопительный сезон 2019-2020 годов.
установила:
В Ярославское УФАС России поступило обращение жителя многоквартирного дома 46 по пр-ту Машиностроителей Заволжского района г.Ярославля (вх. №5787 от 27.05.2020) о нарушении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» антимонопольного законодательства.
Заявитель просил проверить на предмет нарушения антимонопольного законодательства действия (бездействие) ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» по подаче тепловой энергии и теплоносителя, без учета температуры наружного воздуха (несоблюдение температурного графика), а также выставлении платы в связи с этим.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») (далее –Правила №808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с частью 7 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, должны содержаться в утверждаемых Правительством Российской Федерации правилах коммерческого учета.
При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034) (далее - Правила № 1034).
Пунктом 107 Правил № 1034 определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества. Данные параметры различаются в зависимости от способа присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети - непосредственное присоединение, присоединение через центральный тепловой пункт, присоединение через индивидуальный тепловой пункт.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила № 115), устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
-производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
-паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
-систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно пункту 6.2.59 Правил № 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:
- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +-3%;
- по давлению в подающем трубопроводе +-5%;
В ходе рассмотрения обращения установлено, согласно схеме теплоснабжения городского округа г.Ярославля (актуализация 2018 года) ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» наделено статусом единой теплоснабжающей организацией №5.
Доставка услуг теплоснабжения конечным потребителям Заволжского района г.Ярославля осуществляется от котельной ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» по адресу: г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, д.81, через принадлежащие Обществу тепловые сети, а затем через тепловые сети АО «Ярославские энергетические системы». В связи с вышеуказанным, ответственной организацией за качество отпускаемой конечным потребителям тепловой энергии является ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы».
Согласно письменным пояснениям ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» приборы коммерческого учета отпуска тепловой энергии установлены не на котельной, а на границах балансовой и эксплуатационной ответственности с АО «Ярославские энергетические системы» с условным обозначением ТУП-1 и ТУП-2. Таким образом, качество отпускаемого ресурса определяется техническими параметрами, хранящимися в базе данных ПУ ТЭ на указанных границах.
Эксплуатационный персонал на котельной работает в круглосуточном режиме; котельная оснащена визуализацией и автоматическими системами контроля и регулирования параметров отпускаемой тепловой энергии.
Данные о прогнозируемой и фактической посуточной температуре наружного воздуха, используемые при определении температуры отпуска тепловой энергии с котельной, ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» получает от ЦГМС по телефону на основании договора.
Температура ресурсов в точке поставки у потребителя зависит от температуры отпуска ресурсов с котельной в соответствии с температурным графиком.
При этом, температура отпуска ресурсов с котельной зависит от температуры наружного воздуха. Так, например, при температуре наружного воздуха 0 °С, температура отпуска ресурсов с котельной (с учетом +-3% - от 73,72 до 78,28), а при 8 °С – 70 °С (с учетом +-3% - от 67,9 до 72,1) и т.д.
Исходя из анализа отчетов следует, что температура подаваемой тепловой энергии и теплоносителя с котельной ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» в отопительный период 2019-2020 годов не соответствует требованиям, установленным температурным графиком и Правилам №115.
Антимонопольным органом по результатам анализа вышеуказанных отчётов установлен «перетоп»: 04.11.2019-05.11.2019, 10.11.2019-11.11.2019, 27.11.2019, 29.11.2019-30.11.2019, 05.12.2019, 13.12.2019, 16.12.2019-17.12.2019, 19.12.2019, 21.12.2019-24.12.2019, 31.12.2019, 03.01.2019, 08.01.2020, 13.01.2020, 16.01.2020, 25.01.2020, 02.03.2020, 16.03.2020;
«недотоп»: 02.10.2019, 05.10.2019-08.10.2019, 28.10.2019-31.10.2019, 01.11.2019-03.11.2019, 08.11.2019, 16.11.2019, 21.11.2019-26.11.2019, 01.12.2019-04.12.2019, 08.12.2019-12.12.2019, 14.12.2019, 25.12.2019-31.12.2019, 04.01.2020, 06.01.2020, 11.01.2020-12.01.2020, 22.01.2020-24.01.2020, 26.01.2020-31.01.2020, 01.02.2020, 04.02.2020-09.02.2020, 11.02.2020, 13.02.2020-14.02.2020, 16.02.2020, 23.02.2020-27.02.2020, 29.02.2020, 01.03.2020, 03.03.2020-15.03.2020, 20.03.2020-24.03.2020, 26.03.2020, 02.04.2020-15.04.2020.
27.08.2020 Ярославским УФАС России в отношении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции №076/01/10-779/2020, выразившемся в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной по адресу: г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, в отопительный сезон 2019-2020 годов.
Изучив, имеющиеся в материалах дела документы и пояснения сторон, Ярославское УФАС России пришло к следующему.
Анализ показаний температур в целях контроля качества поставляемых ресурсов необходимо путём установления средней температуры за месяц, а не по каждому дню отдельно.
В соответствии с пунктом 34 Правил №808 под расчётным периодом для расчёта потребителей с теплоснабжающей организации принимается 1 календарный месяц. Аналогичное положение содержится и в пункте 37 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Соответственно, расчётным периодом оказания коммунальных услуг является календарный месяц.
Отклонение от установленных нормативов в указанные периоды обусловлено техническими особенности предоставления услуг по теплоснабжению, а именно, система теплоснабжения является инерционной.
Температура теплоносителя задаётся на котельной заранее, на следующие сутки, с учётом метеорологического прогноза, представляемого ФГБУ «Центральное УГМС.
Таким образом, если по показаниям метеорологического прогноза будет выявлено понижение температуры наружного воздуха, то температура теплоносителя на котельной будет задаваться с учётом такого понижения.
Описанная процедура необходима для того, чтобы температура теплоносителя успела подняться до необходимого уровня к моменту наступления фактического понижения температуры наружного воздуха. В данном случае необходимо понимать, что в силу технических особенностей системы теплоснабжения, температура теплоносителя не может быть изменена мгновенно, поэтому задаётся заранее.
Вместе с тем, фактические показания температуры наружного воздуха не всегда соответствуют метеорологическим прогнозам, вследствие чего может происходить отклонение от температурного графика.
Неоднократное ежесуточное изменение температурного графика в целях его строго выдерживания приведет к постоянному включению/отключению, изменению нагрузки оборудования котельной, удлинению/сужению трубопроводов тепловой сети и работе компенсирующих устройств. Такие действия снизят надежность системы теплоснабжения и приведут к возникновению дефектов.
Необходимость «сглаживания» температурного графика при резких перепадах температур наружного воздуха производится с целью предотвращения аварийных ситуаций и дополнительного износа оборудования на тепловых сетях (резкие скачки температуры приводят к расширению/сжатию трубопроводов с последующей деформацией металла и, как следствие, к разрушению строительных конструкций и образованию новых дефектов на тепловых сетях, влекущим за собой угрозу бесперебойному теплоснабжению потребителей).
ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» задавало температуру ресурса с учетом длины сетей, климатических условий и иных факторов, позволяющих обеспечить в квартирах жителей нормативную температуру (иными словами – если диспетчер сети с учетом прогноза температуры наружного воздуха предполагает резкое повышение/понижение температуры наружного воздуха, то температура сетевой воды задается с учетом протяженности сети и времени, необходимого для доставки ресурса до конечного потребителя, что влечет за собой незначительные отклонения от температурного графика).
Таким образом, температуру отпускаемой сетевой воды необходимо учитывать как среднемесячную.
В течение рассматриваемого периода среднемесячная температура сетевой воды, отпущенной с котельной соответствовала утверждённому температурному графику.
Следовательно, Комиссией Ярославского УФАС России установлено несоблюдение температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной в отопительный сезон с 2019-2020 годов применительно к ряду дней в соответствующем месяце приведённого отопительного сезона, связанное с вынужденной корректировкой данных по приведённым выше основаниям, при действительном соблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной ежемесячно, положенного в последствии в расчёт стоимости за потреблённую услугу.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:
-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
-действия (бездействие), противоречащие действующему законодательству;
-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
-наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.
Исходя из вышеизложенного Комиссия считает, что в действиях
ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» отсутствует состав нарушения предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку не установлено действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, противоречащих действующему законодательству, повлекшее ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектом) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей по приведённым в тексте настоящего решения основаниям.
Руководствуясь статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а :
прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н.Лебедева
Члены Комиссии В.С.Гробова
Д.С.Гресь