Решение №382/07-03 по антимонопольному делу от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО Управляющая

Производственно-торговая компания

«Топливоподающие системы»

150051, г.Ярославль, 

пр-т Машиностроителей, 81

 

                                                                                       ********

 

ТСН «Заволжье-1»

150065, г.Ярославль,

пр-т Машиностроителей, д.46, оф.161

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-779/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

25 декабря 2020 года                                                                                     г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова,  специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Д.С.Гресь,

рассмотрев дело №076/01/10-779/2020, возбужденное в отношении  ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы», ИНН 7603013073, ОГРН 1027600622433, юридический  адрес: 150051, г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной по адресу: г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, в отопительный сезон 2019-2020 годов.

 

установила:

В Ярославское УФАС России поступило обращение жителя многоквартирного дома 46 по пр-ту Машиностроителей Заволжского района г.Ярославля (вх. №5787 от 27.05.2020) о нарушении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» антимонопольного законодательства.

Заявитель просил проверить на предмет нарушения антимонопольного законодательства действия (бездействие) ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» по подаче тепловой энергии и теплоносителя, без учета температуры наружного воздуха (несоблюдение температурного графика), а также выставлении платы в связи с этим.

 

В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.

Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808  «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») (далее –Правила №808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

В соответствии с частью 7 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, должны содержаться в утверждаемых Правительством Российской Федерации правилах коммерческого учета.

При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034) (далее - Правила № 1034).

Пунктом 107 Правил № 1034 определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества. Данные параметры различаются в зависимости от способа присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети - непосредственное присоединение, присоединение через центральный тепловой пункт, присоединение через индивидуальный тепловой пункт.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г.  115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила № 115), устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

-производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

-паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

-систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Согласно пункту 6.2.59 Правил № 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:

- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +-3%;

- по давлению в подающем трубопроводе +-5%;

 

В ходе рассмотрения обращения установлено, согласно схеме теплоснабжения городского округа г.Ярославля (актуализация 2018 года) ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» наделено статусом единой теплоснабжающей организацией №5.

Доставка услуг теплоснабжения конечным потребителям Заволжского района г.Ярославля осуществляется от котельной ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» по адресу: г.Ярославль,                                    пр-т Машиностроителей, д.81, через принадлежащие Обществу тепловые сети, а затем через тепловые сети АО «Ярославские энергетические системы». В связи с вышеуказанным, ответственной организацией за качество отпускаемой конечным потребителям тепловой энергии является ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы».

Согласно письменным пояснениям ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» приборы коммерческого учета отпуска тепловой энергии установлены не на котельной, а на границах балансовой и эксплуатационной ответственности с АО «Ярославские энергетические системы» с условным обозначением ТУП-1 и ТУП-2. Таким образом, качество отпускаемого ресурса определяется техническими параметрами, хранящимися в базе данных ПУ ТЭ на указанных границах. 

Эксплуатационный персонал на котельной работает в круглосуточном режиме; котельная оснащена визуализацией и автоматическими системами контроля и регулирования параметров отпускаемой тепловой энергии.

Данные о прогнозируемой и фактической посуточной температуре наружного воздуха, используемые при определении температуры отпуска тепловой энергии с котельной, ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» получает от ЦГМС по телефону на основании договора.

Температура ресурсов в точке поставки у потребителя зависит от температуры отпуска ресурсов с котельной в соответствии с температурным графиком.

При этом, температура отпуска ресурсов с котельной зависит от температуры наружного воздуха. Так, например, при температуре наружного воздуха 0 °С, температура отпуска ресурсов с котельной (с учетом +-3% - от 73,72 до 78,28), а при 8 °С – 70 °С (с учетом +-3% - от 67,9 до 72,1) и т.д.

Исходя из анализа отчетов следует, что температура подаваемой тепловой энергии и теплоносителя с котельной ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» в отопительный период 2019-2020 годов не соответствует требованиям, установленным температурным графиком и Правилам №115.

Антимонопольным органом по результатам анализа вышеуказанных отчётов установлен «перетоп»: 04.11.2019-05.11.2019, 10.11.2019-11.11.2019, 27.11.2019, 29.11.2019-30.11.2019, 05.12.2019, 13.12.2019, 16.12.2019-17.12.2019, 19.12.2019, 21.12.2019-24.12.2019, 31.12.2019, 03.01.2019, 08.01.2020, 13.01.2020, 16.01.2020, 25.01.2020, 02.03.2020, 16.03.2020;

«недотоп»: 02.10.2019, 05.10.2019-08.10.2019, 28.10.2019-31.10.2019, 01.11.2019-03.11.2019, 08.11.2019, 16.11.2019, 21.11.2019-26.11.2019, 01.12.2019-04.12.2019, 08.12.2019-12.12.2019, 14.12.2019, 25.12.2019-31.12.2019, 04.01.2020, 06.01.2020, 11.01.2020-12.01.2020, 22.01.2020-24.01.2020, 26.01.2020-31.01.2020, 01.02.2020, 04.02.2020-09.02.2020, 11.02.2020, 13.02.2020-14.02.2020, 16.02.2020, 23.02.2020-27.02.2020, 29.02.2020, 01.03.2020, 03.03.2020-15.03.2020, 20.03.2020-24.03.2020, 26.03.2020, 02.04.2020-15.04.2020.

27.08.2020 Ярославским УФАС России в отношении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции №076/01/10-779/2020, выразившемся в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной по адресу: г.Ярославль, пр-т Машиностроителей, 81, в отопительный сезон 2019-2020 годов.

Изучив, имеющиеся в материалах дела документы и пояснения сторон, Ярославское УФАС России пришло к следующему.

Анализ показаний температур в целях контроля качества поставляемых ресурсов необходимо путём установления средней температуры за месяц, а не по каждому дню отдельно.

В соответствии с пунктом 34 Правил №808 под расчётным периодом для расчёта потребителей с теплоснабжающей организации принимается 1 календарный месяц. Аналогичное положение содержится и в пункте 37 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Соответственно, расчётным периодом оказания коммунальных услуг является календарный месяц.

Отклонение от установленных нормативов в указанные периоды обусловлено техническими особенности предоставления услуг по теплоснабжению, а именно, система теплоснабжения является инерционной.

Температура теплоносителя задаётся на котельной заранее, на следующие сутки, с учётом метеорологического прогноза, представляемого ФГБУ «Центральное УГМС.

Таким образом, если по показаниям метеорологического прогноза будет выявлено понижение температуры наружного воздуха, то температура теплоносителя на котельной будет задаваться с учётом такого понижения.

Описанная процедура необходима для того, чтобы температура теплоносителя успела подняться до необходимого уровня к моменту наступления фактического понижения температуры наружного воздуха. В данном случае необходимо понимать, что в силу технических особенностей системы теплоснабжения, температура теплоносителя не может быть изменена мгновенно, поэтому задаётся заранее.

Вместе с тем, фактические показания температуры наружного воздуха не всегда соответствуют метеорологическим прогнозам, вследствие чего может происходить отклонение от температурного графика.

Неоднократное ежесуточное изменение температурного графика в целях его строго выдерживания приведет к постоянному включению/отключению, изменению нагрузки оборудования котельной, удлинению/сужению трубопроводов тепловой сети и работе компенсирующих устройств. Такие действия снизят надежность системы теплоснабжения и приведут к возникновению дефектов.

Необходимость «сглаживания» температурного графика при резких перепадах температур наружного воздуха производится с целью предотвращения аварийных ситуаций и дополнительного износа оборудования на тепловых сетях (резкие скачки температуры приводят к расширению/сжатию трубопроводов с последующей деформацией металла и, как следствие, к разрушению строительных конструкций и образованию новых дефектов на тепловых сетях, влекущим за собой угрозу бесперебойному теплоснабжению потребителей).

ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» задавало температуру ресурса с учетом длины сетей, климатических условий и иных факторов, позволяющих обеспечить в квартирах жителей нормативную температуру (иными словами – если диспетчер сети с учетом прогноза температуры наружного воздуха предполагает резкое повышение/понижение температуры наружного воздуха, то температура сетевой воды задается с учетом протяженности сети и времени, необходимого для доставки ресурса до конечного потребителя, что влечет за собой незначительные отклонения от температурного графика).

Таким образом, температуру отпускаемой сетевой воды необходимо учитывать как среднемесячную.

В течение рассматриваемого периода среднемесячная температура сетевой воды, отпущенной с котельной соответствовала утверждённому температурному графику.

Следовательно, Комиссией Ярославского УФАС России установлено несоблюдение температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной в отопительный сезон с 2019-2020 годов применительно к ряду дней в соответствующем месяце приведённого отопительного сезона, связанное с вынужденной корректировкой данных по приведённым выше основаниям, при действительном соблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с котельной ежемесячно, положенного в последствии в расчёт стоимости за потреблённую услугу.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-действия (бездействие), противоречащие действующему законодательству;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

-наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Исходя из вышеизложенного Комиссия считает, что в действиях
ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» отсутствует состав нарушения предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку не установлено действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, противоречащих действующему законодательству, повлекшее ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектом) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей по приведённым в тексте настоящего решения основаниям.

Руководствуясь статьей 41, пунктом 1  части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а :

прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО Управляющая Производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                         С.Н.Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                     В.С.Гробова

 

                                                                                                                  Д.С.Гресь

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны