Решение №11116/04-01 Решение и предписание по делу от 5 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Промсвязьбанк»

ул. Смирновская, д. 10, корп. 22,

г. Москва, 109052

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/32-17

 

«12» сентября 2017года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.,

члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС России Гаврилов С.В., специалист-эксперт Ускова Ю.А.

рассмотрев дело № 04-01/32-17, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, без указания полного наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ПАО «Промсвязьбанк» по доверенности № 1921 от 20.07.2017г. - <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 23 июня 2017 г. на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69а, выявлено размещение информации следующего содержания: «Кредит наличными от 12,9%. Наша ставка и не такое выдержит! 8 800 333 03 03. www.psbank.ru Промсвязьбанк».

В связи с установлением факта распространения указанной рекламы, возбуждено дело № 04-01/32-17 по признакам нарушения части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку при размещении на рекламной конструкции рекламы финансовых услуг, не были указаны полное наименование лица предоставляющего услуги кредитования и условия предоставления кредита.

В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ПАО «Промсвязьбанк».

Представитель ПАО «Промсвязьбанк» на заседании комиссии пояснил, что общество указало в рассматриваемой рекламе полное наименование организации «ПАО «Промсвязьбанк», что подтверждается копией приложенного к данным пояснениям макета рекламы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя «ПАО «Промсвязьбанк», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69а, по своему содержанию соответствует законодательному понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к финансовым услугам предоставляемым ПАО «Промсвязьбанком», формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе указано фирменное наименование лица «Промсвязьбанк», но данный факт не освобождает от исполнения обязанности по указанию полного наименования лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Поскольку в рассматриваемой рекламе полное наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы), размещено в нижней части баннера и напечатано мелким шрифтом, таким образом указанная информация об организационно-правовой форме Общества нечитаема и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.

Согласно требованиям Закона о рекламе содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой; не читаемая и не воспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует наименование общества, содержащее указание на его организационно-правовую форму, таким образом данная реклама является ненадлежащей, размещенной без указания наименования лица, оказывающего банковские услуги с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, следовательно существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В вышеуказанной рекламе крупным шрифтом указана только процентная ставка по кредиту 12,9%, однако, сведения о том, что "Ставка от 12,9% действует при оформлении кредита в интернет-банке Промсвязьбанка по программам потребительского кредитования «Для госслужащих», «Держателей зарплатных карт». Сумма кредита — до 1 500 000 руб. Срок кредитования — 7 лет. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Подробную информацию по потребительскому кредиту, об иных условиях предоставления и погашения потребтельского кредита и требованиях к заемщикам вы можете узнать по телефону 8 800 333-03-03 (круглосуточно, звонок по России бесплатный), в офисах банка и на сайте www.psbank.ru. ПАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России №3251", приведены в рекламе мелким, трудным для восприятия шрифтом, хотя являются существенными, необходимыми потребителю для принятия осознанного решения.

Спорная реклама, являясь наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Рекламное сообщение размещалось на фасаде многоэтажного здания по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69а, расположенной у проезжей части дороги на высоте около трех метров над землей. Размер букв, написанных мелким шрифтом, значительно меньше шрифта, которым написан основной текст рекламы.

В связи с тем, что рекламное сообщение распространялось на рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания, кроме того расположенно на большой высоте, а также вдоль автомобильных дорог, то информация о наименовании организационно-правовой формы общества и условиях предоставления финансовой услуги — кредита, не могла быть прочитана потребителем.

В материалы дела представлен макет спорной рекламы, из которого видно, что информация о наименовании кредитной организации и условиях предоставления финансовой услуги — кредита указана в нижнем части макета и напечатана шрифтом, значительно отличающимся по своему размеру от остальной рекламной информации. Использование рекламодателем такого визуального приема не позволяет потребителю при ознакомлении с текстом рекламы воспринять все условия предоставления финансовой услуги - кредита, таким образом может ввести потребителя в заблуждение относительно исполнителя банковских услуг, в том числе в силу особенностей размещения вышеуказанной рекламной информации.

Указанный способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннер размером 2,5x2 метров, расположенный на высоте более трех метров, что исключает возможность приблизиться к нему, не на уровне глаз потребителей) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации. При таких обстоятельствах указанное мелким шрифтом наименование организационно-правовой формы общества и условия предоставления финансовой услуги — кредита, не может считаться присутствующим в спорной рекламе.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях банковской услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком услуги - "Кредит наличными от 12,9%".

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита в форме, невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, таким образом нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно ответу Комитета по рекламе Мэрии г. Ярославля (№7786 от 19.07.2017), рассматриваемая рекламная конструкция установленная по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69а, эксплуатируется на основании разрешения на установку рекламной конструкции от 19.09.2013 №224-нг/13, выданного ОАО «Промсвязьбанк» на срок до 18.09.2018г. Собственником недвижимого имущества — места присоединения рекламной конструкции является ОАО «Промсвязьбанк».

На запрос Ярославского УФАС России Региональный Сетевой Информационной Центр (вх. № 7997 от 19.07.2017) представил сведения, что администратором домена второго уровня сайта www.psbank.ru указанного на рекламной конструкции является ПАО «Промсвязьбанк».

Согласно представленной информации от ОАО «МТТ» (вх. № 7994 от 19.07.2017), номер телефона указанный на рекламной конструкции был выделен ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» на основании договора №34-05/29 от 09.11.2005г.

ПАО «Промсвязьбанк» представило письменные пояснения (вх. № 9631 от 08.09.2017г.) поддержанные представителем общества на комиссии, о том, что на рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69А, содержится информация о полном наименовании Банка - «… ПАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России №3251».

На основании представленных в материалы дела документов и дополнительных пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ПАО «Промсвязьбанк», которое несет ответственность за нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

ПАО «Промсвязьбанк» как рекламодатель и как рекламораспространитель допустило нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» поскольку указало в рекламе лишь фирменное наименование организации предоставляющей финансовые услуги, кроме того исполнение мелким шрифтом организационно-правовой формы и условий предоставления финансовой услуги — кредита на рекламной конструкции, что является отсутствием части существенной информации и приводит к искажению смысла рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с подпунктом «а» пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Кредит наличными от 12,9%. Наша ставка и не такое выдержит! 8 800 333 03 03. www.psbank.ru Промсвязьбанк», на рекламной конструкции, расположенной по адресу:г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69а, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ПАО «Промсвязьбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме « » сентября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Ю.А. Ускова

 

 

 

ПАО «Промсвязьбанк»

 

ул. Смирновская, д. 10, корп. 22,

г. Москва, 109052

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ 04-01/32-17

 

«12» сентября 2017года город Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.,

члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС России Гаврилов С.В., специалист-эксперт Ускова Ю.А.

на основании решения от «14» сентября 2017 года по делу № 04-01/32-17 о признании ненадлежащей рекламу финансовых услуг, без указания полного наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита, что является нарушением требований части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон « О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк», место нахождения: ул. Смирновская, д. 10, корп. 22, г. Москва, 109052, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

- прекратить распространение рекламы: «Кредит наличными от 12,9%. Наша ставка и не такое выдержит! 8 800 333 03 03. www.psbank.ru Промсвязьбанк», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 69А, без указания полного наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита.

2. ПАО «Промсвязьбанк» представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06 октября 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушении законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Ю.А. Ускова

Связанные организации

Связанные организации не указаны