Решение №11190/04-01 Решение по делу от 5 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС»

ул. Рыбинская, д. 46

г. Ярославль, 150049

 

ул. Батова, д.30/1

г. Ярославль, 150033

 

ИП <...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/33-17

«13» сентября 2017года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС России Мельникова О.И., специалист-эксперт Ускова Ю.А.

рассмотрев дело № 04-01/33-17, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ипотечного кредитования без указания полного наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» по доверенности № ДВ-00884/16 от 01.01.2017г. - <...>, привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

ИП <...>, привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, на заседание комиссии не явился, представителей не направил, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 23 июня 2017 г. на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская, вблизи дома №29, выявлено размещение информации следующего содержания: «Микрорайон Яблоневый посад. Купи, пока проценты отдыхают. Квартиры в ипотеку под 8,4%. 593-793. www.yarposad.ru».

В связи с установлением факта распространения указанной рекламы, возбуждено дело № 04-01/33-17 по признакам нарушения части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку при размещении на рекламной конструкции рекламы ипотечного кредитования не были указаны полное наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условия предоставления кредита.

В качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» и ИП <...>.

Представитель ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» на заседании комиссии пояснил, что обществом был заказан баннер размером 6х3м., с ИП <...> был заключен договор на размещение вышеуказанной рекламы по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская в районе пересечения с ул. Дачная. Данная реклама направлена на мотивацию потребителя приобретать квартиры в микрорайоне Яблоневый посад, ПАО «Сбербанк» являлся партнером акции и брал на себя часть расходов по процентной ставке. Кроме того, в ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» установлены минимальные размеры шрифтов, которые используются для размещения в рекламе, с учетом типа конструкции и расстоянии до объекта. Информация об условиях акции ипотечного кредитования размещена на макете ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» шрифтом 30мм. Выбор размера обусловлен большим объемом размещаемой информации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская, вблизи дома №29, по своему содержанию соответствует законодательному понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к финансовым услугам, а именно ипотечному кредитованию, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями объектов недвижимости, в том числе посредством ипотечного кредита, является рекламой финансовых услуг, соответственно, должна содержать полное наименование лица, оказывающего данную услугу.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе слово "ипотека" в контексте с позиции потребителя воспринимается как возможность приобрести рекламируемую недвижимость посредством ипотечного кредита, то есть путем оказания банковской услуги, в отсутствие сведений о наименовании лица, оказывающего данную услугу, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Полное наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы) в рассматриваемой рекламе размещено в нижней части баннера и напечатано мелким шрифтом, таким образом указанная информация об организационно-правовой форме Общества нечитаема и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.

Согласно требованиям Закона о рекламе содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой; не читаемая и не воспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует наименование общества оказывающего финансовые услуги по предоставлению ипотечного кредитования, содержащее указание на его организационно-правовую форму, таким образом данная реклама является ненадлежащей, размещенной без указания наименования лица, оказывающего банковские услуги с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, следовательно существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об ипотечном кредитовании приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В вышеуказанной рекламе крупным шрифтом указано только одно условие «квартиры в ипотеку под 8,4%», однако, сведения о том, что «В период с 06.03.2017г. по 31.05.2017г. Включительно заемщику предоставляется возможность оформить жилищный кредит по ставке 8,4% годовых при условии подачи заявки у ООО «ПСП «Экспресс» на жилищный кредит на первичном рынке в рамках программы кредитования «Приобретение строящегося жилья» с учетом условий «Акции застройщиков» и с учетом индивидуальной схемы кредитования с установлением индивидуальной процентной ставки по кредитам физических лиц, предоставляемых банком на инвестировании объектов недвижимости, возводимых и реализуемых застройщиками/инвесторами — партнерами банка, а также при условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика/созаемщика и заключения договора по направлению документов в гос. Регистрацию ДДУ в электронном виде (услугу оказывает ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» (ОО «ЦНС»), ОГРН 1157746652150, адрес места нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) в случае отказа заемщика/созаемщика от продления договора страхования жизни и здоровья на второй и каждый последующий год действия кредитного договора ставка по кредиту в указанные периоды будет составлять 9,4% годовых. Данная ставка не суммируется с другими акциями, особыми условиями и специальными программами сбербанка. Для заемщиков, не предоставивших документы, подтверждающие финансовое состояние и трудовую занятость, годовая процентная ставка в рамках данной программы по кредиту будет составлять 8,9% при условии заключения договора страхования жизни и здоровья заемщика. При отказе от заключения договора страхования жизни и здоровья заемщика годовая процентная ставка будет составлять 9,9%. Минимальная сумма кредита — 300 000 руб. Максимальный размер кредита определяется на основании оценки платежеспособности заемщика/созаемщиков и предоставленного обеспечения и не должен превышать меньшею из величин: 85% стоимости кредитуемого объекта недвижимости или иного объекта недвижимости, оформляемого в залог. Валюта кредита — рубли РФ. Первоначальный взнос — от 15% стоимости кредитуемого жилогопомещения, при этом для заемщиков не предоставивших документы, подтверждающие финансовое состояние и трудовую занятость, первоначальный взнос — 50% от стоимости кредитуемого жилого помещения. Срок кредита - от 12 до 84 месяцев включительно. Сумма кредита для конкретного заемщика определяется индивидуально и зависит от срока кредита, предоставляемого обеспечения, финансового состояния заемщика. Дополнительные расходы: страхование жизни и здоровья заемщика, страхование и оценка объекта недвижимости, оформляемого в залог (тарифы зависят от индивидуальных особенностей заемщика), нотариальное заверение документов. Обеспечение по кредиту — залог кредитуемого или иного жилого помещения, удовлетворяющего требования банка. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Количество квартир в рамках данного предложения ограничено. Подробная информация по условиям кредитования — по телефонам справочной службы 8 800 555 55 50 или 900 или на www.sberbank.ru. Услуга по электронной регистрации сделки является платной и доступна в офисе застройщика, являющегося партнером ООО «ЦНС, при наличии полного пакета документов всех участников сделки, работоспособности сайта DOMCLICK.RU и портала Ростреестра. Подробную информацию об услуге, о ее стоимости и порядке предоставления вы можете узнать по телефонам 8 800 555 55 50 и 900 или на DOMCLICK.RU. Изменение условий производится банком в одностороннем порядке. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России №1481 от 11.08.2015», приведены в рекламе мелким, трудным для восприятия шрифтом, хотя являются существенными, необходимыми потребителю для принятия осознанного решения.

Спорная реклама, являясь наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Рекламное сообщение размещалось на рекламной конструкции, расположенной у проезжей части дороги на высоте около трех метров над землей. Размер букв, написанных мелким шрифтом, в несколько раз меньше шрифта, которым написан основной текст рекламы.

В связи с тем, что рекламные сообщения распространялись на рекламных конструкциях, размещенных на объектах наружной рекламы, расположенных на большой высоте, а также вдоль автомобильных дорог, то информация о существенных условиях рекламируемой финансовой услуги – ипотечного кредитования, не могла быть прочитана потребителем.

В материалы дела представлен макет спорной рекламы, из которого видно, что информация о наименовании кредитной организации и условиях предоставления финансовой услуги — кредита указана в нижнем части макета и напечатана шрифтом, значительно отличающимся по своему размеру от остальной рекламной информации. Использование рекламодателем такого визуального приема не позволяет потребителю при ознакомлении с текстом рекламы воспринять все условия предоставления финансовой услуги - кредита, таким образом может ввести потребителя в заблуждение относительно исполнителя банковских услуг.

Указанный способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (рекламная конструкция тип «призматрон», размером 6х3 м., расположенная на высоте более трех метров, на островке безопасности, между проезжими частями, что исключает возможность приблизиться к ней, не на уровне глаз потребителей) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации. При таких обстоятельствах указанное мелким шрифтом наименование организационно-правовой формы общества и условия предоставления финансовой услуги — ипотечного кредитования, не может считаться присутствующим в спорной рекламе.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях банковской услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком услуги – "Квартиры в ипотеку под 8,4%".

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком ипотечного кредита в форме, невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, таким образом нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно ответу ИП <...> (№8001 от 20.07.2017), рассматриваемая рекламная конструкция установленная по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская, вблизи дома №29, принадлежит ИП <...>, готовый рекламный баннер с рассматриваемой рекламой был предоставлен для последующего размещения ООО «ПСП «Экспресс», согласно договора №300 от 14.12.2016г.

На запрос Ярославского УФАС России Региональный Сетевой Информационной Центр (вх. № 7996 от 19.07.2017) представил сведения, что администратором домена второго уровня сайта yarposad.ru указанного на рекламной конструкции является ООО «ПСП «Экспресс».

Согласно представленной информации от ООО «Ярнет» (вх. № 8122 от 24.07.2017), номер телефона указанный на рекламной конструкции был выделен ООО «ПСП «Экспресс» на основании договора об оказании услуг связи №1001054/тел от 01.10.2015г.

ООО «ПСП «Экспресс» представило письменные пояснения (вх. №9476 от 05.09.2017), поддержанные представителем общества на комиссии, что 09.01.2017г. обществом был заключен договор с ИП <...> на изготовление печатной продукции. В соответствии с условиями договора было изготовлено и передано Обществу два баннера размером 6х3м. С ИП <...> ООО «ПСП «Экспресс» 14.12.2016г. заключило договор на размещение вышеуказанной рекламы по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская в районе пересечения с ул. Дачная на период с 01.05.2017г. по 31.05.2017г. Данная реклама направлена на мотивацию потребителя приобретать квартиры в микрорайоне Яблоневый посад, ПАО «Сбербанк» являлся партнером акции и брал на себя часть расходов по процентной ставке. Кроме того, в ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» установлены минимальные размеры шрифтов, которые используются для размещения в рекламе, с учетом типа конструкции и расстоянии до объекта. Информация об условиях акции ипотечного кредитования размещена на макете ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» шрифтом 30мм. Выбор размера обусловлен большим объемом размещаемой информации.

ИП <...> представил письменные пояснения (вх. №9529 от 06.09.2017г.), о том, что при размещении рекламного баннера «Микрорайон Яблоневый посад ...» на рекламной конструкции тип «призматрон», размером 6х3 м., по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская в районе пересечения с ул. Дачная, предприниматель исходил из того, что вся необходимая по закону информация на баннере имеется и читаема (видна) с расстояния, на восприятие с которого она рассчитана.

На основании представленных в материалы дела документов и дополнительных пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС», а рекламораспространителем ИП <...>.

ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» (как рекламодатель) и ИП <...> (как рекламораспространитель) допустили нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» поскольку в рекламе указано только одно условие о возможности приобретения недвижимости потенциальными покупателями с использованием "ипотеки", остальная существенная информация об организационно-правовой форме и остальных условиях предоставления ипотечного кредитования, исполнена мелким шрифтом, что является отсутствием части существенной информации и приводит к искажению смысла рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Ярославское УФАС ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» были представлены материалы, которыми подтверждается факт демонтажа рекламной конструкции. Таким образом, ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» добровольно устранило нарушение ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с подпунктом «а» пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Микрорайон Яблоневый посад. Купи, пока проценты отдыхают. Квартиры в ипотеку под 8,4%. 593-793. www.yarposad.ru», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Урочская, вблизи дома №29, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «ПСП «ЭКСПРЕСС» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным прекращением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме « » сентября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии А.С.Шушкова

 

Члены Комиссии О.И. Мельникова

Ю.А. Ускова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны