Решение №558/07-03 по антимонопольному делу от 21 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГП ЯО «Южный Водоканал»

152150, Ярославская обл., г. Ростов,

Ярославское шос., д. 42, оф. 1

mupreckan@mail.ru

 

                                                                                   *****

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-398/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

30 декабря 2020 года                                                                                        г.Ярославль

(изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова, специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Д.C.Гресь,

рассмотрев дело №076/01/10-398/2020, возбужденное в отношении государственного предприятия Ярославской области  «Южный Водоканал» (далее - ГП ЯО «Южный Водоканал»), ИНН 7609036849,  ОГРН 1167627062404, юридический адрес: Ярославская обл, г. Ростов, Ярославское шос., д.42, оф.1, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе жителям пос. Семибратово Ростовского района Ярославской области в осуществлении перерасчета платы за холодное водоснабжение.

 

установила:

В Ярославское УФАС России поступило коллективное заявление жителей    пос. Семибратово Ростовского р-на Ярославской обл. (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) (вх.№1727 от 17.02.2020) о нарушении антимонопольного законодательства.

В обращении указано, что в пос.Семибратово питьевая вода поставляется ненадлежащего качества (имеет специфический вкус, запах и цвет), очистные сооружения практически не функционируют, вода только хлорируется.

Жители просят обязать ГП ЯО «Южный Водоканал» (далее - Предприятие) либо уполномоченный орган государственной власти произвести перерасчет стоимости питьевой воды по тарифу на услуги технического водоснабжения, возместить разницу в стоимости за 2017-2019 годы, производить расчет платы по тарифу за техническую воду до завершения мероприятий по приведению качества воды в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В качестве приложений к заявлению представлены:

-обращение жителей главе Ростовского муниципального округа от 17.08.2017 по вопросу строительства очистных сооружений, ненадлежащего качества холодного питьевого водоснабжения;

-ответ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № ОГ.18-1759/19 от 09.12.2019 по вопросам обеспечения функционирования очистных сооружений канализации и водоснабжения надлежащего качества;

-выкопировка с официального сайта Следственного Комитета Российской Федерации Ярославской области о возбуждении в отношении должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Роспотребнадзор) уголовных дел по части 1 статьи 294 УК РФ «Халатность» (непринятие мер, направленных на организацию внеплановых проверок по фактам подачи ГП ЯО «Южный Водоканал» питьевой воды ненадлежащего качества, на установление источников загрязнения водного объекта р.Устье, на выдачу предписаний и т.д.);

-ответ Ростовской межрайонной прокуратуры №282ж-17 от 28.04.2017 по вопросу реконструкции водоразборных очистных сооружений;

-заявления граждан от 13.01.2020 в ГП ЯО «Южный Водоканал» (в количестве 5 шт.) на перерасчет платы с декабря 2019 года и ответ ГП ЯО «Южный Водоканал» №221 от 23.01.2020.

 

В ходе проверки установлено, источником водоснабжения пос. Семибратово является р.Устье с водоразбором, расположенным в юго-западной части поселка. Забор воды производится двумя работающими попеременно глубинными насосами ЭЦВ, установленными в водоприемном колодце на берегу р.Устье. Речная вода попадает на перекачивающую станцию, затем на водопроводные очистные сооружения (совмещены со станцией второго подъема), где сначала обеззараживается осветленным раствором хлорной извести, а затем проходит через два вертикальных фильтра с песчано-гравийной загрузкой площадью 3 м2 каждый. Из фильтров вода самотеком поступает в два резервуара чистой воды. Из резервуаров чистой воды сетевыми насосами станции второго подъема вода подается на нужды юго-западной части пос. Семибратово - 1.

Резервным источником водоснабжения пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) являются две артезианские скважины. Забор воды из них осуществляется в паводковый период, периоды ухудшения погодных условий (затяжные, ливневые дожди). Артезианская вода попадает на перекачивающую станцию, ее очистка производится по той же схеме, что и очистка природной поверхностной воды. Водонапорная башня отсутствует.

ГП ЯО «Южный Водоканал» создано 22.03.2016, является организацией, осуществляющей холодное питьевое водоснабжение и водоотведение. Предприятие производит контроль за качеством воды, поступающей в централизованную систему водоснабжения, ежемесячно отбирает пробы, что подтверждается представленными в материалы антимонопольного дела протоколами лабораторных исследований (испытаний).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, с долей на рынке более 50%.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции закреплено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, ГП ЯО «Южный Водоканал» является субъектом естественной монополии и, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке холодного (питьевого) водоснабжения в границах пос. Семибратово-1 Ростовского р-на Ярославской обл.

 

13.01.2020 жителями многоквартирных домов по адресам: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Новая, д.4, ул.Советская, д.10, д.50, в адрес ГП ЯО «Южный Водоканал» поданы заявления на перерасчет платы в связи с поставкой холодной питьевой воды ненадлежащего качества с декабря 2019 года. В заявлениях указано, что вода в квартиры поступает без очистки, имеет специфический запах, грязная и мутная.

ГП ЯО «Южный Водоканал» на запрос Ярославского УФАС России (№1856/07-04 от 21.02.2020) представило ответы (№218-222 от 23.01.2020) на указанные заявления. ГП ЯО «Южный Водоканал» отказало жителям в перерасчете, пояснив, что инженерные сети и оборудование внутри многоквартирного дома по адресу: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово, ул.Советская, д.50, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, последняя отвечает за качество воды до границы балансовой принадлежности (ввода в многоквартирный дом). Сведений о ненадлежащем качестве воды в декабре 2019 года в ГП ЯО «Южный Водоканал» не поступало, факты, доказывающие ненадлежащее оказание услуг, отсутствуют. В ответах жителям многоквартирных домов по адресам: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово, ул.Советская, д.10, д.50, указано, в том числе, на отсутствие прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией (плату начисляет управляющая организация                             ООО «Профит»).

ГП ЯО «Южный Водоканал» на запросы Ярославского УФАС России (№1855/07-04 от 21.02.2020 и №3007/07-04 от 23.03.2020) представлены протоколы лабораторных исследований (испытаний) за август 2017 года - июль 2020 года.

Исходя из анализа таких протоколов следует, что питьевая вода не соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям по физико-химическим (железо, мутность, цветность, ХПК) и микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ, ССРК).

ГП ЯО «Южный Водоканал» пояснило, что уровень воды в р.Устье является первичным источником водоснабжения, на протяжении длительного времени имеет критическую отметку качества воды. В представленных результатах лабораторных исследований качества питьевой воды имеются отклонения только по органолептическим показателям - цветность и мутность. Несоответствие воды по данным показателям не может угрожать жизни и здоровью жителей. Доведение воды до санитарно-эпидемиологических требований возможно только при добавлении в воду сверхнормативного размера коугулянта, что в свою очередь, приведет к ухудшению качества воды по химическим показателям и может повлечь ухудшение здоровья жителей.

С учетом изложенного, оснований для перерасчета нет.

 

Администрация Ростовского муниципального района на запрос Ярославского УФАС России (№1856/07-04 от 21.02.2020) пояснила, что в целях улучшения качества питьевой воды в пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с 2009 года реализуется мероприятие «Реконструкция водоразборных очистных сооружений со строительством насосной станции, станции очистки водопроводной воды производительностью 1,5 тыс м3 в сутки в р.п.Семибратово».

Проектом предусмотрена реконструкция существующих водоразборных очистных сооружений со строительством одноэтажного здания очистных сооружений, резервуаров чистой воды, а также изменений технологии водоподготовки. В связи с высокой стоимостью реализации данного мероприятия и недостаточностью бюджетных средств, строительство объекта разделено на четыре этапа (очереди). Работы по четвертой очереди не завершены, установлена необходимость в дополнительных работах. 

Администрацией по четвертой очереди проводилась претензионная работа. В ходе судебного разбирательства назначена экспертиза выполненных работ. На основании результатов экспертизы, проведенной ООО «РЦЭНС», необходима пятая очередь строительства.

11.05.2018 в целях завершения строительства очистных сооружений губернатору Ярославской области направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета. 01.06.2018 принято решение о финансировании из областного бюджета первоочередных мероприятий, направленных на приведение качества питьевой воды в г.Ростове в соответствии с установленными нормативами, а также на проведение необходимых работ на очистных сооружениях водопровода в пос. Семибратово.

 

Роспотребнадзор на запрос Ярославского УФАС России (№1853/07-04 от 21.02.2020) указал, в период с 01.01.2017 по 12.03.2020 проверок качества питьевого водоснабжения на скважинах и вводах в многоквартирные дома пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) не проводилось. В феврале 2020 года в отношении ГП ЯО «Южный Водоканал» возбуждено административное производство, в рамках которого проведен отбор проб по адресу: пос. Семибратово, ул.Советская (пос.Семибратово – 2), выявлено несоответствие качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям «цветность». Представлены протокол лабораторных исследований №549 от 18.02.2020 (дата отбора пробы 04.02.2020, место - ул.Советская МДОУ Детский сад - кран пищеблока), экспертное заключение №711 от 18.02.2020. ГП ЯО «Южный Водоканал» привлечено к административной ответственности. Роспотребнадзор также сообщил, что ежемесячно проводятся отборы воды в рамках государственного задания «Соцгигмониторинг», в случае несоответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям ГП ЯО «Южный Водоканал» направляются уведомления.

 

Ростовская межрайонная прокуратура на запросы Ярославского УФАС России (№1854/07-04 от 21.02.2020 и №2737/07-04 от 16.03.2020) сообщила, что в период с июля 2017 года по 17.03.2020 года обращений от ООО «Профит», жителей многоквартирных домов пос.Семибратово по вопросу питьевого водоснабжения ненадлежащего качества не поступало.

В июле 2018 года проводилась проверка по обращению АО «Ярославская генерирующая компания» по вопросу поставки холодной воды на котельные Общества ненадлежащего качества, в том числе по объекту теплоснабжения по адресу:                              пос.Семибратово, ул.Ленинская, д.6.

АО «Ярославская генерирующая компания» в обращении от 13.07.2018 в Ростовскую межрайонную прокуратуру указало, что по имеющейся в распоряжении Общества информации в течение 2017 и 2018 годов, ГП ЯО «Южный Водоканал» поставляло питьевую воду несоответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям. АО «Ярославская генерирующая компания» для проверки качества холодной воды привлекло ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовском муниципальном районе Ярославской области». По результатам анализов установлено превышение норм в котельной пос.Семибратово по железу и цветности, что подтверждается протоколами лабораторных исследований.

На основании поступившего обращения Ростовская межрайонная прокуратура поручила Роспотребнадору осуществить отбор проб питьевой воды из резервуара чистой воды водоочистных сооружений пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) и из водопроводного крана котельной АО «Ярославская генерирующая компания». 22.08.2018 Роспортребнадзор сообщил о соответствии отобранных проб санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Вместе с тем, как следует из представленного с коллективным заявлением (вх.№1727 от 17.02.2020) письма Ростовской межрайонной прокуратуры №282ж-17 от 28.04.2017, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» в Ростовском районе выполнен анализ питьевой воды, отобранной в пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка). Исследования показали, что питьевая вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим показателям.

 

27.01.2020 ГП ЯО «Южный Водоканал» в ответ на депутатский запрос направило выписку средних показателей из протоколов лабораторных испытаний за 2019 год. В выписке не отражены микробиологические показатели, которые не соответствуют норме.

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в письме №ОГ.18-1759/19 от 09.12.2019 указано, что очистные сооружения пос. Семибратово не обеспечивают нормативную очистку воды, подаваемой потребителям, нуждаются в реконструкции.

 

Ярославским УФАС России в действиях ГП ЯО «Южный Водоканал», выразившихся в неправомерном отказе жителям пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области в осуществлении перерасчета платы за холодное водоснабжение усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, возбуждено дело №076/01/10-398/2020.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства                                ГП ЯО «Южный Водоканал» представлены (№8261 от 31.07.2020) обращения граждан многоквартирных домов по адресам: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Ленинская, д.17, д.20, д.26-в, ул.Новая, д.2, д.4, ул.Октябрьская, д.9, ул.Советская, д.10, д.50, от 26.05.2020 и 28.05.2020 о перерасчете платы в связи с поставкой в период с 2017 по 2020 годы холодной питьевой воды ненадлежащего качества.

Жителям многоквартирных домов по адресам: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Ленинская, д.17, д.20, ул.Новая, д.2, ГП ЯО «Южный Водоканал» указало, решение о перерасчете будет принято после рассмотрения Ярославским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства (ответы №1475-1482 от 08.06.2020).

Жителям многоквартирных домов по адресам: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Ленинская, д.26-в, ул.Советская, д.10, д.50, ГП ЯО «Южный Водоканал» сообщило, управление многоквартирными домами осуществляет ООО «Профит», ресурсоснабжающая организация начислений не производит (ответы №1483 от 08.06.2020, №1506-1536 от 09.06.2020).

Жителям многоквартирного дома по адресу: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Новая, д.4,                          ГП ЯО «Южный Водоканал» пояснило, что управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Профит», до 30.09.2019 начисление платы осуществлялось управляющей компанией, решение о перерасчете будет принято после рассмотрения Ярославским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства (ответы №1497, 1503, №1505 от 09.06.2020).

Жителям многоквартирного дома по адресу: Ярославская обл., Ростовский р-н, пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка), ул.Октябрьская, д.9, ГП ЯО «Южный Водоканал» уведомило, что управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Теплый дом», до 31.08.2018 начисление платы осуществлялось управляющей компанией, решение о перерасчете будет принято после рассмотрения Ярославским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства (ответы №1484 от 08.06.2020, №1494-1504 от 09.06.2020).

 На заседании Комиссии 07.07.2020 ГП ЯО «Южный Водоканал» пояснило, что может осуществить перерасчет только на основании соответствующего предписания Роспотребнадзора.

Определением об отложении рассмотрения антимонопольного дела (№6818/07-03 от 07.07.2020) у ГП ЯО «Южный Водоканал» запрошена письменная позиция (с нормативно-правовым обоснованием) о возможности осуществления перерасчета исключительно по заявлениям потребителей или представлению Роспотребнадзора при наличии протоколов лабораторных исследований, подтверждающих ненадлежащее качество поставляемой ГП ЯО «Южный Водоканал» холодной воды.

В письменных пояснениях на определения о продлении срока и об отложении рассмотрения антимонопольного дела (№6818/07-03 от 07.07.2020 и №7977/07-03 от 04.08.2020) ГП ЯО «Южный Водоканал» указало, в целях соблюдения рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с Роспотребнадзором 26.03.2018, ГП ЯО «Южный Водоканал» осуществляет производственный контроль качества исходной и питьевой воды.

Программа производственного контроля регламентирует организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением правил и норм и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий при осуществлении деятельности по эксплуатации системы водоснабжения, а также определяет объем, сроки, методы, схемы, кратность, точки контроля, основные факторы риска, систему учета данных лабораторных исследований питьевой воды.

Центральная лаборатория контроля качества питьевой воды ГП ЯО «Южный Водоканал» не аккредитована, ее результаты могут иметь отклонения от истинных показателей. Протоколы результатов анализов отбора проб не принимаются во внимание при рассмотрении гражданских дел.

С учетом изложенного, ГП ЯО «Южный Водоканал» вынуждено заключать договоры с лабораториями, имеющими аккредитацию. ГП ЯО «Южный Водоканал» направляет заявки на проведение отбора проб холодной воды и их лабораторных исследований исходя из финансовых возможностей (заявки на проведение исследований с июня 2019 года по сентябрь 2020 года). Систематически Роспотребнадзором в рамках контроля качества воды проводится социально-гигиенический мониторинг качества воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. По результатам отбора проб в адрес ГП ЯО «Южный Водоканал» от Роспотребнадзора о произведении перерасчета платы за некачественный ресурс не поступало, равно как и не было уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды.

В письменных пояснениях на определение о продлении срока и об отложении рассмотрения антимонопольного дела (№7977/07-03 от 04.08.2020) ГП ЯО «Южный Водоканал» сообщило, что рассматривает вопрос о возможности осуществления перерасчета платы  в соответствии с нормативами расхода СНиП 2.04.01-85 из расчета 90 литров на 1 человека в месяц по действующим тарифам, утвержденным приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2017 №212-вс/во «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Ростовская энергетическая компания» на 2018 - 2020 годы».

У ГП ЯО «Южный Водоканал» отсутствует возможность для перерасчета в отношении части потребителей.

По начислениям до 31.08.2018 работа проводилась МУП «Расчетный центр». В связи с тем, что данное юридическое лицо прекратило агентскую деятельность, услуги оказываются только в рамках исполнительного производства по ранее полученным документам. База сведений о начислении и задолженности потребителей  в ГП ЯО «Южный Водоканал» не передана. Соответственно, у ГП ЯО «Южный Водоканал» отсутствует возможность перерасчета платы за период до 31.08.2018 года. Дебиторская задолженность составляет 7 182 тыс.руб.

ООО «Теплый дом» признано банкротом, с августа 2018 года деятельность прекращена, дебиторская задолженность управляющей компании перед ГП ЯО «Южный Водоканал» составляет 7 901 тыс.руб. База, содержащая сведения о начислениях и задолженности потребителей, управляющей компанией в ГП ЯО «Южный Водоканал» не передана.

ООО «Профит» осуществляет управление рядом многоквартирных домов, производит начисление платы конечным потребителям. Дебиторская задолженность                   ООО «Профит» перед ГП ЯО «Южный Водоканал» составляет 4 601 тыс.руб.

С 01.09.2018 многоквартирным домам непосредственного управления и на прямых договорах с ресурсоснабжающей организацией начисления за поставленный ресурс производит АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в рамках заключенного агентского договора. Дебиторская задолженность потребителей перед ГП ЯО «Южный Водоканал» составляет 11 354 тыс.руб.

ГП ЯО «Южный Водоканал» в адрес ООО «Профит», АО «ЯрОбл ЕИРЦ»,                          ООО «Теплый дом» и МУП «Расчетный центр» направлены письма для осуществления перерасчета платы путем снятия начисления из расчета 90 литров на 1 человека в месяц (письма №2788-2790 от 21.09.2020).

ООО «Профит» в ответе №189 от 28.09.2020 просило указать причины и основания  для перерасчета платы, при возможности представить копии подтверждающих документов.

ГП ЯО «Южный Водоканал» в письме №3000 от 12.10.2020 указало ООО «Профит», что по результатам обращения №147 от 21.07.2020 и заседания Комиссии Ярославского УФАС России принято решение о перерасчете платы за холодное водоснабжение в период с 01.07.2017 по 30.09.2020 в сторону уменьшения в соответствии с нормативами СНиП 2.04-01-83 из расчета 90 литров на 1 человека в месяц.

ООО «Профит» письмом №218 от 09.10.2020 сообщило ГП ЯО «Южный Водоканал», что указанный перерасчет платы в соответствии с нормативами СНиП 2.04-01-83 из расчета 90 литров на 1 человека в месяц действующим законодательством не предусмотрен.

Письмо ООО «Профит» №147 от 21.07.2020 направлено в ГП ЯО «Южный Водоканал» в связи с поступившими в управляющую компанию заявлениями потребителей об осуществлении перерасчета за период с 2017 по 2020 годы. ООО «Профит» к письму в ГП ЯО «Южный Водоканал» приложило скан-варианты данных обращений, а также просило дать разъяснения относительно поставки холодной воды ненадлежащего качества, направить сведения об отборах проб, об осуществлении подвоза питьевой воды в период с 2017 по 2020 годы.

ГП ЯО «Южный Водоканал» на определение об отложении рассмотрения антимонопольного дела (№10963/07-03 от 09.10.2020) пояснило, что согласно решению думы Ростовского муниципального района от 30.10.2007 года №271 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» норма холодного водоснабжения на 1 человека в месяц составляет 4,97 м3 (4 970 л.), следовательно, норма в сутки 162,41 л.

В соответствии со СНиП 2.04.02-84 удельное водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды населения составляет 160 л. в сутки, из чего следует, что на пищевые нужды в сутки на 1 человека необходимо 162,41-160=2,41 л., что в месяц составляет 2,41*30,6=73,746 л.

Данный расход подтверждается пунктом 2.9 решения думы Ростовского муниципального района от 30.10.2007 года №271 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» с нормативом потребления 4,98 м3, т.е.162,75-160=2,75 л. в сутки, что в месяц составляет 2,75*30,6=84, 15 л.

С учетом изложенного, перерасчет, произведенный населению в размере 90 л. на человека в месяц является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.

Произвести перерасчет оказанной услуги по водоснабжению в полном объеме                    ГП ЯО «Южный Водоканал» считает нецелесообразным, поскольку услуга оказывалась в полном объеме и несением затрат на ее оказание.

ГП ЯО «Южный Водоканал» указало на необходимость применения приложения №3 «Минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды» к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, привело расчет.

 

ГП ЯО «Южный Водоканал» представлены контракт на проведение исследований с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» от 13.08.2018 (предмет-оказание услуг по санитарно-бактериологическому и физико-химическому анализу воды) и договоры о проведении исследований с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовском районе Ярославской области» от 10.06.2019 и 12.05.2020 (предмет-исследование холодной воды из резервуаров чистой воды, из поверхностных источников водоснабжения). В представленных протоколах лабораторных исследований за период с августа 2019 года по август 2020 года (за исключением протоколов от 17.06.2020 и 17.08.2020) не отражены измерения физико-химических показателей холодной питьевой воды. Протоколы лабораторных исследований от 17.06.2020 и 17.08.2020 указывают на несоответствие поставляемой холодной воды по физико-химическим показателям.

 

Правительство Ярославской области на запросы Ярославского УФАС россии (№11352/07-04 от 16.10.2020, №12189/07-04 от 10.11.2020) сообщило, что в региональную программу «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018, мероприятие  «Реконструкция водоразборных очистных сооружений со строительством насосной станции, станции очистки водопроводной воды производительностью 1,5 тыс. м3 в сутки, пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области» не включено.

В 2012-2014 годах в рамках реализации региональной программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области» частично реализовано мероприятие «Реконструкция водоразборных очистных сооружений со строительством насосной станции, станции очистки водопроводной воды производительностью 1,5 тыс. м3 в сутки, пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области».

По окончании строительства Администрацией Ростовского муниципального района проводилась претензионная работа с подрядной организацией. В ходе судебного разбирательства установлено, что для ввода в эксплуатацию необходимо выполнить ряд дополнительных работ, а именно: произвести проверку инженерных сетей и коммуникаций на возможность их эксплуатации, работы по восстановлению резервуаров чистой воды, пусконаладочные работы, благоустройство.

В 2017 году Администрации Ростовского муниципального района дано поручение завершить перечисленные работы в максимально короткие сроки представить в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области акт ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. Поручение до настоящего времени не исполнено.

На момент передачи МУП «Ростовская энергетическая компания» в собственность Ярославской области в соответствии с распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 24.11.2017 №1478-р «О передаче                          МУП «Ростовская энергетическая компания» в собственность Ярославской области указанный объект незавершенного строительства был закреплен за МУП «Ростовская энергетическая компания».

Для определения возможности проведения пуско-наладочных работ и возможности дальнейшей эксплуатации указанного объекта необходимо проведение полного технического обследования с привлечением специализированной организации. Ввиду тяжелого финансового положения ГП ЯО «Южный Водоканал» в настоящее время не представляется возможным проведение обследования объекта.

Предложенный ГП ЯО «Южный Водоканал» альтернативный вариант обеспечения жителей пос.Семибратово холодной водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, со строительством двух новых артезианских скважин для перехода с поверхностного источника  водоснабжения на подземный и строительство двух новых резервуаров чистой воды для накопления очищенной воды с последующей поставкой населению, требует значительной доработки. До настоящего момента не определен земельный участок, пригодный для бурения новых артезианских скважин и размещения системы водоподготовки и резервуаров чистой воды.

Указанные мероприятия также требуют внесения изменений в схему водоснабжения и водоотведения пос.Семибратово, разработки проектно-сметной документации, закупки необходимого оборудования, выполнения строительно-монтажных работ.

В настоящее время Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области прорабатывается вопрос актуализации схем водоснабжения и водоотведения городских округов и поселений Ярославской области.

Согласно схеме водоснабжения и водоотведения пос.Семибратово в технологической зоне водоснабжения пос.Семибратово-1 запланировано проведение мероприятия по реконструкции водоочистных сооружений со сроком реализации 2021-2025 годы.

В случае принятия ГП ЯО «Южный Водоканал» решения о переходе с поверхностного источника водоснабжения на источник из недр земли потребуется внесение изменений в схему водоснабжения и водоотведения с.п.Семибратово.После актуализации схемы водоснабжения и водоотведения с.п.Семибратово Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области будет выдано ГП ЯО «Южный Водоканал» техническое задание на разработку инвестиционной программы, включающей в себя мероприятия по строительству артезианских скважин и резервуаров чистой воды.

Денежные средства ГП ЯО «Южный Водоканал» из областного бюджета для проведения работ на объекте «Реконструкция водоразборных очистных сооружений со строительством насосной станции, станции очистки водопроводной воды производительностью 1,5 тыс. м3 в сутки, пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области» не выделялись.

Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 02.10.2012 по делу №2-1014/12 на Администрацию Ростовского муниципального района возложена обязанность по обеспечению подачи потребителям воды для питьевых нужд. Соответствующей нормативам качества питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения населения.

 

Ярославское УФАС России, оценив доводы сторон в части вменяемого нарушения, пришло к следующему.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ                               «О водоснабжении и водоотведении» (далее -  ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»)  организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

 

Частью 1 статьи 6 Федерального закона ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Статьей 2 Закона Ярославской области от 29.12.2016 №104-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований - организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (часть 5 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В случае получения указанного в части 5 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (часть 6 статьи 23  ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Ярославской области от 29.12.2016 №104-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения». Полномочия по утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения возложены на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (часть 9 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В связи с тем, что органы местного самоуправления и государственной власти услуги по поставке ресурсов (включая питьевую воду) не осуществляют, плату не начисляют, основания для принятия мер антимонопольного реагирования, по указанным в обращении вопросам, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России направило материалы в Прокуратуру Ярославской области для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования по вопросу соответствия действующему законодательству бездействия (действий) Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области и Департамента жилищно-коммунального хозяйства. энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по организации водоснабжения в пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области.

 

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

С учетом установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции срока действия (бездействие) ГП ЯО «Южный Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе жителям пос. Семибратово Ростовского района Ярославской области в осуществлении перерасчета платы за холодное водоснабжение рассмотрены за период с 30.12.2017 по 30.12.2020.

 

В соответствии с пунктом 103 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).

К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

Основания и порядок перерасчета платы урегулированы Правилами №354, следовательно, приложение №3 «Минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды» к Правилам №644 в решении вопроса перерасчета платы за некачественный ресурс не применяется.

Разделом 9 Правил №354 установлены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

Согласно пункту 98 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В соответствии с пунктом 111 Правил №354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к  Правилам №354:

2. Постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)

отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается

при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

 

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1 (пункты 3.1 - 3.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (ред. от 28.06.2010) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).

При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к Правилам №354.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде (пункт 101 Правил №354).

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения (пункт 112 Правил №354).

 

Согласно статье 38 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

 

Постановлением администрации Ростовского муниципального района от 20.04.2015 №831 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения сельских

поселений Семибратово, Ишня, Поречье - Рыбное Ростовского муниципального района Ярославской области» утверждена схема холодного и водоотведения пос.Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области на 2014-2018 годы и на период до 2024 года.

Водозабор от реки Устье полностью выработал свой ресурс. Плотины на двух рукавах реки Устье фактически не существует. Качество воды крайне низкое (раздел схемы 2.1.4.1. Описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений).

Очистные сооружения пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) не обеспечивают нормативную очистку воды:

 

 

В настоящее время основными проблемами в водоснабжении поселения являются (раздел схемы 2.1.4.5 Описание существующих технических и технологических проблем, возникающих при водоснабжении пос.Семибратово, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды):

−водозабор от реки Устье полностью выработал свой ресурс. Плотины на двух рукавах реки Устье фактически не существует. Качество воды крайне низкое.

−старение сетей водоснабжения, что обусловливает рост аварийи как следствие

—утечки и загрязнение водопроводной воды. В настоящее время нуждается в замене 32,833 км водопроводных сетей.

−в отдельных актах исследования воды отмечается несоответствие требованиям Сан-ПиН2.1.4.1175-01.

Исходя из положений схемы водоснабжения и водоотведения, следует, что вода, подаваемая в пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) не соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом, данное несоответствие было выявлено ранее, чем в ГП ЯО «Южный Водоканал»,  поступили соответствующие заявления от жителей на перерасчет платы.

Схема водоснабжения и водоотведения опубликована на официальном сайте Администрации Ростовского муниципального района (http://admrostov.ru/arhiv/sxv.semibratovo.pdf), задолго до поступления в ГП ЯО «Южный Водоканал» претензий от жителей, является общедоступной для всех лиц, включая Предприятие.

ГП ЯО «Южный Водоканал» производит контроль за качеством воды, поступающей в централизованную систему водоснабжения, ежемесячно отбирает пробы, что подтверждается представленными в материалы антимонопольного дела протоколами лабораторных исследований (испытаний). Исходя из анализа протоколов следует, что питьевая вода не соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям по физико-химическим (железо, мутность, цветность, ХПК) и микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ, ССРК). ГП ЯО «Южный Водоканал» не доказано, что результаты проведенных им лабораторных исследований не могут учтены в качестве доказательств поставки ресурса ненадлежащего качества.

Представленными протоколами лабораторных исследований с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовском районе Ярославской области» от 17.06.2020 и 17.08.2020 также подтверждается несоответствие качества поставляемой холодной воды.

С учетом изложенного, ГП ЯО «Южный Водоканал» факт неосведомленности о поставке холодной питьевой воды жителям пос.Семибратово (сторона Термозавода, юго-западная часть поселка) ненадлежащего качества на момент рассмотрения заявлений не подтвержден.

В связи с тем, что ГП ЯО «Южный Водоканал» известно, что качество поставляемой холодной питьевой воды не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в течение продолжительного времени в границах его эксплуатационной ответственности (т.е. до ввода в индивидуальные жилые и многоквартирные дома), то обязанность по осуществлению перерасчетов в отношении потребителей, которым счета выставляются напрямую или организации мероприятий по перерасчету платы (направлению сведений управляющим компаниям, расчетным центрам) лежит на поставщике коммунальных услуг - ГП ЯО «Южный Водоканал» и при данных обстоятельствах не требует подачи потребителями соответствующих заявлений в ресурсоснабжающую организацию.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства                           ГП ЯО «Южный Водоканал» пересмотрело подход к рассмотрению заявлений, выразило готовность на осуществление перерасчета, исходя из расчета 90 литров на 1 человека в месяц.

СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*, утвержденная приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 не содержит указания на удельное водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды в размере равном 162, 41 л.

Пункт 2.9 в решении думы Ростовского муниципального района от 30.10.2007 года №271 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» отсутствует.

Антимонопольный орган отмечает, что избранный ГП ЯО «Южный Водоканал» подход не соответствует положениям Правил №354.

 

Обязанность знания и соблюдения требований законов установлена частью 2 статьи 15 Конституции РФ.

Закон о защите конкуренции является законом, которым должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;

-злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу               №А40-205546/2016).

ГП ЯО «Южный Водоканал» в одностороннем порядке определило условия обращения товара (услуги) по предоставлению коммунального ресурса (холодной питьевой воды) на соответствующем товарном рынке без учета требований законодательства в данной сфере. Потребители в рассматриваемых отношениях являются юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной.

Игнорирование требований законодательства позволяет ГП ЯО «Южный Водоканал» укреплять свое положение на товарном рынке, а также получать необоснованные преимущества, поскольку, предоставляя ресурс ненадлежащего качества и при этом не осуществляя перерасчет, Общество имеет необоснованную возможность получать с потребителя денежные средства за поставляемый ресурс в полном объеме (без учета его качества), в то время как законодательством предусмотрены соответствующие требования к параметрам качества ресурса.

Отказ ГП ЯО «Южный Водоканал» в осуществлении жителям перерасчета платы за поставку холодной питьевой воды ненадлежащего качества является неправомерным, ущемляет права неопределенного круга потребителей и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом того, что перерасчет платы в отношении потребителей, которым счета выставляются напрямую и организация мероприятий по перерасчету платы (направлению сведений управляющим компаниям, расчетным центрам) ГП ЯО «Южный Водоканал» не осуществлена и Общество продолжает начислять плату за холодное водоснабжение без учета качества поставляемого ресурса, Комиссия считает необходимым выдать ГП ЯО «Южный Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

1. Признать государственное предприятие Ярославской области «Южный Водоканал» ИНН 7609036849, ОГРН 1167627062404 нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ГП ЯО «Южный Водоканал» и должностных лиц дел по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                С.Н. Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                           В.С.Гробова

                                                                                                                              

                                                                                                              

                                                                                                                        Д.С.Гресь

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны