Решение №12124/03-03 Решение и предписание по делу от 9 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д. 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12

 

ИП <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/20-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

09 октября 2017 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 9 октября 2017)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская;

члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.С. Шушкова, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.В. Белокурова,

рассмотрев дело № 03-03/20-16 в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания центра» (далее – ПАО «МРСК Центра») ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по переустройству собственных электросетевых объектов,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Ярославское УФАС России поступило заявление ИП <...>. (вх. № 18353 от 27.10.2016) о неправомерных действиях ПАО «МРСК Центра», выразившихся в установлении необоснованно высокой цены на выполнение работ на вынос объектов электросетевого хозяйства Общества с земельного участка заявителя.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что ИП <...> на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4152 кв.м, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №<...>. Земельный участок приобретался с целью обустройства территории, строительства жилого дома и дальнейшей продажи вновь возведенного объекта капитального строительства.

В кадастровом паспорте данного земельного участка имеются сведения об обременениях: на части земельного участка площадью 1552 кв.м имеются ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Участок отнесен к зонам с особыми условиями использования территории. Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, а также особенности использования сетевыми организациями земельных участков установлены пунктами 8,10,11 раздела III и разделом IV, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

На земельном участке ИП <...> расположена ВЛ-6кВ, принадлежащая ПАО «МРСК Центра». В целях снятия обременения с земельного участка 07.06.2016 ИП <...> обратился с заявлением в сетевую организацию с просьбой выноса объектов электросетевого хозяйства (опор линии электропередачи).

Сотрудниками ПАО «МРСК Центра» был осуществлен выезд на земельный участок ИП <...> для определения объема работ, количества необходимого оборудования и материалов для переустройства ВЛ-6 кВ.

В связи с тем, что в установленные сроки ИП <...> ответа на обращение не получил, 12.08.2016 он обратился с жалобой № 300646547 в ПАО «МРСК Центра».

Письмом от 19.08.2016 № МРСК-ЯР/Р6-1/690 ПАО «МРСК Центра» сообщило, что сетевой организацией проведено обследование, в соответствии с которым участок ВЛ-6 кВ Ф16 ПС «Красный Перекоп» от опоры 62-65 введен в работу в 1988 году. Работы по выносу воздушной линии (ВЛ) из границ земельного участка могут быть выполнены в рамках заключенного договора по дополнительному сервису. Оферта договора подготовлена и проходит процедуру согласования.

Письмом № МРСК-ЯР/Р6-1/687 от 17.08.2016 ИП <...> представлен предварительный сметный расчет стоимости по объему работ и материалов, необходимых для проведения работ по реконструкции участка ВЛ-6 кВ. В соответствии с представленным расчетом, ориентировочная стоимость услуг составляла 674154,03 рублей, в том числе расходы капитального характера - 381296,16 рублей, прочие расходы - 190020,81 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 102837,06 рублей.

01.09.2016 ИП <...> обратился в ПАО «МРСК Центра» (вх. ПАО «МРСК Центра» № ЯР/Р6-1/21-ОК/1) с просьбой представить до 16 сентября 2016 договор с указанием срока выполнения работ, с приложением ведомости-сметы объемов строительных и монтажных работ (наименование и виды, их количество, количество и объем строительных конструкций для сооружения ВЛ-6 кВ, количество и типа оборудования и материалов для монтажа воздушный линий ВЛ-6 кВ) с приложением схемы (чертежа) расположения ВЛ-6кВ до и после выноса с земельного участка , подпадающего в зону застройки, с точным указанием сумм по каждому пункту ведомости-сметы и др.

Письмом № МРСК-ЯР/Р6-1/777 от 12.09.2016 ПАО «МРСК Центра» направило в адрес ИП <...> проект договора № 41327656 от 12.09.2016 (далее – Договор) на снятие ограничения по использованию земельного участка.

Согласно пункту 2.1 Договора ориентировочный объем затрат, необходимый для исполнения услуг по договору составляет 674 154,03 руб. В приложении №3 к Договору в расчет стоимости понесенных затрат входят: расходы капитального характера в размере 381296,16 руб., прочие расходы – 190020,81руб., НДС 18% – 102837,06 руб.

14.09.2016 ИП <...> вновь обратился в ПАО «МРСК Центра» с просьбой представить подробную смету объемов строительных и монтажных работ с наименованием и видами работ, наименованием и количеством материалов и оборудования.

В ответ на указанное письмо ПАО «МРСК Центра» (исх. № МРСК-ЯР/Р6-1/862 от 29.09.2016) сообщило, что работы по снятию ограничения по использованию земельного участка являются дополнительными услугами Общества, не относятся к основным видам деятельности, в связи с чем, не подлежат государственному регулированию. Калькуляции и сметные расчеты являются внутренними документами и не подлежат разглашению. Стоимость услуг по договору № 41327656 от 12.12.2016 является ориентировочной и подлежит уточнению после выполнения проектно-изыскательных работ. Стоимость договора сформирована в соответствии со сметными нормативами ТЕР Ярославской области, внутренней нормативной документацией ПАО «МРСК Центра», физические объемы и перечень работ соответствуют технической политике ПАО «МРСК Центра».

Письмом от 12.09.2016 ИП <...> обратился в ПАО «МРСК Центра» (вх. № ЯР/Р6-1/26-ОК/П) с просьбой дать разрешение на выполнение работ по выносу ВЛ-6 кВ силами подрядной организации ООО «Спецэнергострой».

ПАО «МРСК Центра» письмом № МРСК-ЯР/Р6-1/855 от 28.09.2016 отказало в выдаче разрешения, указав на то, что ВЛ-6 кВ, расположенная в пос.Ивняки Ярославского муниципального района, является собственностью ПАО «МРСК Центра», поэтому осуществлять мероприятия по проектированию и выполнению строительно-монтажных работ имеет право только собственник. В целях исключения нанесения ущерба имуществу сетевой организации с 28.01.2016 технические условия на переустройство электросетевого имущества не выдаются.

ИП <...> обращался в ООО «Спецэнергострой» по вопросу возможности выноса ВЛ-6 кВ с земельного участка с кадастровым номером 76:17:160901:619, определения стоимости работ и материалов.

ООО «Спецэнергострой» имеет свидетельство СРО от 15.07.2015 № 109760145-06 о допуске к определенному виду и видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Письмом № 339 от 24.10.2016 ООО «Спецэнергострой» сообщило <...>, что готово выполнить работы по выносу линии электропередачи с его земельного участка. Стоимость работ, с учетом стоимости материалов и НДС, – 190919,28 руб. В обоснование стоимости работ ООО «Спецэнергострой» приложило локальную смету.

Кроме того, ИП <...> обращался в ООО «Строительная компания «Гелиос» за составлением проектно-сметной документации по выносу ВЛ-6 кВ с земельного участка (кадастровый номер <...> :17:160901:619).

ООО «СК «Гелиос» имеет свидетельство СРО от 27.01.2010 № П-079-14122009-7606038118-072 о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России ПАО «МРСК Центра» в письменных пояснениях № МР1-ЯР/18-1/2230-12 от 21.11.2016 сообщило, что для снятия ограничения с земельного участка <...> необходимо выполнить демонтаж 2 двустоечных опор, монтаж 1 одностоечной опоры с укосом и 1 трехстоечной опоры ВЛ-6 кВ Ф16 ПС «Красный Перекоп».Указанная ВЛ находится на балансе филиала ПАО «МРСК Центра», относится к объектам повышенной опасности.

Переустройство электросетевых объектов в интересах клиентов выполняется при наличии технической возможности и на основании договора с заявителем в рамках оказания услуги «Переустройство электросетевых объектов Общества». Стоимость договора формируется в соответствии с внутренней нормативной документацией ПАО «МРСК Центра», физические объемы и перечень работ соответствуют технической политике ПАО «МРСК Центра». Стоимость договора компенсирует затраты общества, понесенные филиалом на выполнение работ по переустройству и учитывает получение установленного уровня прибыльности по данной услуге.

В соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств.

Вместе с тем, ПАО «МРСК Центра» представило подробный расчет стоимости, указанной в договоре, в соответствии с которым Ярославским УФАС России установлено, что в расчет стоимости услуги «Вынос сетей» (по снятию ограничений по использованию земельного участка в интересах ИП <...> (переустройство ВЛ 10) по адресу: <...>) входят следующие затраты:

1) расходы из себестоимости (N1).

Рассчитываются как отношение плановых затрат по прочим услугам производственного характера к плановому количеству договоров по прочей деятельности и составляют 12573,12 рублей.

2) расходы капитального характера (по согласованному сметному расчету стоимости строительства) (N2).

Письмом от 01.03.2017 № МР1-ЯР/18-1/371-12 ПАО «МРСК Центра» сообщило, что расходы капитального характера — это итоговая сумма по укрупненному расчету стоимости (итоговая стоимость выполнения работ, в том числе разработка исходно-разрешительной документации, строительно-монтажные работы, включая отведение, согласование и оформление земельного участка (на период строительства/реконструкции объектов)).

В расчет по укрупненным показателям стоимости входили следующие затраты:

1) Демонтаж провода АС-25 210, м, ВЛ 10 кВ на сумму 0,92 тыс. руб. Рассчитывается следующим образом:

 

4,29 тыс. руб.*1,018*0,210 км.,

 

Где,

4,29 - стоимость демонтажных работ,

1,018 - коэффициент для учета усложняющих условий строительства,

0,210 – длина провода.

 

2) Демонтаж железобетонной опоры двухстоечной, ВЛ 10 кВ. Расчитывается следующим образом:

 

0,40 тыс. руб.*1,018*2 шт.,

 

Где,

0,40 - стоимость демонтажных работ,

1,018 - коэффициент для учета усложняющих условий строительства,

2 – количество опор.

 

3) Подвес провода СИП 3 1*70, 210 м., ВЛ 10 кВ. Расчитывается следующим образом:

 

385,1 тыс. руб.*1,018*0,210 км.,

 

Где,

385,1 - показатели стоимости ВЛ 10 кВ

1,018 - коэффициент для учета усложняющих условий строительства,

0,210 – длина провода.

 

4) Строительно-монтажные работы, проектно-изыскательские работы и прочие затраты рассчитываются в процентном соотношении и составляют:

- Строительно-монтажные работы рассчитываются как 83 % от ранее определённых затрат и составляют 69,77 тыс. руб.;

- Проектно-изыскательские работы рассчитываются как 7 % от ранее определённых затрат и составляют 5,88 тыс. руб.;

- Прочие затраты рассчитываются как 10 % от ранее определённых затрат и составляют 8,41 тыс. руб.

Перевод в текущие цены осуществлен в соответствии с Письмом Минстроя России от 03.06.2016 N 17269-ХМ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах на II квартал 2016 года>.

Таким образом, расходы капитального характера составили 381296,16 рублей.

3) Прочие расходы – 2721,14 рублей, в т.ч. величина восстановленного НДС с остаточной стоимости, ликвидируемых ОС (N3) – 2721,14 рублей;

4) рентабельность (Р) – 98467,32 рублей;

5) налог на прибыль 20 % с объема капитальных вложений – 76259,23 рублей;

6) налог на добавленную стоимость – 96837,06 руб.

 

По результатам рассмотрения указанного заявления, приказом Ярославского УФАС России № 453 от 27.02.2017 в отношении ПАО «МРСК Центра» было возбуждено дело № 03-03/20-16 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Для признания наличия в действиях ПАО «МРСК Центра» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить следующее:

1) Доминирующее положение ПАО «МРСК Центра»;

2) Установление монопольно высокой цены товара;

3) Недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

I. Положение ПАО «МРСК Центра» на рынке услуг по реконструкции объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В ходе рассмотрения дела Ярославским УФАС России при проведении анализа и оценки состояния конкуренции на рынке услуг по реконструкции объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра» на территории Ярославской области установлено следующее.

Письмом ПАО «МРСК Центра» от 28.09.2016 № МРСК-ЯР/р6-11855 для реконструкции ВЛ 6 кВ, расположенной в Ярославском муниципальном районе Ярославской области п. Ивняки, необходимо осуществить реконструкцию электросетевого имущества филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Таким образом, исходя из предмета договора заключенного между ИП <...> и ПАО «МРСК Центра», а также из предмета аналогичных договоров заключаемых между ПАО «МРСК Центра» и заявителями продуктовые границы рынка были определены как услуга по реконструкции объектов электросетевого хозяйства.

Указанное выше имущество (ВЛ 6 кВ, расположенная в Ярославском муниципальном районе Ярославской области п. Ивняки) принадлежит ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» на праве собственности, в связи с чем осуществлять мероприятия по проектированию и выполнению строительно-монтажных работ имеет право только Филиал на основании заключенного договора.

Географические границы товарного рынка были определены Ярославским УФАС России как как границы Ярославской области, в границах присоединенных сетей, расположенных на земельных участках заявителей, в связи с тем, что услуга может быть оказана только на территории заявителя, поскольку потребность сформировалась именно в переносе объектов, расположенных на земельном участке заявителя, а изменение географических границ получения услуги в данном случае невозможно без искажения потребности заявителя.

Исходя из фактически заключенных договоров единственным лицом, действующим на рынке оказания услуг по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «МРСК-Центра» и расположенных на земельных участках, принадлежащих заявителям, является ПАО «МРСК-Центра».

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» является единственным хозяйствующим субъектом, действовавшим на указанном товарном рынке, и его доля составляет 100%. В связи с чем, на него распространяются действия пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

II. Установление монопольно высокой цены товара.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Пунктами 3,4 статьи 6 определено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Согласно представленным ПАО «МРСК Центра» расчетам, Ярославским УФАС России установлено следующее.

Расходы капитального строительства определялись ПАО «МРСК Центра» на основании сборника укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередачи для нужд ОАО «Холдинг МРСК», утвержденный ОАО «Холдинг МРСК» (приказ № 488 от 20.09.2012). Расчет сформирован на основании стоимости строительно-монтажных работ, ПИР и прочих затрат. Затраты на демонтаж провода АС-25 210, м, ВЛ 10 кВ, Демонтаж железобетонной опоры двухстоечной, ВЛ 10 кВ и подвес провода СИП 3 1*70, 210 м., ВЛ 10 кВ рассчитывались с учетом коэффициента для учета усложняющих условий, а именно вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи.

Письмом от 12.09.2016 № МРСК-ЯР/Р6-1/777 ПАО «МРСК Центра» направило в адрес ИП <...> оферту договора на снятие ограничения по использованию земельного участка, расположенного по адресу: <...> № 41327656 от 12.09.2016 (далее – Договор).

Согласно Приложению № 1 к Договору при строительстве ВЛ-10 кВ используется высоковольтный провод СИП 3 1х70. Однако, в расчете ПАО «МРСК Центра» использует значение, соответствующее проводу СИП 3 2х70 со значением 385,1 тыс. руб. Для высоковольтного провода СИП 3 1х70 необходимо применять значение равное 319,2 тыс. руб.

Кроме того, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее – налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается:

1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса;

4) для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном пунктом 1 статьи 278.1 и пунктом 6 статьи 288 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, ПАО «МРСК Центра» рассчитывает налог исходя из расходов капитального характера (демонтаж и строительство), что противоречит НК РФ.

В соответствии с частью 2 Приказа Минфина России от 06.05.1999 N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) (далее – Положение) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Согласно Положению, расходы подразделяются на расходы по обычной деятельности и прочие. Расходы по обычной деятельности - расходы, связанные с изготовлением, продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Это материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, и прочие затраты. В данный перечень расходы налога на прибыль законодателем не включены.

Таким образом, включение налога на прибыль в состав расходов, а именно в цену услуги фактически будет означать исполнение ПАО «МРСК Центра» своих налоговых обязательств за счет ИП <...>, что противоречит как природе налога на прибыль, так и принципам налогового права. Кроме того, включение налога на прибыль в расходы, способствует их увеличению, что позволит ПАО «МРСК Центра» уменьшить сумма налога уплачиваемую в дальнейшем. Это противоречит главе 25, статьям 246, 270 НК РФ. Статьей 246 НК РФ, применяемой только в целях налогообложения, предусмотрено, что налогоплательщиками налога на прибыль являются налогоплательщики, объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Исходя из изложенного, Ярославским УФАС России установлено, что в стоимость услуги «Вынос сетей» (по снятию ограничений по использованию земельного участка в интересах ИП <...> (переустройство ВЛ 10) по адресу: <...>) входят расходы которые ПАО «МРСК Центра» не несет при оказании услуги по реконструкции объектов электросетевого хозяйства.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Ярославским УФАС России установлено, что в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке стоимость услуги по реконструкции объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра» в географических границах границы Ярославской области, в границах присоединенных сетей, расположенных на земельных участках заявителей, значительно ниже. Так, например, ООО «Спецэнергострой» представило проектно-сметную документацию на вынос ВЛ-6кВ с участка ИП <...> в <...> на сумму 190 919,28 рублей, ООО СК «Гелиос» на сумму 169 616,74 рублей.

Письмом от 01.03.2017 № МР1-ЯР/18-1/371-12 ПАО «МРСК Центра» представило реестр договоров на оказание услуг по переустройству электросетевых объектов ПАО «МРСК Центра» в 2015-2016 годах, реестр договоров подряда за период 2016 года и копии договоров подряда за 2016 год, актов выполненных работ по переустройству сетей в 2016 году. Исходя из указанных реестров ПАО «МРСК Центра» осуществляло переустройство электросетевых объектов собственными силами и с привлечением специализированных исполнителей в виде подрядных организаций, в частности ПАО «МРСК Центра» представило (письмом от 06.07.2017 № МР1-ЯР/18-1/1343-12) следующие договоры, заключенные с заявителями, указанными в реестре договоров подряда по дополнительным сервисам на вынос сетей в 2016 году:

- договор о переустройстве электросетевых объектов ПАО «МРСК Центра» в интересах клиентов № 41135435 от 09.12.2015 г., заключенный между ОАО «Стройтрансгаз» и ПАО «МРСК Центра». Предметом указанного договора является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. Общая стоимость работ по договору составила 5 197 109 руб.;

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41261027 от 11.08.2016г., заключенный между ООО «Строительная компания Сталь» и ПАО «МРСК Центра». Предметом указанного договора является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. Общая стоимость работ по договору составила 1 203 836 руб.;

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41093059 от 08.09.2015г., заключенный между ОАО «Стройтрансгаз» и ПАО «МРСК Центра». Предметом указанного договора является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. Общая стоимость работ по договору составила 12 482 566 руб.;

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41129812 от 23.09.2015 г., заключенный между ОАО «Стройтрансгаз» и ПАО «МРСК Центра», предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. Общая стоимость работ по договору составила 1 433 730 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «СК «РЭС» на сумму 752 960,90 руб. (за реконструкцию ВЛ0,4КВ Ф19 ПС Брагино (инв. 3000973), ВЛ10КВ Ф19 ПС Брагино (инв. 3000448), ВЛ10КВ Ф2 ПС Брагино (инв. 3000443). Таким образом средняя стоимость за реконструкцию одного объекта электросетевого хозяйства составила 250 986,96 руб.;

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41037148 от 01.06.2015 г., заключенный между ООО «Петропавловский парк» и ПАО «МРСК Центра», предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией, подписанной сторонами, приложенной к договору. Общая стоимость работ по договору составила 703 176 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «СК «РЭС» на сумму 532 886,76 руб. (за реконструкцию ВЛ-10КВ Ф9 ПС Щедрино (инв. 3000419));

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41191288 от 01.12.2015 г., заключенный между ООО «ПКФ Альтаир» и ПАО «МРСК Центра», предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются также в соответствии с проектно-сметной документацией. Общая стоимость работ по договору составила 622 422 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «СК «РЭС» на сумму 532 886,76 руб. (за реконструкцию ВЛ-0,4КВ от КТП 250кВА «Красный Бор-2» (инв. № 12005507-00));

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41142961 от 01.10.2015 г., заключенный между ИП Першиным Г.Н. и ПАО «МРСК Центра», предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Работы по договору выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией, подписанной сторонами, приложенной к договору. Общая стоимость работ по договору составила 5 005 064 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «ЯрЭнергоРемонт» на сумму 3 942 102,02 руб. (за реконструкцию ВЛ10КВ от Ф17 ПС Тверицы (инв. № 3000800), ВЛ10КВ Ф6 ПС Тверицы (инв. №3000803));

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41123726 от 23.09.2015г., заключенный между ООО «Стройтрансгаз» и ПАО «МРСК Центра», предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Общая стоимость работ по договору составила 11 008 575 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «СК «РЭС» на сумму 265 332,51 руб. (за реконструкцию ВЛ35кВ Ткачи и ВЛ 35кВ Дубки (инв. № 3000310);

- договор о снятии ограничений по использованию земельного участка № 41102793 от 01.09.2015г., заключенный между гражданином и ПАО «МРСК Центра» предметом которого является обязательство ПАО «МРСК Центра» совершить все необходимые действия по выносу с земельного участка Заявителя объекты электросетевого хозяйства (п. 1.2.). Общая стоимость работ по договору составила 1 008 936 руб. Работы по указанному договору выполнялись с помощью подрядной организации ООО «ЭнергоГрупп» на сумму 545 876,57 руб. (за реконструкцию КЛ 6-10кв РП 10 полигрФ628 АСБ 3х240 (инв.№12011051-00), реконструкция КЛ 6-10кв РП 10 полигрФ620/1014 ААБЗх240 (инв.№ 12011049-00), реконструкция КЛ 6-10кв ТП 125-РП 10 СБ 3х50 (инв. №12011395-00).

Представленные ПАО «МРСК Центра» договоры подряда позволяют также установить, что в стоимость услуги по реконструкции объектов электросетевого хозяйства не включаются все расходы, представленные ПАО «МРСК Центра» при оказании данной услуги для ИП <...> (например, налог на прибыль).

 

III. Недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

 

Действия ПАО «МРСК Центра» по установлению монопольно высокой цены на услугу по переустройству собственных электросетевых объектов приводят к ущемлению интересов ИП <...> в ввиду того, что для осуществления предпринимательской деятельности (строительство и продажа недвижимого имущества) необходимо подготовить земельный участок к застройке, осуществить реконструкцию электросетевого имущества филиала ПАО «МРСК Центра» с помощью собственника указанного имущества. При этом, ПАО «МРСК Центра» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим указанные услуги.

Включение в стоимость услуги по переустройству собственных электросетевых объектов необоснованных затрат, ущемило интересы ИП <...>. Указанные действия ПАО «МРСК Центра» могут привести к увеличению стоимости застройки, снизят ликвидность имущества, соответственно уменьшают рентабельность предпринимательской деятельности.

 

При рассмотрении дела, ПАО «МРСК Центра» свою вину во вменяемом правонарушении не признало, факт нарушения антимонопольного законодательства отрицало. Позиция ПАО «МРСК Центра» была представлена в материалы дела письмом от 21.11.2016 № МР1-ЯР/18-1/2230-12 и заключается в следующем.

12.08.2017 ИП <...> обратился в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (далее – Филиал) с целью организации выезда специалистов Ярославского РЭС Филиала для рассмотрения возможности снятия ограничения по использованию земельного участка.

По итогам обследования определено, что снятие ограничения по использованию земельного участка возможно, для чего необходимо выполнить демонтаж 2-х стоечных опор, монтаж 1 одностоечной опоры с укосом и 1 трехстоечной опоры ВЛ 6 кВ Ф16 ПС «Красный перекоп». Указанная ВЛ находится на балансе Филиала, относится к объектам повышенной опасности.

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств.

Переустройство электросетевых объектов Филиал в интересах клиентов выполняется при наличии технической возможности и по договору между филиалом и заявителем в рамках оказания услуги «Переустройство электросетевых объектов Общества» Выполнение работ Филиалом производится строго в соответствии с нормативно техническими требованиями (ПТЭ, ПУЭ и др.).

Стоимость договора формируется в соответствии с внутренней нормативной документацией ПАО «МРСК Центра», физические объемы и перечень работ соответствии с внутренней нормативной документацией ПАО «МРСК Центра», физические объемы и перечень работ соответствуют технической политике ПАО «МРСК Центра». Стоимость договора компенсирует затраты, понесенные Филиалом на выполнение работ по переустройству, и учитывает получение установленного уровня прибыльности по данной услуге.

Указанные доводы ПАО «МРСК Центра» не принимаются в виду того, что ПАО «МРСК Центра» являясь единственным хозяйствующим субъектом, действовавшим на рынке услуг по реконструкции объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра» на территории Ярославской области, включает с стоимость указанной услуги затраты, которые фактически не несет, тем самым ущемляя права и интересы ИП <...>.

На основании изложенного, Комиссия Ярославского УФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия ПАО «МРСК Центра», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по переустройству собственных электросетевых объектов, содержат нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Центра» нарушение законодательства прекращено не было, последствия нарушения не устранены, то Комиссии полагает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «МРСК Центра» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ПАО «МРСК Центра» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра» в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии А.С. Шушкова

 

А.В. Белокурова

 

 

ПАО «МРСК Центра»

127012, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д. 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Войнова, д. 12


 

ИП <...>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-03/20-16

 

09 октября 2017 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 09 октября 2017 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская;

члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.С. Шушкова, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.В. Белокурова,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09.10.2017 г. по делу № 03-03/20-16 о нарушении ПАО «МРСК Центра» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «МРСК Центра» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем совершения в срок до 15 февраля 2018 года следующих действий:

1) приведения стоимости договора, направленного в адрес ИП <...> письмом от 12.09.2016 №МРСК-ЯР/Р6-1/777, в соответствие с действующим законодательством, с учетом позиции, изложенной в решении Ярославского УФАС России по делу № 03-03/20-16, путем установления экономически обоснованной стоимости услуги по переустройству собственных электросетевых объектов (на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания услуги);

2) доведения до сведения ИП <...> информации о приведении стоимости услуги по переустройству собственных электросетевых объектов для ИП <...> в соответствие с действующим законодательством и с учетом решения Ярославского УФАС России по делу № 03-03/20-16.

О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии А.С. Шушкова

 

А.В. Белокурова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны