Решение №2915/05-02 Решение от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «АЙТИ-1»

 

603108, Нижегородская обл.,

г. Нижний Новгород, ул. Кузбасская, д. 1Г, литер А1 Ч, пом. № 3, оф. № 12

e-mail: newoffice@it-1.ru

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

 

150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7

e-mail: info@yarguor.ru,

zakupki@yarguor.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко,

д. 23А, 25 этаж, помещение 1

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-537/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года                            г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>, главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «АЙТИ-1» (далее также – ООО «АЙТИ-1», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям Никифорова И.И.;

заказчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (далее также – ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

оператор электронной торговой площадки, общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «АЙТИ-1» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку системы технологического оборудования (извещение № 0371100015721000023) (далее также – аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14,

                                                                                    

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «АЙТИ-1» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку системы технологического оборудования (извещение № 0371100015721000023).

Заявитель полагает, что извещение и документация о рассматриваемом аукционе в электронной форме утверждены заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. заказчиком неверно выбран код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, а именно 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», что повлекло неприменение положений постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2. заказчиком не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. заказчиком в пункте 6.10 раздела 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) аукционной документации установлено требование о том, что оборудование, поставляемое в рамках настоящего Технического задания, должно соответствовать утратившему силу постановлению Госстандарта России от 10.03.2004 № 161-ст «ГОСТ 8.579-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте»;

4. заказчиком в пункте 3.1 раздела 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) содержится ссылка на несуществующий пункт аукционной документации.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика – незаконными, выдать последнему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнение заявителя и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчиком, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.05.2021 размещено извещение № 0371100015721000023 вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку системы технологического оборудования.

Начальная (максимальная) цена контракта 9 109 465,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Первый довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013                   № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Заказчиком в извещении рассматриваемой закупки указан следующий идентификационный код закупки 211760608658476040100100520013299244 (соответствующий позиции 0052 плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов (уникальный номер                                              № 202103711000157001), 30 - 33 разряды которого указывают на информацию о коде объекта закупки по ОКПД2, а именно на код 32.99 «Изделия готовые прочие, не включенные в другие группировки».

В качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком установлен код ОКПД2: 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», относящегося также к укрупненному коду ОКПД2: 32.99.53 «Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей»; Эта группировка включает:

- широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования.

Согласно извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме наименование объекта закупки сформулировано как поставка системы технологического оборудования.

Таким образом, выбранный заказчиком код ОКПД2: 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» должен включать в себя только приборы, аппаратуру и устройства учебные демонстрационные, которые не пригодны для другого использования.

Подробное описание объекта рассматриваемой закупки изложено в разделе 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) аукционной документации.

В пункте 2.23 раздела 3 «Наименование и описание объекта закупки» аукционной документации указан состав оборудования, входящего в систему (подсистемы), а также описание и взаимодействие данных подсистем:

-          подсистема отображения информации (ПОИ);

-          подсистема организации видеоконференцсвязи (ПВКС);

-          подсистема звукового обеспечения (ПЗО);

-          подсистема внешней трансляции (ПВТ);

-          подсистема организации рабочих мест президиума, делегатов и СМИ (ПОРМ);

-          подсистема инфраструктурного обеспечения (ПИО);

-          подсистема интерактивного ввода и выступлений (ПИВиВ);

-          подсистема управления залом (ПУЗ).

Подсистема отображения информации (ПОИ) должна быть предназначена для обеспечения коллективного просмотра презентационных материалов и другой видеоинформации с различных источников видеосигналов. Подсистема отображения информации должна быть реализована на панелях, образующих единую видео стену.

Состав подсистемы:

­- центральное устройство отображения информации;

­- центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации.

Центральное устройство отображения информации должно строиться по модульному принципу, элементы которого должны быть объединены между собой и формировать единый экран, который должен позволять воспроизводить в многооконном режиме большие объёмы информации из разных источников.

Центральное устройство отображения информации должно включать в поставочный комплект весь необходимый набор креплений и конструкций и несущих каркасов, позволяющих надежно закрепить центральное устройство отображения информации, а также производить замену элементов и другое необходимое обслуживание без разбора массива центрального устройства отображения информации. Центральное устройство отображения информации должно иметь все необходимые интерфейсные разъемы для коммутации оборудования с центральным аппаратно-программным контроллером вывода информации. Центральное устройство отображения информации должно коммутироваться с центральным аппаратно-программным контроллером вывода информации, который должен быть расположен в техническом помещении.

Центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации должен быть предназначен для управления и вывода различных сценариев отображения информации от источников видеосигнала. Основная функция центрального аппаратно-программного контроллера вывода информации должна быть визуализация информации от разнообразных внешних источников. Внешние источники должны отображаться в индивидуальных окнах с возможностью свободного масштабирования и позиционирования в пределах единого пространства центрального устройства отображения информации. Центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации должен быть расположен в техническом помещении.

Согласно Приложению № 2 к Техническому заданию в состав центрального устройства отображения информации входит:

  1. профессиональные ЖК панели;
  2. кронштейны для установки.

Технические характеристики кронштейна для установки:

 

Ед. изм./кол-во

Технические характеристики

Требуемые параметры

Требуемые значения

 

Тип кронштейна

Кронштейн напольный мобильный, изготовленный из металла, для видеостены 3х3

мм

Толщина металла кронштейна

Не менее 1.5

 

Возможность установки и монтажа Профессиональных ЖК-панелей

Требуется

шт.

Количество устанавливаемых панелей по горизонтали

3

шт.

Количество устанавливаемых панелей по вертикали

3

 

Подсистема организации видеоконференцсвязи (ПВКС) должна быть предназначена для организации интерактивного взаимодействия участников, как находящихся непосредственно в зале, так и удаленных от него в формате видеоконференции/вебинара. Подсистема организации видеоконференцсвязи должна быть организована на специализированном аппаратно-программном комплексе, включающая в свой состав специализированное программное обеспечение и коллективные устройства записи информации.

Состав подсистемы:

­- кодек видеоконференцсвязи;

­- камера видеоконференцсвязи.

Кодек видеоконференцсвязи должен быть предназначен для работы в составе подсистемы видеоконференцсвязи.

Камера видеоконференцсвязи должна быть предназначена для фиксации видео информации и передачу на требуемые элементы подсистемы ВКС.

Подсистема звукового обеспечения (ПЗО) должна быть предназначена для профессионального применения, формирования равномерного акустического поля в зале, воспроизведения различных медиа файлов при проведении различных мероприятий, в частности презентаций, конференций.

 Состав подсистемы:

- цифровая аудиоплатформа;

Цифровая аудиоплатформа должна обеспечивать сведение сигналов со всех источников аудиосигналов, наложения различных звуковых эффектов, цифровой обработки аудиосигналов.

Подсистема внешней трансляции (ПВТ) должна быть предназначена для трансляции мероприятий, проводимых в зале. В качестве средств отображения необходимо использовать жидкокристаллические панели. Расположение средств отображения информации должно быть согласовано с Заказчиком. В качестве источника информации подсистемы внешней трансляции должен выступать центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации подсистемы отображения информации.

Состав подсистемы:

­- устройство отображения информации.

Подсистема организации рабочих мест президиума, делегатов и СМИ (ПОРМ) должна быть предназначена для организации рабочих мест с возможностью предоставления персонального рабочего места, с функциями интерактивного вывода видео информации. Подсистема организации рабочих мест должна быть реализована на базе аппаратно-программного комплекса, который интегрируется в единый формат размещения участников в зале.

Состав подсистемы:

- аппаратно-программный контроллер тип 1;

- устройство отображения информации тип 1;

- устройство отображения информации тип 2.

В зависимости от формата мероприятия подсистема организации рабочих мест должна иметь возможность переконфигурирования пространства. Автоматизированное рабочее место должно иметь все необходимые коммутационные разъемы, которые позволят провести переконфигурирование пространственного положения без использования дополнительной кабельной продукции. Коммутация автоматизированного рабочего места должна производиться в монтажные люки, расположенные в зале.

Подсистема инфраструктурного обеспечения (ПИО) должна быть предназначена для аппаратной и программной поддержки проведения мероприятий.

Состав подсистемы:

­- коммутатор уровня доступа;

­- точка беспроводного доступа.

­Коммутатор уровня доступа должен быть предназначен для предоставления конечному пользователю возможности проводного доступа к требуемым информационным ресурсам.

Точка беспроводного доступа должна быть предназначена для предоставления конечному пользователю возможности беспроводного доступа по технологии Wi-Fi к требуемым информационным ресурсам. Конечный пользователь должен иметь возможность пользоваться беспроводным доступом Wi-Fi с помощью устройств, имеющих встроенный или внешний Wi-Fi адаптер (модем) стандарта IEEE 802.11.

Подсистема интерактивного ввода и выступлений (ПИВиВ) должна быть предназначена для создания и демонстрации участникам заседаний рисунков, графиков, формул и прочей графической информации, создаваемой непосредственно в ходе мероприятий, а также для облегчения управления компьютерным оборудованием, расположенным в зале.

Состав подсистемы:

­- матричный коммутатор сигналов тип 1;

­- матричный коммутатор сигналов тип 2;

­- аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 1;

­- аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 2;       

­- интерактивная система для организации совместной работы тип 1;

­- преобразователь видеосигнала тип 1;

­- преобразователь видеосигнала тип 2;

­- преобразователь видеосигнала тип 3;

­- преобразователь видеосигнала тип 4.

Матричный коммутатор сигналов тип 1 и тип 2 должны быть предназначены для коммутации различных источников видеосигнала и передачи их от источника к приемнику.

Для сведения изображения от источников видеосигналов и передачи их на центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации тип 1 должен использоваться аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 1 и тип 2.

Интерактивная система для организации совместной работы тип 1 должна быть предназначена для коллективного взаимодействия участников, обмена аудио-визуальной информацией, вывода и предоставления аудио-визуальной информации на коллективные устройства отображения. Интерактивная система для организации совместной работы тип 1 должна коммутироваться, в зависимости от сценария проведения мероприятия, либо с матричным коммутатором сигнала тип 1, либо с аппаратно-программным комплексом для управления множественными видеопотоками тип 1.

Для передачи изображения от источников к приемникам и обратно, должны использоваться преобразователи видеосигнала.

Подсистема управления залом (ПУЗ) должна быть предназначена для централизованного управления различными исполнительными механизмами зала, освещением и автоматикой, создания сценариев управления с возможностью программирования определенных задач и действий.

Состав подсистемы:

­- комплекс автоматизации и управления залом;

­- аппаратно-программный комплекс управления ВКС и интеграции смежных систем.

Комплекс автоматизации и управления залом должен быть предназначен для построения систем автоматизации и управления залом различной степени сложности. Комплекс должен включать контроллер для обмена информации по сети Интернет, с дискретными линиями управления исполнительными устройствами. Расположение – технические помещения.

Аппаратно-программный комплекс управления ВКС и интеграции смежных подсистем должен быть предназначен дляинтеграции подсистемы видеоконференсвязи с подсистемой персонального звукоусиления и интерактивного голосования и подсистемой интерактивного ввода и выступлений. Управление камерами видеоконференцсвязи должно быть обеспечено путем считывания текущего состояния беспроводной точки доступа подсистемы персонального звукоусиления и интерактивного голосования, анализа текущего сценария. Управление должно быть обеспечено путем выдачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы камеры видеоконференцсвязи для точного позиционирования на требуемый объект.

Приложением № 2 Технического задания является спецификация (технические и эксплуатационные характеристики товара), оформленная в виде таблицы.

Проанализировав данную таблицу, Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик в рассматриваемом закупке закупает следующие товары:

- профессиональные ЖК панели;

- кронштейны для установки;

- центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации;

- кодек видеоконференцсвязи;

- камера видеоконференцсвязи;

 - цифровая аудиоплатформа;

- устройство отображения информации;

- аппаратно-программный контроллер;

- устройство отображения информации тип 1;

- устройство отображения информации тип 2;

- коммутатор уровня доступа;

- точка беспроводного доступа;

- матричный коммутатор сигнала тип 1;

- матричный коммутатор сигнала тип 2;

- аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 1;

- аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 2;

- интерактивная система для организации совместной работы тип 1;

- преобразователь видеосигнала тип 1;

- преобразователь видеосигнала тип 2;

- преобразователь видеосигнала тип 3;

- преобразователь видеосигнала тип 4;

- комплекс автоматизации и управления залом;

- аппаратно-программный комплекс управления ВКС и интеграции смежных систем.

Исходя из перечня, описания предназначения закупаемых заказчиком товаров, Комиссия Ярославского УФАС России, считает, что, ряд товаров, входящих в объект закупки, не относится к приборам, аппаратам и устройствам учебным демонстрационным (код ОКПД2: 32.99.53.130, укрупненный код ОКПД2: 32.99.53), поскольку часть закупаемых товаров (например, товары с наименованием «кронштейн для установки», «кодек видеоконференцсвязи», «камера видеоконференцсвязи», «коммутатор уровня доступа», «точка беспроводного доступа», «комплекс автоматизации и управления залом») пригодна для другого использования, соответственно, заказчиком в том числе для перечисленных товаров неверно указан в качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком код ОКПД2: 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Данные обстоятельства указывают на то, что заказчиком в извещении и документации описание объекта закупки сформировано противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку, выбранный заказчиком в качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком код ОКПД2: 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» не соответствует ряду закупаемых товаров (например, товары с наименованием «кодек видеоконференцсвязи», «камера видеоконференцсвязи», «коммутатор уровня доступа», «точка беспроводного доступа», «комплекс автоматизации и управления залом»).

Выявленное правонарушение привело к тому, что заказчиком не применены/ненадлежащим образом применены положения постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Второй довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным в виду следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013                   № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Исходя из части 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Один из запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015).

Пунктом 2 Постановления Правительства № 1236 от 16.11.2015 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления Правительства № 1236 от 16.11.2015 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Таким образом, в случае закупки программного обеспечения заказчик обязан в извещении и документации о закупке установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 либо подготовить и разместить в единой информационной системе одновременно с извещением и документацией о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.

Как уже было указано выше по тексту настоящего решения объектом закупки является поставка системы технологического оборудования, подробное описание объекта закупки изложено в разделе 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) аукционной документации, частью которого также является спецификация (технические и эксплуатационные характеристики товара) (Приложение № 2 к Техническому заданию).

Так, например, в соответствии с Приложением № 2 к Техническому заданию заказчику к поставке необходим в том числе следующий товар: центральный аппаратно-программный контроллер вывода информации, кодек видеоконференцсвязи, цифровая аудиоплатформа, аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 1, аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 2, аппаратно-программный комплекс управления ВКС и интеграции смежных систем в состав которых входит программное обеспечение.

Таким образом, заказчик закупает в том числе программное обеспечение, соответственно, извещение и документация о рассматриваемой закупке должна содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 либо заказчик должен разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.

Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что извещение и документация о рассматриваемой закупке не содержит информации о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015, а также заказчиком не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком, что является нарушением пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В отношении третьего довода Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Во исполнение вышеуказанных правил заказчиком в пункте 2.1 раздела 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) аукционной документации установлено, что оборудование, поставляемое в рамках настоящего Технического задания, должно соответствовать:

2.1.1.  Требованиям, установленным нормативными правовыми актами, указанными в разделе 6 настоящего Технического задания.

2.1.2.  Техническим параметрам, приведенным в эксплуатационной документации.

2.1.3.  Следующим требованиям:

- действующим государственным и международным стандартам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, требованиям безопасности, функциональным и качественным характеристикам для данной группы товаров в соответствии с требованиями государственных и международных стандартов;

- техническим и качественным характеристикам, установленным настоящим Техническим заданием, и определенным производителем оборудования, средств вычислительной техники;

- соответствие действующим стандартам и нормам по пожарной, санитарной и электрической безопасности, а также электромагнитной совместимости в соответствии с номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, с документальным подтверждением при исполнении Контракта;

- в комплект поставляемого оборудования должны входить все кабели, необходимые для его подключения и эксплуатации;

- предлагаемое оборудование должно соответствовать классу энергоэффективности «А», если такой класс применим к данному оборудованию;

 - в комплекте с товаром должны прилагаться следующие документы: сертификат соответствия, инструкция, лицензии (если требуется по категории товара).

В разделе 6 Технического задания приведен перечень нормативных правовых и нормативных технических актов, которым должно соответствовать оборудование, поставляемое в рамках настоящего Технического задания, а именно:

6.1.     Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)».

6.2.     Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)».

6.3.     Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6.4.     Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

6.5.     Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6.6.     Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.1984 № 2206 «ГОСТ 21552-84. Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».

6.7.     Постановление Госстандарта СССР от 14.11.1984 № 3884 «ГОСТ 26329-84 (СТ СЭВ 4292-83). Машины вычислительные и системы обработки данных. Допустимые уровни шума технических средств и методы их определения».

6.8.     Постановление Госстандарта России от 11.04.2002 №148-ст «ГОСТ Р МЭК 60950-2002. Безопасность оборудования информационных технологий».

6.9.     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

6.10.   Постановление Госстандарта России от 10.03.2004 № 161-ст «ГОСТ 8.579-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте».

6.11.   Приказ Росстандарта от 28.10.2013 № 1268-ст «ГОСТ CISPR 24-2013. Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Устойчивость к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний».

6.12.   Приказ Росстандарта от 05.09.2014 № 1004-ст «ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007). Упаковка. Термины и определения (ISO 21067:2007, MOD)».

Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что постановление Госстандарта России от 10.03.2004 № 161-ст «ГОСТ 8.579-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте» утратило силу с 01.07.2020 в связи с изданием приказа Росстандарта от 09.10.2019 N 922-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта».

Учитывая вышеизложенное, заказчиком описание объекта закупки в части требования о соответствии оборудования, поставляемого в рамках Технического задания, требованиям действующих государственных и международных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и одновременно перечню таких нормативных правовых и нормативных технических актов, в число которых входит утратившее силу (недействующее) постановление Госстандарта России от 10.03.2004 № 161-ст «ГОСТ 8.579-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте», сформировано противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В отношение четвертого довода заявителя Комиссией Ярославского УФАС России принято следующее решение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В пункте 3.1 раздела 3 «Наименование и описание объекта закупки» (Техническое задание) аукционной документации указано, что гарантийный срок на поставляемый Товар должен составлять не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента ввода его в эксплуатацию (если более продолжительный срок в Приложении № 2 «Спецификация поставляемых Товаров» к настоящему Техническому заданию) в соответствии с требованиями нормативного правового акта, указанного в пункте 6.13 настоящего Технического задания. Если производителем Товара установлены стандартные гарантийные сроки, превышающие запрашиваемый гарантийный срок на Товар, то гарантийный срок на Товар устанавливается продолжительностью не менее срока, установленного производителем Товара.

Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России, попытавшись обратиться к пункту 6.13 Технического задания, в котором должен быть указан нормативно правовой акт, в соответствии с которым заказчиком установлено требование о том, что гарантийный срок на поставляемый товар должен составлять не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента ввода его в эксплуатацию (если более продолжительный срок не установлен в Техническом задании и приложениях к нему), установила, что данный пункт в аукционной документации отсутствует.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что отсутствие в аукционной документации пункта 6.13 Технического задания (указания на нормативный правовой акт, в соответствии с которым согласно положениям аукционной документации должен устанавливаться гарантийный срок на поставляемый товар), свидетельствует о ненадлежащем установлении заказчиком в аукционной документации требований к гарантийному сроку, то есть данное требование с учетом способа изложения пункта 3.1 Технического задания фактически отсутствует в аукционной документации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Таким образом, данный довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным.

Наличие подобных противоречий при описании объекта закупки аукциона в электронной форме недопустимо и, безусловно, не может не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком и уполномоченным органом при формировании конкурсной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЙТИ-1» (ИНН: 5257109802, ОГРН: 1095257003060) на действия заказчика, Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584, ОГРН: 1127606002545), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку системы технологического оборудования (извещение № 0371100015721000023), обоснованной.

2. Признать заказчика, Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584,                                          ОГРН: 1127606002545), нарушившим пункты 2 и 10 статьи 42, часть 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику, Федеральному государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584,                 ОГРН: 1127606002545), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                                            <…>

 

                                                                                                                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны