Решение №13525/04-03 Решение и предписание по делу от 11 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «ЗГТ»
160022, г. Вологда, ул. Пошехонское шоссе, д. 18
yar@zavodteplic.ru
МУ «Информационный центр
«Берега»
152300, Ярославская обл., г. Тутаев,
пр-т 50-летия победы, д. 25А
ИП <...>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/39-17
«08» ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
рассмотрев дело № 04-01/39-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту размещения в Тутаевской муниципальной газете «Берега» ненадлежащей рекламы компании «Завод готовых теплиц»,
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЗГТ», МУ «Информационный центр «Берега» и ИП <...>, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии уполномоченных на участие в рассмотрении дела представителей не направили.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО «ЗГТ», МУ «Информационный центр «Берега» и ИП<...>
Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), поскольку в рассматриваемой рекламе товаров при дистанционном способе их продажи отсутствуют сведения о продавце таких товаров.
ООО «ЗГТ» c вменяемым нарушением не согласно. Представитель общества в письменных пояснениях (вх. .№ 11190 от 23.10.2017 г.), указал, что Общество не размещало в Тутаевской муниципальной газете рекламы своей продукции. Продавцом представленной на сайте www.zavodteplic.ru продукции является индивидуальный предприниматель <...>. Продажа товаров осуществляется через точки розничной розничной продажи, расположенные в г. Ярославсле и г. Рыбинске.
ИП <...>также не согласен с вменяемым нарушением и в письменных пояснениях (вх. № 11191 от 23.10.2017 г.) просит прекратить производство по делу на основании следующего. Индивидуальный предприниматель действительно опубликовал в Тутаевской муниципальной газете «Берега» рекламу. Телефонные номера<...> и интернет-сайт www.zavodteplic.ru, указанные в рекламе, принадлежат ИП <...>Однако, по мнению ИП <...>, в рекламе отсутствует нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе», поскольку индивидуальный предприниматель не осуществляет продажу товаров (теплиц из поликарбоната) дистанционным способом. Через интернет-сайт www.zavodteplic.ru и по указанным в рекламе телефонам ИП <...>. осуществляет ознакомление потребителей с расположением торговых точек, поступлением новых видов товаров, скидках и акциях. Непосредственная продажа теплиц осуществляется в офисах продаж, которые открыты в близлежащих к г. Тутаев городах: Рыбинск, Ярославль. Только непосредственно в офисах продаж потребитель мог как заказать товар, так и ознакомиться с самим товаром или его образцом.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
На странице 11 Тутаевской муниципальной газеты «Берега» № 16 от 28.04.2017 г. размещена следующая информация: «Завод готовых теплиц Конструирование — производство — установка www.zavodteplic.ru Теплицы Парник в подарок* Доставка до дома. От 9499 р. <...> *При покупке теплицы «Основа», Капелька» или «Рублевская» Подробности на сайте и по телефонам».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает компания «Завод готовых теплиц» и реализуемая ею продукция (теплицы).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом содержится в пункте 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Доводы ИП <...> о том, что индивидуальным предпринимателем не осуществляется продажа рекламируемых товаров дистанционным способом, не подтверждаются материалами дела.
Согласно акту осмотра интернет-сайта www.zavodteplic.ru от 02.08.2017 г. на сайте представлен каталог товаров, содержащий описание и цены товаров. Раздел сайта «Как купить теплицу» содержит два способа приобретения товара:
1) посредством заказа бесплатного звонка, в результате которого менеджер помогает выбрать оптимальный вариант изделия и оформляет доставку.
2) путем оформления заказа на сайте. Для этого необходимо добавить выбранный товар в необходимом количестве в корзину и оформить заказ.
Кроме того, на сайте указано, что можно заказать теплицу, позвонив по указанному в рекламе телефонному номеру<...>
Согласно размещенной на сайте информации при всех перечисленных выше способах оформления заказа оплатить товар возможно после его доставки покупателю.
Таким образом, приобретение товаров осуществляется в следующей последовательности: ознакомление покупателя с описанием товара и ценой на сайте или по телефону; оформление заказа (на сайте или посредством телефонного звонка); доставка заказа и оплата товара.
На основании изложенного решение о совершении покупки и выборе конкретного товара из представленного ассортимента покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты. Доставка, либо получение выбранного потребителем товара осуществляется согласно оформленному заказу. До оформления заказа у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом.
На основании изложенного Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что порядок покупки товаров, представленных на указанном в рекламе сайте дистанционного способа продажи и, следовательно, к указанной рекламе применяются требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Согласно представленным ООО «ЗГТ» и ИП <...> сведениям реализацию представленных на сайте www.zavodteplic.ru товаров осуществляет ИП <...>
Вместе с тем, в рекламе отсутствует информация о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что является нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с Уставом МУ «Информационный центр «Берега» осуществляет выпуск и распространение газеты «Берега».
Согласно представленной МУ «Информационный центр «Берега» информации рассматриваемая реклама размещена на основании заявки, поступившей посредством электронной почты от ИП <...>. Рекламный модуль был разработан ИП <...>самостоятельно.
Услуги по размещению рекламы приняты и оплачены ИП <...>, что подтверждается подписанным обеими сторонами актом № 00000080 от 28.04.2017 г., выпиской из лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения № 956.05.071.6 за 18.01.2017 г. и реестром платежных документов на зачисление денежных средств за 18.01.2017 г.
Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем - МУ «Информационный центр «Берега».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Завод готовых теплиц Конструирование — производство — установка www.zavodteplic.ru Теплицы Парник в подарок* Доставка до дома. От 9499 р. <...> *При покупке теплицы «Основа», Капелька» или «Рублевская» Подробности на сайте и по телефонам», размещенную на странице 11 Тутаевской муниципальной газеты «Берега» № 16 от 28.04.2017 г., поскольку нарушены требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
Выдать ИП <...> и МУ «Информационный центр «Берега» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «15» ноября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ С.Д. Солодяшкина
_________________ А.В. Семенюк
МУ «Информационный центр
«Берега»
152300, Ярославская обл., г. Тутаев,
пр-т 50-летия победы, д. 25А
ИП <...>
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-01/39-17
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«08» ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
на основании своего решения от «08» ноября 2017 года по делу № 04-01/39-17 о признании ненадлежащей рекламы: «Завод готовых теплиц Конструирование — производство — установка www.zavodteplic.ru Теплицы Парник в подарок* Доставка до дома. От 9499 р. <...> *При покупке теплицы «Основа», Капелька» или «Рублевская» Подробности на сайте и по телефонам», размещенной на странице 11 Тутаевской муниципальной газеты «Берега» № 16 от 28.04.2017 г., поскольку нарушены требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУ «Информационный центр «Берега» (152300, Ярославская обл., г. Тутаев, пр-т 50-летия победы, д. 25А) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
МУ «Информационный центр «Берега» (152300, Ярославская обл., г. Тутаев, пр-т 50-летия победы, д. 25А) представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «15» декабря 2017 года.
ИП <...> в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
ИП <...> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания до «15» декабря 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комисси _________________ М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ С.Д. Солодяшкина
_________________ А.В. Семенюк