Постановление №1366/04-04 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административн... от 9 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Совкомбанк»


 

пр-кт Текстильщиков, д. 46

г. Кострома, 156000


 


 


 


 


 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 04-04/46А-17

 

«06» февраля 2018 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Матяшевская М.И., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/46А-17, возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «Совкомбанк» (далее- ПАО «Совкомбанк»), ИНН 4401116480, КПП 440101001, ОГРН 1144400000425, место нахождения: 156000, г. Кострома, пр-кт Текстильщиков, д. 46, фактический адрес: 156000, г. Кострома, пр-кт Текстильщиков, д. 46, дата регистрации юридического лица 01.09.2014, Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области, в отсутствии представителя ПАО «Совкомбанк», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 04-04/46А-17,


 

УСТАНОВИЛ:

 

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 23 июня 2017 г. выявлено размещение информации следующего содержания: «СОВКОМБАНК. Денежный кредит 12% плюс. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6. www.sovcombank.ru», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на рекламной конструкции, по своему содержанию соответствует законодательному понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению кредита, формирование или поддержание интереса к данным услугам и их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе указано фирменное наименование лица «Совкомбанк», но данный факт не освобождает от исполнения обязанности по указанию полного наименования лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Поскольку в рассматриваемой рекламе полное наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы), размещено в нижней части баннера и напечатано мелким шрифтом, невозможным для восприятия на расстоянии от установленной на фасаде здания рекламной конструкции до пешеходной и автомобильной зон, указанная информация является нечитаемой и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.

Содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой; не читаемая и не воспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует наименование общества, содержащее указание на его организационно-правовую форму, таким образом, данная реклама является ненадлежащей, размещенной без указания наименования лица, оказывающего банковские услуги, с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В вышеуказанной рекламе крупным шрифтом указана только процентная ставка по кредиту 12%, однако, сведения о том, что «Денежный кредит «12% плюс». Сумма 100 000 руб., срок 12 мес. При безналичном расходовании средств в течение 25 дней действия договора (минимум 80% от суммы кредита) — ставка 12% годовых, при наличном расходовании, либо безналичном расходовании менее 80% от суммы кредита — 17% годовых. Возраст заемщика 20-85 лет. Документы: паспорт-гражданина РФ, второй документ удостоверяющий личность, справка 2-НДФЛ (пенсионерам справка не требуется). Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. ПАО «СОВКОМБАНК». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ №963», приведены в рекламе мелким, невозможным (значительно затрудненным) для восприятия шрифтом, хотя являются существенными, необходимыми потребителю для принятия осознанного решения.

Спорная реклама, являясь наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Рекламное сообщение размещалось на фасаде многоэтажного дома по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, расположенного у проезжей части дороги на высоте около трех метров над землей. Размер букв, написанных мелким шрифтом, значительно меньше шрифта, которым написан основной текст рекламы.

В материалы дела представлен макет спорной рекламы, из которого видно, что информация о наименовании кредитной организации и условиях предоставления финансовой услуги — кредита указана в нижней части макета и напечатана шрифтом, значительно отличающимся по своему размеру от остальной рекламной информации. Использование рекламодателем такого визуального приема не позволяет потребителю при ознакомлении с текстом рекламы воспринять все условия предоставления финансовой услуги - кредита, таким образом, может ввести потребителя в заблуждение относительно исполнителя и условий оказания банковских услуг, в том числе в силу особенностей размещения вышеуказанной рекламной информации.

Указанный способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннер размером 6x3 метров, расположенный на высоте более трех метров, что исключает возможность приблизиться к нему) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации. При таких обстоятельствах указанные мелким шрифтом наименование организационно-правовой формы общества и условия предоставления финансовой услуги — кредита, не могут считаться присутствующими в спорной рекламе.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях банковской услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком услуги - «Денежный кредит «12% плюс».

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости воспользоваться рекламируемой услугой на предложенных условиях оплаты либо об отказе от нее.

Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита в форме, невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, таким образом нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На запрос Ярославского УФАС России Региональный Сетевой Информационной Центр (вх. № 8120 от 24.07.2017) представил сведения, что администратором домена второго уровня сайта www.sovcombank.ru, указанного на рекламной конструкции, является ПАО «Совкомбанк».

Согласно представленной информации от ПАО «Ростелеком» (вх. № 8249 от 27.07.2017), номер телефона, указанный на рекламной конструкции, был выделен ООО ИКБ «Совкомбанк» на основании договора №14-14-16 от 13.01.2014г.

ПАО «Совкомбанк» представило письменные пояснения (вх. № 10087 от 21.09.2017г.), о том, что общество выступило заказчиком рекламы, размещенной на фасаде дома по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12. Кроме того, общество указало все условия предоставления кредита, размер шрифта в рекламе использовался в соответствии с п. 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03.

СанПиН 1.2.1253-03 «О введении в действие санитарных правил и нормативов» утвержденые постановлением от 10 апреля 2003 г. № 39 Министерства здравоохранения Российской Федерации, определяют Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 1.3 Санитарных правил, они устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. Поскольку, СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», определяют требования к печатным книжным изданиям, Комиссия пришла к выводу, что данные правила не распространяются на шрифтовое оформление наружной рекламы.

Вместе с тем, общество пояснило, что различный размер шрифта использовался для привлечения внимания потребителя, вместе с тем написание текста разным шрифтом не нарушает прав потребителей на ознакомление с рекламой Банка.

На основании представленных в материалы дела документов и дополнительных пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ПАО «Совкомбанк».

Следовательно, ПАО «Совкомбанк» как рекламодатель рассматриваемой рекламы допустило нарушение требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что ПАО «Совкомбанк» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, могло и должно было предпринять все необходимые меры к недопущению распространения ненадлежащей рекламы.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Матяшевская М.И. приходит к выводу о совершении ПАО «Совкомбанк» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ПАО «Совкомбанк» административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, на основании документов, представленных в материалы дела.

ПАО «Совкомбанк» представил доказательство исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (вх. № 12453 от 22.11.2017), выданного в рамках решения по делу № 04-01/35-17.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ указанное обстоятельство является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

ПАО «Совкомбанк» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частями 1 и 6 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ПАО «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 6 статьи 14.3 КоАП РФ, в связи с нарушением частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении рекламы финансовых услуг, в которой наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также полные условия предоставления рекламируемых услуг, указано мелким, нечитаемым шрифтом, что в данном случае приравнивается к отсутствию вышеуказанной информации, к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:

Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001

УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль

БИК 047888001

Счет № 40101810700000010010

УИН 16160020700001102431

Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000016000140 и код ОКТМО 78000000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу «___» ______________2018 г.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года со дня вступления постановления в законную силу.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М. И. Матяшевская


 

Дата выдачи постановления «___»______________2018 г.

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Связанные организации

Связанные организации не указаны