Постановление № 1367/04-04 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в ви... от 9 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

<...>


 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу об административном правонарушении № 04-04/47А-17

 

«06» февраля 2018 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Матяшевская М.И., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/47А-17, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <…..>, дата рождения: <...> г., место рождения: <...>, ИНН 760500420265, ОГРНИП <...>, адрес регистрации: <...>, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя <...> г. <...>, в отсутствии ИП <...> (его представителя), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 04-04/47А-17,


 

УСТАНОВИЛ:

 

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 23 июня 2017 г. выявлено размещение информации следующего содержания: «СОВКОМБАНК. Денежный кредит 12% плюс. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6. www.sovcombank.ru», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на рекламной конструкции, по своему содержанию соответствует законодательному понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению кредита, формирование или поддержание интереса к данным услугам и их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе указано фирменное наименование лица «Совкомбанк», но данный факт не освобождает от исполнения обязанности по указанию полного наименования лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Поскольку в рассматриваемой рекламе полное наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы), размещено в нижней части баннера и напечатано мелким шрифтом, невозможным для восприятия на расстоянии от установленной на фасаде здания рекламной конструкции до пешеходной и автомобильной зон, указанная информация является нечитаемой и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.

Содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой; не читаемая и не воспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует наименование общества, содержащее указание на его организационно-правовую форму, таким образом, данная реклама является ненадлежащей, размещенной без указания наименования лица, оказывающего банковские услуги, с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В вышеуказанной рекламе крупным шрифтом указана только процентная ставка по кредиту 12%, однако, сведения о том, что «Денежный кредит «12% плюс». Сумма 100 000 руб., срок 12 мес. При безналичном расходовании средств в течение 25 дней действия договора (минимум 80% от суммы кредита) — ставка 12% годовых, при наличном расходовании, либо безналичном расходовании менее 80% от суммы кредита — 17% годовых. Возраст заемщика 20-85 лет. Документы: паспорт-гражданина РФ, второй документ удостоверяющий личность, справка 2-НДФЛ (пенсионерам справка не требуется). Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. ПАО «СОВКОМБАНК». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ №963», приведены в рекламе мелким, невозможным (значительно затрудненным) для восприятия шрифтом, хотя являются существенными, необходимыми потребителю для принятия осознанного решения.

Спорная реклама, являясь наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Рекламное сообщение размещалось на фасаде многоэтажного дома по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, расположенного у проезжей части дороги на высоте около трех метров над землей. Размер букв, написанных мелким шрифтом, значительно меньше шрифта, которым написан основной текст рекламы.

В материалы дела представлен макет спорной рекламы, из которого видно, что информация о наименовании кредитной организации и условиях предоставления финансовой услуги — кредита указана в нижней части макета и напечатана шрифтом, значительно отличающимся по своему размеру от остальной рекламной информации. Использование рекламодателем такого визуального приема не позволяет потребителю при ознакомлении с текстом рекламы воспринять все условия предоставления финансовой услуги - кредита, таким образом, может ввести потребителя в заблуждение относительно исполнителя и условий оказания банковских услуг, в том числе в силу особенностей размещения вышеуказанной рекламной информации.

Указанный способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннер размером 6x3 метров, расположенный на высоте более трех метров, что исключает возможность приблизиться к нему) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации. При таких обстоятельствах указанные мелким шрифтом наименование организационно-правовой формы общества и условия предоставления финансовой услуги — кредита, не могут считаться присутствующими в спорной рекламе.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях банковской услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком услуги - «Денежный кредит «12% плюс».

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости воспользоваться рекламируемой услугой на предложенных условиях оплаты либо об отказе от нее.

Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита в форме, невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, таким образом нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно ответу Комитета по рекламе Мэрии г. Ярославля (вх. № 8047 от 20.07.2017), рассматриваемая рекламная конструкция установленная по адресу: г. Ярославль, С. Орджоникидзе, д. 12, размещена без разрешения органа местного самоуправления на установку. В отношении данной рекламной конструкции выдано предписание о демонтаже от 14.07.2017 №2.033/17-ф.

На запрос Ярославского УФАС России Региональный Сетевой Информационной Центр (вх. № 8120 от 24.07.2017) представил сведения, что администратором домена второго уровня сайта www.sovcombank.ru, указанного на рекламной конструкции, является ПАО «Совкомбанк».

Согласно представленной информации от ПАО «Ростелеком» (вх. № 8249 от 27.07.2017), номер телефона, указанный на рекламной конструкции, был выделен ООО ИКБ «Совкомбанк» на основании договора №14-14-16 от 13.01.2014 г.

ПАО «Совкомбанк» представило в материалы дела акт выполненных работ с ИП <...> на услуги по размещению рекламной информации и счет №769 от 01.06.2017, по оплате вышеуказанных услуг.

ИП <...> представил письменные пояснения (вх. № 11031 от 18.10.2017г.) о том, что готовый рекламный баннер был представлен заказчиком ПАО «Совкомбанк» для размещения на основании договора №276 от 01.12.2016 г. Предприниматель при размещении вышеуказанной рекламы на рекламной конструкции, исходил из того, что вся необходимая по Закону о рекламе информация о предоставлении финансовой услуги на макете имеется, и она является читаемой с расстояния, на восприятие с которого она рассчитана.

На основании представленных в материалы дела документов и дополнительных пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>

Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что ИП <...> имел возможность предотвратить совершение административного правонарушения, мог и должен был предпринять все необходимые меры к недопущению распространения ненадлежащей рекламы.

Таким образом, ИП <...> допустил нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а также части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Матяшевская М.И. приходит к выводу о совершении ИП <...> виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ИП <...> административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

ИП <...> представил доказательство исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (вх. № 12878 от 04.12.2017), выданного в рамках решения по делу № 04-01/35-17.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ указанное обстоятельство является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

ИП <...> В. в течение года до даты рассмотрения данного административного дела к административной ответственности по статье 14. 3 КоАП РФ не привлекался.

ИП <...> в соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/ является микропредприятием.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

В части 2 статьи 3.4 КоАП РФ указано, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ИП <...> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в связи с нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении рекламы финансовых услуг, в которой наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, указано мелким, нечитаемым шрифтом, что в данном случае приравнивается к отсутствию вышеуказанной информации, к административной ответственности в виде предупреждения.

Постановление вступает в законную силу «___» ______________2018 г.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская

 

Дата выдачи постановления «___»______________2018 г.

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Связанные организации

Связанные организации не указаны