Решение №5506/03-03 РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/03-19 от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго»

150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 12

 

ИП ...

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/03-19

 

9 июля 2019 г. г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 19 июля 2019 г.)

 

Комиссия Ярославского УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич,

члены Комиссии — начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.А. Турутина, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Г.Н. Черногорова,

рассмотрев дело №03-03/03-19, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра» (далее — ПАО «МРСК Центра»), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес местонахождения: г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях ПАО «МРСК Центра» по установлению в результате проведенной на объекте ИП ... проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета (акт №76/212571Ю от 30.10.2018) факта неучтенного потребления электрической энергии в отсутствие законных оснований,

установила:

 

дело №03-03/03-19 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по заявлению ИП .... (вх. №16987 от 17.12.2018) по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

Энергопринимающие устройства ИП ..., расположенные по адресу: ..., надлежащим образом присоединены к сетям ПАО «МРСК Центра». В соответствии с актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон №921В от 23.08.2016, граница эксплуатационной и балансовой ответственности установлена на соединительных зажимах, изоляторах опоры ВЛ 0,4 кВ фид. 2 от ТП 674 по месту присоединения ответвления ВЛИ 0,4 кВ на индивидуальный жилой дом, ....

В балансовой и эксплуатационной ответственности сетевой организации находится оборудование ТП 674, ВЛ 0,4 кВ фид. 2 от ТП 674 до соединительных зажимов, изоляторов опоры ВЛ 0,4 кВ на границе раздела. В балансовой и эксплуатационной ответственности ИП ... находятся соединительные зажимы, изоляторы на границе раздела, ответвление (ВЛИ 0,4кВ) от соединительных зажимов, изоляторов опоры ВЛ 0,4 кВ до ВРУ заявителя, ВРУ заявителя, устройства учета электроэнергии, внутренние сети.

На основании согласованного с ПАО «ТНС энерго Ярославль» планом-графиком проверок работ группы инспекционного контроля отдела безопасности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» на октябрь 2018 г., 30 октября 2018 г. сотрудниками ПАО «МРСК Центра» в присутствии потребителя (...) была проведена проверка состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета №24129853, по результатам которой составлен акт №76/212571Ю от 30.10.2018.

В соответствии с указанны актом прибор учета №24129853 не допущен в эксплуатацию по следующим причинам: вскрыты пломбы государственного поверителя в корпусе прибора учета, имеются следы механического воздействия, оттиски не читаемы, сорван знак визуального контроля слева на корпусе прибора учета. При проведении проверки выявленные нарушения зафиксированы сетевой организацией, фотоматериалы и видеоматериалы представлены в антимонопольный орган.

По результатам данной проверки, сетевой организацией составлен акт №76/152043Ю от 30.10.2018 о неучтенном потреблении ЭЭ, потребителю направлена справка-расчет о неучтенном потреблении по акту №76/152043Ю, в соответствии с которой объем безучетного потребления составил 18 730 кВт*ч.(за вычетом объема учтенной электроэнергии, включенной в объем услуг по передаче электрической энергии).

Позиция и доводы ПАО «МРСК Центра» изложена в письменных пояснениях (вх. №5080 от 03.06.2019, вх. №4081 от 06.05.2019), а также оглашена на заседаниях Комиссии Ярославского УФАС России по рассмотрению дела №03-03/03-19 и заключаются в том, что зафиксированный сетевой организацией в ходе проведенной проверки факт нечитаемости пломб государственного поверителя свидетельствует о безучетном потреблении электрической энергии со стороны потребителя.

Согласно позиции ИП ..., оглашенной на заседаниях Комиссии Ярославского УФАС России, повреждение пломб государственного поверителя в виде оплавления могло возникнуть в связи с воздействием на прибор учета высоких температур в летнее время, поскольку прибор учета располагается на улице.

Комиссия Ярославского УФАС России при принятии решения по настоящему делу руководствуется следующими правовыми нормами.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Статьей 4 Федерального закона от 7 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, ПАО «МРСК Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением №3.

Согласно абзацу 13 пункта 2 Основных положений, под безучётным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из анализа указанной нормы материального права следует, что определение безучетного потребления электрической энергии связано с характеристикой действий покупателя (абонента) электрической энергии, направленных на нарушение порядка учета электрической энергии, установленного как основными положениями и договором энергоснабжения, в котором стороны четко регламентируют какие именно действия абонента в процессе учета электрической энергии, будут квалифицироваться как безучетное потребление, свидетельствующие в итоге об искажении данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.

Таким образом, для возложения на потребителя обязанности по внесению платы за безучётное потребление необходимо установить наличие одного из следующих обстоятельств:

- вмешательство потребителя в работу прибора учета, включая нарушение (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля;

- несоблюдение им сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);

  1. совершение иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

В пункте 145 Основных положений предусмотрено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Следовательно, действующим законодательством на потребителей возложены обязанности по соблюдению установленных требований к техническим характеристикам приборов учета электрической энергии, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

Из вышеуказанных норм следует, что срыв и иное повреждение пломб, установленных на приборе учета, является обстоятельством, с наличием которого законодатель связывает возникновение у потребителя обязанности по внесению платы за безучётное потребление.

Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» утверждены требования к знакам поверки, в соответствии с которыми осуществляется поверка учреждением, а именно: знак поверки должен иметь четкое изображение, сохраняемое в условиях, в которых средство измерения эксплуатируется, изображение знака поверки должно оставаться четким на всем протяжении межповерочного интервала, если знак поверки и (или) пломба повреждены, т. е нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств и если пломбы не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам конструкции средства измерения, то средство измерения подлежит обязательному представлению на периодическому поверку ранее установленного межповерочного интервала.

Как следует из представленных антимонопольному органу фото- и видеоматериалов, информация, размещенная на пломбах государственного поверителя прибора учета №24129853, не поддается прочтению в полном объеме, следовательно, данные пломбы государственного поверителя являются поврежденными, прибор учета подлежит внеочередной поверке.

Согласно сведениям, представленным Ярославскому УФАС России ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова» (вх. №6187 от 03.07.2019), мастика, применяемая для опломбировки счетчиков электрической энергии «Меркурий 231» обеспечивает читаемость оттисков клейм поверителей во всем диапазоне температур, указанных в паспорте на прибор учета: эксплуатация от минус 45 до плюс 70 градусов Цельсия. Доказательств, подтверждающих воздействие на прибор учета №24129853 температур за указанными допустимыми пределами в материалы дела №03-03/03-19 не представлено.

Относительно доводов ИП ... о нарушении ПАО «МРСК Центра» антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от допуска в эксплуатацию прибора учета №36261500 по заявкам от 31.10.2018 и 07.11.2018, Комиссия Ярославского УФАС России сообщает, что данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела, однако необходимо отметить следующее.

Из представленных антимонопольному органу документов следует, что 31 октября 2018 г. ИП ... обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой, в которой просил направить направить представителя сетевой организации для снятия показаний прибора учета перед его демонтажем, а также для опломбирования нового прибора учета в отношении точки поставки: ...

Письмом от 13 ноября 2018 г. №Яр/Р-19-3/4223 ПАО «МРСК Центра» разъяснило ИП ... порядок расчета объема безучетного потребления по точке поставки: ..., а также уведомило о необходимости выданного 30.10.2018 в результате проверки прибора учета предписания, а именно: заменить прибор учета и перенести щит учета на высоту не более 1,7 м.

7 ноября 2018 г. ИП ... обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой №766460009398 на предоставление услуги по инструментальной проверке (опломбировке) прибора учета, расположенного по адресу: ...

Письмом от 6 декабря 2018 г. №Яр/Р-19-3/4503 ПАО «МРСК Центра» уведомило ИП ..., что в ходе проведения внеплановой проверки по заявке №766460009398 сетевой организацией установлено невыполнение потребителем предписания сетевой организации, выданного 30.10.2018 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии №76/152043Ю, а именно: перенести щит учета в соответствии с п. 1.5.29 Правил устройства электроустановок на высоту не более 1,7 м. В материалы настоящего дела ПАО «МРСК Центра» представлена фотография от 05.12.2018, на которой зафиксирован факт невыполнения предписания о переносе щита учета на допустимую высоту. Доказательства обратного антимонопольному органу не представлено. Согласно письменным пояснениям ИП … (вх. №5254 от 06.06.2019) данные доказательства у него отсутствуют.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Согласно пункту 1.5.29 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, (ред. от 20.06.2003 г.), счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Из вышеуказанным норм следует, что предписание ПАО «МРСК Центра» о переносе щита учета на высоту не более 1,7 м. не противоречит нормам действующего законодательства. Следовательно, в данные действия ПАО «МРСК Центра» не образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «МРСК Центра» по установлению в результате проведенной на объекте ИП ... проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета (акт №76/212571Ю от 30.10.2018) факта неучтенного потребления электрической энергии в отсутствие законных оснований, признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

прекратить рассмотрение дела №03-03/03-19, возбужденного в отношении ПАО «МРСК Центра» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии: А.А. Турутина

 

Г.Н. Черногорова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны