Решение №14278/07-03 Решение и предписание по делу от 1 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района

152300, Ярославская обл., г. Тутаев,

ул. Луначарского, д. 87

 

ПАО «Тутаевский моторный завод»

152300, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Строителей, д. 1

 

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО

 

150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 42

 

АО «Ярославская генерирующая компания»

150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28а

 

Решение

по делу № 07-03/11-16

о нарушении антимонопольного законодательства

 

28 ноября 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С.,

в присутствии представителя ОАО «Тутаевский моторный завод» <...>,

рассмотрев дело № 07-03/11-16, возбужденное в отношении ОАО «Тутаевский моторный завод» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006, выразившегося в формировании и выставлении счетов Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области за предоставление услуг по приему, транспортировке и переработке ливневых стоков с части территории городского поселения Тутаева, за период 01 апреля 2015 г. по 30 сентября 2015 г. в отсутствие установленного тарифа, а также в формировании и выставлении счетов АО «ЯГК» за предоставление услуг по приему, транспортировке и переработке ливневых стоков, за период 01 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г. в отсутствие установленного тарифа,

 

установила:

В Ярославское УФАС России поступило заявление Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района (вх. №1913 от 02.03.2016) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Тутаевский моторный завод».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с аналитическим отчетом Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему и очистке поверхностных сточных вод, попадающих в ливневую канализацию на территории, ограниченной железнодорожными путями, ул. Дементьева, ул. Р. Люксембург, ул. В. Терешковой и ул. Советской до ул. Промышленной от 01.11.2016 установлены следующие обстоятельства.

Продуктовые границы рынка определяются как прием и очистка сточных вод.

Географические границы рынка с учётом п. 4.7. Приказа ФАС России №220 определяются наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), так как ввиду специфики услуги — прием и очистка ливневых стоков, она может осуществляться только через присоединенную сеть, при этом при наличии имеющейся системы ливневой канализации. Подключение к иным субъектам, осуществляющим прием и очистку ливневых стоков является невозможным, так как на рынке отсутствуют другие субъекты, способные осуществлять прием и очистку ливневых стоков с территории города Тутаева, ограниченной железнодорожными путями, ул. Дементьева, ул. Р. Люксембург, ул. В. Терешковой и ул. Советской до ул. Промышленной.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Из содержания статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. На основании статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из этого, ОАО «ТМЗ» является субъектом естественной монополии на рынке водоотведения в географических границах территории города Тутаева.

Согласно пункту 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим. Таким образом, ОАО «ТМЗ» занимает доминирующее положение на рынке водоотведения на территории города Тутаева.

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

25.10.2010 между ОАО «Тутаевский моторный завод» (далее — ОАО «ТМЗ») и ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — ОАО «ЯГК») был заключен договор №031/445 на прием и очистку ливневых стоков. В соответствии с указанным договором расчет за принятые ливневые стоки и их очистку производился по следующим ценам:

- за транспортировку хозяйственных стоков МУП «Теплоэнергосеть» в размере 3,39руб./куб.м.;

- за транспортировку хозяйственных стоков прочих потребителей в размере 4,20руб./куб.м.;

- за ливневые стоки в размере 4,04руб./куб.м..

За период с 01.01.2014 по 31.12.2015 ОАО «ЯГК» оплачивало счета, выставленные ОАО «ТМЗ» за услуги по приему ливневых стоков в следующих размерах:

 

Дата и номер счет-фактуры

Сумма по договору

Дата и номер платежного документа, взаимозачета

Сумма, оплаченная АО «ЯГК», рублей

000729 от 31.03.2014

47227,14

51 от 31.03.2014

44 от 31.05.2014

53 от 30.04.2014

51 от 31.05.2014

27 от 30.06.2014

24583,83

3514,44

16277,25

100

2751,62

001784 от 30.06.2014

50933,52

32 от 30.06.2014

18 от 31.07.2014

27 от 31.08.2014

32 от 30.09.2014

32 от 31.10.2014

742,34

1629,4

3366,06

3366,06

41829,66

002626 от 30.09.2014

50928,21

32 от 31.10.2014

27 от 30.11.2014

28419,7

22508,51

003672 от 31.12.2014

47232,45

31 от 31.12.2014

18 от 31.01.2015

46379,69

852,76

001005 от 31.03.2015

47227,14

44 от 31.03.2015

47227,14

002325 от 30.06.2015

50933,52

39 от 30.06.2015

50933,52

003480 от 30.09.2015

50928,21

43 от 30.03.2015

43 от 31.10.2015

39 от 30.11.2015

3693,81

45030,85

2203,55

004740 от 31.12.2015

47232,45

36 от 31.12.2015

47232,45

 

 

26.06.2015 и 30.09.2015 между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее — ДЖКХ и строительства АТМР) и ОАО «ТМЗ» были заключены муниципальные контракты №42 и №52 соответственно. В соответствии с указанными муниципальными контрактами расчет за принятые ливневые стоки и их очистку производился по цене 4,50руб./куб.м..

23.12.2015 ОАО «ТМЗ» письмом №650/29 направило в адрес ДЖКХ и строительства АТМР проект договора водоотведения поверхностных сточных вод №031/370 с установлением оплаты по договору в размере 4,50руб./куб.м.. В ответ ДЖКХ и строительства АТМР 23.03.2016 направило в адрес ОАО «ТМЗ» письмо №506 с указанием на недопустимость установления цены по договору без установленного тарифа.

Согласно схеме ливневой канализации г. Тутаева, стоки, попадающие в ливневую канализацию на территории, ограниченной железнодорожными путями, ул. Дементьева, ул. Р. Люксембург, ул. В. Терешковой и ул. Советской до ул. Промышленной, направляются в коллектор, расположенный вдоль автовокзала и также принадлежащий ОАО «ТМЗ». После этого стоки поступают на очистные сооружения, также принадлежащие ОАО «ТМЗ». Помимо сети ливневой канализации г. Тутаева к коллектору ОАО «ТМЗ» технологически присоединены сети ливневых канализаций ряда промышленных предприятий, включая ливневую канализацию районной котельной ОАО «ЯГК».

Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее — ДЭиРТ ЯО) в письме от 12.04.2016 №31-00930/16 пояснил, что для ОАО «ТМЗ» приказом департамента от 01.12.2015 №325-во установлен тариф на услуги транспортировки производственно-хозяйственных стоков. Данный тариф не подлежит применению при оказании услуги водоотведения с использованием централизованной системы ливневой канализации.

18.10.2016 ОАО «ТМЗ» направило проект договора №031/361-16 на оказание услуг по приему, транспортировке и очистке поверхностных сточных вод в адрес ОАО «ЯГК», по которому исполнитель, осуществляющий водоотведение, (ОАО «ТМЗ») обязуется осуществлять прием поверхностных сточных вод Абонента (АО «ЯГК») в ливневую канализацию и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод (п. 2.1.), а также производить оплату по тарифу на водоотведение (п. 4.1.).

19.10.2016 ОАО «ТМЗ» подало в ДЭиРТ ЯО заявление №02/185 об установлении тарифа на услугу по очистке ливневых стоков.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 06.03.2017 №1-во установлен тариф на водоотведение поверхностных сточных вод для ОАО «Тутаевский моторный завод» на 2017 год в размере 2,51 руб./куб. м (с НДС) и 2,13 руб./куб. м (без НДС). Применение тарифа возможно со дня вступления в силу указанного приказа по 31.12.2017.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 6 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ установлен, что оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входит тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

Таким образом, для взимания платы за оказание услуг по водоотведению и транспортировке сточных вод необходимо установление тарифа.

Из материалов антимонопольного дела следует, что ОАО «Тутаевский моторный завод» взимало плату с ОАО «ЯГК» с марта 2014 года по декабрь 2015 года при отсутствии установленного уполномоченным органом тарифа.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Следовательно, действия ОАО «Тутаевский моторный завод», выразившиеся в формировании и выставлении счетов Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области за предоставление услуг по приему, транспортировке и переработке ливневых стоков с части территории городского поселения Тутаева, за период 01 апреля 2015 года по 30 сентября 2015 года в отсутствие установленного тарифа, а также в формировании и выставлении счетов АО «ЯГК» за предоставление услуг по приему, транспортировке и переработке ливневых стоков, за период 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года в отсутствие установленного тарифа, повлекли ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (ОАО «Тутаевский моторный завод»), что является злоупотреблением доминирующим положением и образует состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

При этом, согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из представленных соглашений о проведении зачета взаимных требований №18 от 31.01.2015, №44 от 31.03.2015, №39 от 30.06.2015, №43 от 30.03.2015, №43 от 31.10.2015, №39 от 30.11.2015, №36 от 31.12.2015 ОАО «Тутаевский моторный завод» в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за оказанные услуг по т приему, транспортировке и переработке ливневых стоков получило от ОАО «ЯГК» денежные средства в размере 197 174,08 рублей.

Указанные денежные средства были получены в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ОАО «Тутаевский моторный завод» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 197 174,08 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

решила:

1. Признать Открытое акционерное общество «Тутаевский моторный завод» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Тутаевский моторный завод» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 197 174,08 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

 

 

Члены Комиссии: М.И. Матяшевская

А.А. Турутина

 

В.С. Гробова

 

 

ПАО «Тутаевский моторный завод»

 

152300, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Строителей, д. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание

по делу № 07-03/11-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

28 ноября 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С.,

руководствуясь подпунктом «к» пункта 2 статьи 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

ОАО «Тутаевский моторный завод» необходимо в срок до 01 марта 2018 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 197 174,08 рублей.

Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в течение 5 дней после установленного срока для исполнения предписания.

Данное предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

 

Реквизиты для перечисления денежных средств в федеральный бюджет:

КБК 161 1 16 020 10 01 6000 140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

 

Члены Комиссии: М.И. Матяшевская

А.А. Турутина

 

В.С. Гробова

Связанные организации

Связанные организации не указаны