Решение №14631/04-01 Решение по делу от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ»

152020, Ярославская область,

г. Переславль-Залесский,

ул. Кузнецова, д. 1, офис. 12

 


 


 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/46-17

«27» ноября 2017 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,

члены Комиссии – начальник отдела органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,

рассмотрев дело № 04-01/46-17 по факту размещения рекламы услуг по предоставлению займов с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ», привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, генерального директора,

УСТАНОВИЛА:

21.11.2017 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, в рассмотрении дела № 04-01/46-17 объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 27.11.2017 г.

27.11.2017 г. в 14 часов 30 минут рассмотрение дела № 04-01/46-17 продолжено.

Ярославским УФАС России в связи с поступившим 29.08.2017г. обращением физического лица установлен факт распространения в ТЦ «Переславский Торговый Дом», расположенном по адресу: ул. Ростовская, д. 19, г. Переславль-Залесский, информации следующего содержания: «ГОРЗАЙМ сеть офисов доступных денег. Заходи за деньгами! до 30 000р. БЫСТРО. БЕЗ КОМИССИЙ. БЕЗ СТРАХОВОК. БЕЗ ПОРУЧИТЕЛЕЙ. 8-800-555-70-02. 8(84535) 60-678. 0,4%» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Дело возбуждено по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ», поскольку в данной рекламе услуг по предоставлению займов отсутствует наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также указаны не все условия предоставления данных услуг.

Представитель ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» сообщил, что рассматриваемая информация размещалась в торговом центре, перед входом в офис, в котором по договору аренды осуществляет деятельность ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ». В связи с этим, ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» полагает, что данная информация не является рекламной.

Копии аналогичных письменных пояснений ранее представлены в материалы дела (вх. № 10802 от 11.10.2017).

Кроме того, представитель ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» сообщил, что нарушение устранено, в рекламу внесены необходимые корректировки, предоставил фотофиксацию в материалы дела (вх. 11895 от 10.11.2017).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет является обязательной к размещению.

Согласно позиции, изложенной в Письме ФАС России от 26.12.2013 N АК/53059/13 "О разграничении понятий вывеска и реклама", конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на официальный сайт, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе". Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В рассматриваемой информации указаны номера телефонов, содержится призыв, адресованный потребителям «Заходи за деньгами!», перечислены отдельные конкретные условия предоставления услуг «до 30 000р. БЫСТРО. БЕЗ КОМИССИЙ. БЕЗ СТРАХОВОК. БЕЗ ПОРУЧИТЕЛЕЙ. 0,4%», таким образом, исходя из общего содержания и оформления рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению займов, формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом"О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе содержится два условия по предоставлению финансовой услуги, а именно процентная ставка «0,4%» и максимальная сумма займа «до 30 000р.». Вместе с тем, не указан срок, на который предоставляются займы со ставкой «0,4%».

В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (в том числе по страхованию рисков).

В Правилах о порядке и условиях предоставления микрозаймов физическими лицами, утвержденных приказом от 11.08.2017 г., представленных ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» (вх. № 11209 от 23.10.2017) указано, что процентная ставка устанавливается от 0, 4 % в день (от 146 % годовых) до 1,8 % в день (657 % годовых).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе указаны не все условия, определяющие полную стоимость займа, в частности, отсутствует информация о сроке предоставления займа, что является нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» представлены (вх. № 10802 от 11.10.2017 г., вх. № 11209 от 23.10.2017) копия акта № 27 от 22.08.2017 г. на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы, свидетельство о внесении ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» в реестр микрофинансовых организаций от 19.04.2012 г., копия счета на оплату № 26 от 02 августа 2017 г., правила о порядке и условиях предоставления микрозаймов физическими лицами, утвержденные приказом генерального директора Виноградова К. В. от 11.08.2017 г. с указанием категорий финансовых продуктов ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ».

ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» также представлены пояснения (вх. 11895 от 10.11.2017, вх. № 11949 от 13.11.2017) о том, что размещение рекламы продолжалось с середины августа до конца октября, копия договора аренды помещения № 01-12 от 01.12.2016 г., заключенного с ООО «Переславский Торговый Дом», реестр договоров, заключенных с физическими лицами на предоставление займов со ставкой 0,4 % в день, копии договоров на изготовление рекламы от 02.08.2017 г., от 18.10.2017 г., фотофиксация рекламы с устранением нарушения. Также представлены копии договоров с физическими лицами о предоставлении займов со ставкой от 0,4 % в день (№ 16204, № 15667, № 15691, № 15687, № 15677, № 16192, № 16244), копии приходных кассовых ордеров № 4374 от 23.10.2017 г., № 3944 от 25.09.2017 г., № 3589 от 04.09.2017 г., № 3909 от 21.09.2017 г., копия договора № 21 от 12.10.2012 г. с ООО «Удобно-Деньги» на доступ к использованию комплексного информационно-программного решения для микрофинансовых компаний. Кроме того, представлен перечень обособленных подразделений ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ».

На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ».

Следовательно, ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» как рекламодатель, и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.

Ответственность за нарушения требований частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ГОРЗАЙМ сеть офисов доступных денег. Заходи за деньгами! до 30 000р. БЫСТРО. БЕЗ КОМИССИЙ. БЕЗ СТРАХОВОК. БЕЗ ПОРУЧИТЕЛЕЙ. 8-800-555-70-02. 8(84535) 60-678. 0,4%», размещенную в ТЦ «Переславский Торговый Дом», расположенном по адресу: ул. Ростовская, д. 19, г. Переславль-Залесский, без указания наименования лица, оказывающего рекламируемые услуги, а без указания части условий предоставления данных услуг, влияющих на полную стоимость займов, поскольку в данном случае нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ООО МКК «ГОРОДСКОЙ ЗАЙМ» об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «06» декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


 

Председатель Комиссии М. И. Матяшевская

Члены Комиссии: Е. В. Гудкевич

С.Д. Солодяшкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны