Решение №4888/05-02 Решение от 15 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Сибмер»

 

630049, г. Новосибирск,

ул. Дуси Ковальчук, д. 260/2,

э/почта: sibmer@inbox.ru

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ярославская областная клиническая онкологическая больница»

 

150054, г. Ярославль, пр-кт Октября, д. 67

э/почта: zakupki_onko@mail.ru

 

Департамент государственного заказа Ярославской области

 

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д.15

тел: 8 (4852) 49-99-00

э/почта: dgz@yarregion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-376/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена  12 мая 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года                                       г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок управления Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., с участием:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Сибмер» (далее также – заявитель, ООО «Сибмер»), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <...>,

заказчикГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ярославская областная клиническая онкологическая больница» (далее – заказчик, также ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая онкологическая больница»), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <...>, <...>, <...>,

уполномоченный орган – Департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган, ДГЗ ЯО), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности  <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Сибмер» на действия заказчика — Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница», уполномоченного органа – Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (извещение № 0171200001920000624)  (далее – аукцион, жалоба) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г.    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Сибмер» (вх. № 4892 от 30.04.2020) на действия заказчика — Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница», уполномоченного органа –Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (извещение № 0171200001920000624).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных                              и муниципальных нужд:

1. в пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии сертификата-разрешения на конструкцию транспортного упаковочного комплекса для разрядки и транспортирования источника С-146 (п. 4.1.1. НП-053-16), вместе с тем, по мнению заявителя, сертификата-разрешения на разрядку радиационного источника не существует, а, следовательно, заказчиком установлено заведомо невыполнимое требование, кроме того, заявитель указывает, что данный сертификат не входит в состав второй части заявки, не является документом, подтверждающим соответствие участника требования статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, а, следовательно, данное требование установлено незаконно;

2. в пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии  лицензии выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV классов опасности (либо договор с организацией, имеющей данную лицензию), вместе с тем, в рамках выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией, утилизации подлежат источник ионизирующего излучения и сам гамма-терапевтический аппарат, при том ни источник, ни гамма-терапевтический аппарат, по мнению заявителя, не относятся к опасным отходам I-IV классов опасности, в связи с чем, данное требование является незаконным;

3. в пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии письма (сведения) о готовности специализированной организации, имеющей лицензию на хранение радиоактивных веществ, принять на хранение от Исполнителя источник C-146. Схожее требование установлено подпунктом 1.22 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки»: транспортировка ИИИ в транспортном-перезарядном контейнере,  с территории Заказчика для передачи на длительное хранение или переработку предприятие Росатом в соответствии с Федеральными нормами и правилами использования в области атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-16 и СП 2.6.1. 2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)». Данные требования, по мнению заявителя, установлены не в соответствии с вышеприведенными нормами и правилами в области атомной энергии;

4. в подпунктах 1.1 и 1.5 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации указано, что источник ионизирующего излучения помещается в транспортный перезарядный контейнер F-147 или аналогичный контейнер, имеющий сертификат-разрешение для использования с данным источником. Транспортный контейнер какой-либо иной марки (кроме контейнера F-147) не зарегистрирован в Российской Федерации как медицинское изделие, следовательно, указание в аукционной документации «или аналогичный контейнер, имеющий сертификат-разрешение для использования с данным источником» не соответствует действительности и вводит в заблуждение потенциальных участников;

5. в пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии производственно-технического задания на производство работ и проекта производства работ, которые не предусмотрены действующим законодательством в области атомной энергии, так как терминология, используемая заказчиком, не соответствует ГОСТам, Федеральным нормам и правилам и т.п.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа – незаконными, выдать заказчику и  уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 21.04.2020 размещены извещение № 0171200001920000624 и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 000 000,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, включенные в  описание объекта закупки  (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)) требования к товарам, информации, работам, услугам должны быть определены таким образом, что, во-первых, такие требования или указания не приведут к ограничению количества участников закупки,                        а использование иных требований, допускается во взаимосвязи с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации указано, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации.

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены обязательные условия выполнения работ, требования к безопасности выполнения работ и безопасности результата выполненных работ, а также перечень работ, оформленный в виде таблицы.

Согласно пункту 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии сертификата-разрешения на конструкцию транспортного упаковочного комплекса для разрядки и транспортирования источника С-146 (п. 4.1.1. НП-053-16) (либо договор с организацией, имеющей данный документ).

Пунктом 4.1.1 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.09.2016 № 388 (далее – НП-053-16), установлен перечень сертификатов–разрешений для осуществления перевозки груза радиоактивных материалов в Российской Федерации. В данном перечне, как верно указывает заявитель, отсутствует сертификат-разрешение на разрядку радиационного источника, вместе с тем, в данном перечне указано, что для осуществления перевозки груза радиоактивных материалов в Российской Федерации должны быть оформлены в том числе сертификаты-разрешения на конструкции упаковок различных типов.

Из формулировки, установленной пунктом 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, явно следует, что заказчику необходим именно сертификат-разрешение на конструкцию упаковочного комплекса, предназначенного для разрядки и транспортирования источника С-146.

Кроме того, в аукционной документации отсутствует указание на вид работ, на который должен быть выдан сертификат-разрешение, в документации содержится ссылка на конкретный пункт НП-053-16, которым предусмотрен закрытый перечень сертификатов–разрешений для осуществления перевозки груза радиоактивных материалов в Российской Федерации.

Таким образом, довод заявителя о содержащимся в аукционной документации требовании о наличии сертификата-разрешения на разрядку радиационного источника основан на неверном толковании аукционной документации, заказчиком и уполномоченным органом не установлено требование о наличии сертификата-разрешения, непредусмотренного НП-053-16.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013     № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с пунктом 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона»  аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, инструкция по её заполнению, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013.

Пунктом 12.3 раздела 1 «Информационная карта аукциона»  аукционной документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ:

1) копия лицензии, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников (установок, в которых содержатся радиоактивные вещества), с возможностью выполнения работ в соответствии с описанием объекта закупки;

2) копия лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию  медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)  полученная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 32  «Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания  медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» до вступления в силу  Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники»,

или

- копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, полученная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники», содержащая следующие виды выполняемых работ, оказываемых услуг в составе лицензируемого вида деятельности:

- В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:

- монтаж и наладка медицинской техники;

- контроль технического состояния медицинской техники.

Требование о наличии сертификата-разрешения на конструкцию транспортного упаковочного комплекса для разрядки и транспортирования источника С-146 (п. 4.1.1. НП-053-16) (либо договор с организацией, имеющей данный документ) установлено пунктом 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации.

Исходя из предмета закупки, включая перечень видов работ, подлежащих выполнению в рамках рассматриваемой закупки, работы по разрядке радиационного источника не являются самим объектом закупки, а входят в состав работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80.

При таких обстоятельствах достаточным является определение в качестве разрешительных документов по допуску к участию в закупке (требование к содержанию и составу второй части заявки) лицензий, предусмотренных пунктом 12.3 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации, иные документы, требуемые в силу специфики выполнения работ, являющихся предметом закупки, допустимо представить победителю закупки при исполнении обязательств по контракту, заключенному по итогам проведения такой закупки, учитывая, что заказчиком разрешается привлечение к исполнению таких работ иных лиц, обладающих соответствующими документами (исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств соисполнителей).

Как справедливо указывает заявитель, оспариваемый им документ не определен в качестве одного из составляющих второй части заявки участника.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа при установлении последними в аукционной документации оспариваемого подателем жалобы требования о наличии сертификата-разрешения на конструкцию транспортного упаковочного комплекса для разрядки и транспортирования источника С-146 (п. 4.1.1. НП-053-16) (либо договор с организацией, имеющей данный документ).

В отношении второго довода заявителя, Комиссией установлено следующее.

Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, а именно, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Как было отмечено выше, объектом рассматриваемого аукциона является выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе) (пункт 4 раздела 1 «Информационной карты аукциона»).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены обязательные условия выполнения работ, требования к безопасности выполнения работ и безопасности результата выполненных работ, а также перечень работ, оформленный в виде таблицы.

В пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии лицензии выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV классов опасности (либо договор с организацией, имеющей данную лицензию).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Исходя из статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 в редакции Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ).

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», установлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности  (далее - Перечень).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензия выдаётся на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов.

Комиссия, проанализировав приведённые выше положения действующего законодательства (законодательство о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) и положения аукционной документации (раздел 2 «Описание объекта закупки» в части требований предъявляемых к выполнению работ), установила, что заказчиком и уполномоченным органом при таком изложении названия лицензии без определения конкретных видов работ («наличие лицензии, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (либо договор с организацией, имеющей данную лицензию») требование о представлении лицензии  на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с указанием конкретных  видов работ  не установлено (предъявляются требования о наличии несуществующей лицензии, то есть фактически требование не установлено).

В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, а именно, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Как было отмечено выше, объектом рассматриваемого аукциона является выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе) (пункт 4 раздела 1 «Информационной карты аукциона»).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены обязательные условия выполнения работ, требования к безопасности выполнения работ и безопасности результата выполненных работ, а также перечень работ, оформленный в виде таблицы.

В пункте 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено требование о наличии письма (сведения) о готовности специализированной организации, имеющей лицензию на хранение радиоактивных веществ, принять на хранение от Исполнителя источник C-146.

Схожее требование установлено подпунктом 1.22 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено, что транспортировка ИИИ в транспортном-перезарядном контейнере,  с территории Заказчика для передачи на длительное хранение или переработку предприятие Росатом в соответствии с Федеральными нормами и правилами использования в области атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-16 и СП 2.6.1. 2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010).

Также комиссией Ярославского УФАС России установлено, что подпункт 2 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации содержит следующие положения: источник C-146 должен быть передан на утилизацию на предприятие-изготовитель или на временное хранение и последующую утилизацию с передачей права собственности.

Федеральными нормами и правилами использования в области атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-16, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 28.09.2016 N 405 (далее - НП-038-16), не содержат положений о передаче отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения на хранение, захоронение или переработку.

Пунктом 3.5.18 СП 2.6.1. 2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 (далее - СП 2.6.1. 2612-10), установлено, что радионуклидные источники ионизирующего излучения, не пригодные для дальнейшего использования, должны своевременно списываться и сдаваться на переработку или захоронение. В пункте 3.6.8 СП 2.6.1. 2612-10 указано, что радионуклидны после вывода из эксплуатации радионуклидных источников они должны передаваться в специализированные организации для захоронения.

В соответствии счастью 1 статьи 29 Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об обращении с радиоактивными отходами) отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан на захоронение национальному оператору или для переработки организации - изготовителю закрытого источника ионизирующего излучения в порядке, установленном органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

Частью 3 статьи 31 Закона об обращении с радиоактивными отходами предусмотрено, что в случае, если закрытый источник ионизирующего излучения был ввезен в Российскую Федерацию, разрешается возврат отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источники ионизирующего излучения.

Какого либо, иного порядка передачи отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения после вывода его из эксплуатации кроме как передачи на захоронение национальному оператору или для переработки организации - изготовителю закрытого источника ионизирующего излучения действующим законодательством не предусмотрено.

Довод заказчика о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации захоронение не осуществляется, в связи с чем, заказчиком и уполномоченным органом установлены оспариваемые требования аукционной документации, признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным, так как противоречит действующему законодательству.

Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации требования к описанию объекта закупки (в частности к условиям выполнения работ) применительно к результатам выполнения работ (источнику С-146) установлены, во-первых, определен противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки образом порядок передачи отработавшего закрытого источника излучения после вывода его из эксплуатации (либо необходимо передавать источник на длительное хранение или переработку на предприятие Росатом; либо передавать на утилизацию на предприятие-изготовитель или на временное хранение и последующую утилизацию с передачей права собственности); во-вторых, приведен непредусмотренный положениями действующего законодательства порядок передачи отработавшего закрытого источника излучения после вывода его из эксплуатации («хранение»), что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Как было отмечено выше, объектом рассматриваемого аукциона является выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе) (пункт 4 раздела 1 «Информационной карты аукциона»).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены обязательные условия выполнения работ, требования к безопасности выполнения работ и безопасности результата выполненных работ, а также перечень работ, оформленный в виде таблицы.

В подпунктах 1.1 и 1.5 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации указано, что источник ионизирующего излучения С-146 помещается в транспортный перезарядный контейнер F-147 в соответствии с технической документацией на аппарата гамма-терапевтический для дистанционного облучения Theratron или аналогичный контейнер, имеющий сертификат-разрешение для использования с данным источником.

Согласно регистрационному удостоверению от 28.07.2010 № ФСЗ 2010/07495 транспортный контейнер F147 предусмотрен для источника типа С-146.

В соответствии с информационным письмом Best Theratronics Ltd от 20.06.2019 компания Best Theratronics ltd. сообщает, что для проведения работ по зарядке и перемещению источника ионизирующего излучения на основе изотопа кобальт-60 с капсулой С-146 необходимо использовать транспортный контейнер F-147. Компания Best Theratronics не несет ответственности за другие транспортные контейнеры и их совместимость с гамма-терапевтическими аппаратами типа Theratron.

Согласно письму Best Theratronics Ltd от 11.03.2020 компания Best Theratronics ltd. на текущий момент не обладает информацией о сертификации иных транспортных контейнеров для источников ионизирующего излучения на основе изотопа Кобальт-60 с капсулой С-146, за исключением транспортного контейнера F-147.

Комиссия Ярославское УФАС России, проанализировав вышеуказанные документы, пришла к выводу о том, что отсутствие информации у компании-производителя Best Theratronics ltd. о зарегистрированных в Российской Федерации транспортных контейнеров для источника ионизирующего излучения на основе изотопа кобальт-60 с капсулой С-146 не свидетельствует об отсутствии иных транспортных контейнерах, отвечающих требованиям заказчика.

Более того, данное положение аукционной документации в силу своей однозначности не может ввести в заблуждение участников закупки.

Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа при установлении последними в аукционной документации оспариваемого подателем жалобы требования транспортному контейнеру для источника ионизирующего излучения на основе изотопа кобальт-60 с капсулой С-146.

В отношении пятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, включенные в  описание объекта закупки  (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)) требования к товарам, информации, работам, услугам должны быть определены таким образом, что, во-первых, такие требования или указания не приведут к ограничению количества участников закупки,                        а использование иных требований, допускается во взаимосвязи с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации указано, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации.

Объектом закупки являются, в том числе комплекс работ по выводу из эксплуатации источника ионизирующего излучения (пп. 1.4 п. 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации) и перегрузка источника в специализированный транспортный перезарядный контейнер в соответствии с технической документацией (пп. 1.5 п. 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации).

Согласно пункту 18 НП-091-14 «Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.05.2014 N 216, вывод из эксплуатации ОИАЭ и связанная с ним деятельность по обращению с РАО должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 3.6.2 СП 2.6.1. 2612-10 вывод из эксплуатации радиационного объекта или отдельной его части должен производиться в соответствии с проектом.

Согласно пункту 108 НП-038-16 выгрузка всех ЗРИ должна проводиться в соответствии с проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на РИ.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, перед проведением работ по выводу из эксплуатации источника ионизирующего излучения, а затем дальнейшей его выгрузке в транспортный контейнер для транспортировки на захоронение или переработку, должны быть разработаны проектная документация по выводу из эксплуатации источника и проект по выводу из эксплуатации.

Однако в разделе 2 «Описание объекта закупки», заказчиком и уполномоченным органом установлены требования о наличии производственно-технического задания на производство работ и проекта производства работ – тех документов, которые не предусмотрены действующим законодательством в области атомной энергии.

Из письменных пояснений заказчика, следует, что данное требование установлено в соответствии с пунктом 3.4 лицензии № Ц0-03-207-9612 от 28.09.2016, в соответствии с которым при проведении работ с РИ специализированными организациями проверять у них наличие, в том числе производственно-технического задания на производство работ и проекта производства работ.

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к видам документов, подлежащих разработке при выполнении работ по выводу из эксплуатации источника ионизирующего излучения, а затем дальнейшей его выгрузке в транспортный контейнер для транспортировки на захоронение или переработку, то они должны были включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований.

Таким образом, не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80, такое обоснование, заказчик и уполномоченный органом допустили нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013    № 44-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибмер»       (ИНН: 540201001, ОГРН 1027739865130) на действия заказчика — Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» (ИНН:7606028790, ОГРН: 1027600845117), уполномоченного органа –Департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по обследованию, разрядке и передаче на временное хранение с последующей утилизацией источника ионизирующего излучения, демонтажу аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (извещение № 0171200001920000624), обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» (ИНН:7606028790, ОГРН: 1027600845117), и уполномоченный орган – Департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3.  Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» (ИНН:7606028790, ОГРН: 1027600845117), и уполномоченному органу – Департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)                 по выявленным признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             С.Н. Лебедева

 

Члены Комиссии                                                                                         Е.К. Семенычева

 

                                                                                                            К.А. Савичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны