Постановление №АШ/1438/23 076/04/9.21-1143/2023 от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №076/04/9.21-1143/2023

об административном правонарушении

 

г. Ярославль

Резолютивная часть постановления оглашена «30» октября 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено «1» ноября 2023 г.

 

Я, И.О. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С., рассмотрев протокол и материалы дела № 076/04/9.21-1143/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» (далее - АО «Газпром газораспределение Ярославль»), ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: г. Ярославль, ул. Рыбинская, д. 20, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя АО «Газпром газораспределение Ярославль» <...> по доверенности от 12.12.2022 № 313,

 

установил:

 

Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области (ранее Ярославское УФАС России) рассмотрено заявление <...> (вх. № 9130/23 от 30.08.2023) о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям объекта расположенного по адресу: <...>, к сети газопотребления в рамках догазификации.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения данного заявления Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области приняло решение о возбуждении дела №076/04/9.21-1143/2023 об административном правонарушении.

в соответствии с пунктом 1 Правил № 1547 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (далее - объект капитального строительства).

Как указано в пункте 2 Правил № 1547, догазификация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.

Подключение (технологическое присоединение) - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности (пункт 2 Правил № 1547).

25.02.2022 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и заявителем был заключён договор от 16.02.2022 № ЦФ-ДГ-7809/22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.

Согласно пункту 3 данного договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 135 дней.

Вместе с тем, АО «Газпром газораспределение Ярославль» при установлении сроков осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя не учло следующего.

Согласно пункту 122 Правил № 1547 В случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать:

30 дней - в случае, если газораспределительная сеть проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, или отсутствует необходимость строительства газораспределительной сети до границ земельного участка;

100 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью до 30 метров;

135 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров;

200 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 200 до 500 метров;

один год - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью свыше 500 метров.

В соответствии с пунктом 121 Правил № 1547 cрок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.

Следовательно, при определении сроков подключения (технологического присоединения) в рамках догазификации необходимо руководствоваться региональной программой газификации Ярославской области, а также поэтапным планом-графиком объектов газификации, являющийся приложением к региональной программе газификации.

Должностным лицом антимонопольного органа установлено, что домовладение заявителя включено в пообъектный план-график газификации Постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта капитального строительства, расположенного вышеуказанному адресу, установлен пообъектным планом-графиком до декабря 2022 года.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Ярославль» неверно определило сроки исполнения обязательств по договору от 16.02.2022 № ЦФ-ДГ-7809/22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.

Таким образом, срок осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства не может превышать конец декабря 2022 года, в связи с чем последним днём осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства заявителя к сетям газораспределительной сети является 31 декабря 2022 года.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Ярославль» при установлении сроков осуществлений мероприятий по технологическому присоединению должно было руководствоваться сроками, установленными региональной программой газификации Ярославской области, действующей на момент заключения договора о технологическом присоединении с <...>.

По состоянию на 01.01.2023 АО «Газпром газораспределение Ярославль» не осуществило подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к сетям газораспределения.

16.05.2023 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и К<...> было заключено дополнительное соглашение к договору № ЦФ-ДГ-7809/22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации от 16.05.2023.

Согласно пункту 1 данного дополнительного соглашения стороны договорились внести изменения в пункт 3 вышеуказанного договора о технологическом присоединении, а именно «срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуск газа 1 октября 2023 года».

Вместе с тем, должностное лицо антимонопольного органа не может признать данное дополнительное соглашение, как соответствующим действующему законодательству, поскольку указанное дополнительное соглашение было заключено после истечения срока, установленного региональной программой газификации Ярославской области.

Кроме того, по состоянию на 01.06.2023 (последнее внесение изменений в региональную программу газификации Ярославской области) в региональную программу газификации Ярославской области не вносились изменения относительно срока подключения (технологического присоединения) домовладения, расположенного по адресу: <...>.

Из сведений, представленных АО «Газпром газораспределение Ярославль» следует, что 21.02.2022 газораспределительная организация направила в адрес основного абонента запрос о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя через сети, принадлежащие ООО «ИКЦ Гарант-Инфо».

21.03.2022 ООО «ИКЦ Гарант-Инфо» письмом за исх. № 4 сообщило АО «Газпром газораспределение Ярославль» о том, что у него отсутствует техническая возможность для подключения новых абонентов.

11.11.2022 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и <...> было заключено дополнительные соглашение к договору о технологическом присоединении в рамках догазификации, в соответствии с которым ранее выданные технические условия признавались недействующими, а также указанным дополнительным соглашением заявителю были выданы новые технические условия в связи с тем, что основной абонент изменил точку подключения.

Вместе с тем, АО «Газпром газораспределение Ярославль» не предоставило антимонопольному органу доказательств, подтверждающих осуществление действий, направленных на урегулирование отношений с основным абонентом с момента получения письма от 21.03.2022, а также не сообщило административному органу о разработке альтернативных способов подключения объекта капитального строительства<...>.

Кроме того, АО «Газпром газораспределение Ярославль» является профессиональным участником рынка, субъектом естественной монополии, в связи с чем Общество обязано предвидеть наступление неблагоприятных последствий в связи с необходимостью урегулирования отношений с основным абонентом.

Также по состоянию на дату вынесения настоящего постановления АО «Газпром газораспределение Ярославль» не осуществило подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства <...> к сетям газораспределения.

Потерпевшей по делу признаётся <...>/

Место выявления административного правонарушения – Ярославская область

Место проведения административного расследования – Ярославская область

Место совершения правонарушения – Ярославская область

Время совершения правонарушения – 2023 год.

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении
или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в области подключения (технологического) присоединения газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения.

Объективная сторона заключается в неисполнении требований пункта 121 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Субъект административного правонарушения: АО «Газпром газораспределение Ярославль» (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: г. Ярославль, ул. Рыбинская, д. 20).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее- Закон о естественных монополиях) услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен, как хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В пункте 2 постановления Правительства РФ от 05.02.1998 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» транспортировка газа определена, как перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

АО «Газпром газораспределение Ярославль» является газораспределительной организацией, имеет установленный тариф на технологическое присоединение к сетям газораспределения.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Ярославль» является субъектом естественной монополии и подлежит административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективная сторона: вина юридического лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих публичных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Ярославль» нарушило требования, предусмотренные пунктом 121 Правил № 1547, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Общество не представило в антимонопольный орган доказательств невозможности соблюдения требований Правил № 1547 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени осмотрительности, которая от него требовалось. Следовательно, у АО «Газпром газораспределение Ярославль» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения АО «Газпром газораспределение Ярославль» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства подключения (технологического) присоединения газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Рассматриваемое правонарушение не подлежит квалификации в качестве малозначительного, поскольку пренебрежительное отношение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к своим публично-правовым обязанностям в области законодательства Российской Федерации о подключения (технологического) присоединения газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения.

На основании изложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не установлено.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, И.О. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С.,

 

постановил:

 

привлечь акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль» (далее - АО «Газпром газораспределение Ярославль»), ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: г. Ярославль, ул. Рыбинская, д. 20, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (ста тысяч рублей) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 16100500000001805624

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140

ИНН 7604009440, КПП 760401001

Получатель: УФК по Ярославской области (Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области л/сч 04711411850)

УФК по Ярославской области

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль

БИК 017888102

р/сч 03100643000000017100

к/сч 40102810245370000065

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления А.С. Шушкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны