Решение №6905/06-07 Решение от 8 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов (Заказчик) -                                                                              АО «Ярославские Энергетические Системы»

 

 ул. Красноборская, д. 5, корп. 1,

г. Ярославль, 150055

e-mail: Maslova_EK@yarensys.ru,

adm@yarensys.ru    

 

Заявитель –                                                                         

                                                                      ООО «СК-КАПИТАЛ»

                                                                   

ул. Нахимсона, д. 21А, пом. 16,

г. Ярославль, 150000,

                                                                      e-mail: sk957171@mail.ru

 

Электронная площадка -

ООО «РТС-Тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

076/07/3-561/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2020 года                                    г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 08 июля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов,                 а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления <…>, члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы                  <…>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы                     <…>,

с участием:

от заказчика – АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (далее – также Заказчик) –                    <…> (по доверенности),

 ООО «СК КАПИТАЛ» (далее – также Заявитель) представителей не направило,                о времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, о невозможности участия в работе Комиссии посредством использования систем видеоконференцсвязи не сообщало,

рассмотрев жалобу ООО «СК-КАПИТАЛ» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839) (вх. Ярославского УФАС России № 6828 от 23.06.2020),                          в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «СК-КАПИТАЛ»                  (вх. Ярославского УФАС России № 6828 от 23.06.2020) на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора                       на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839).

Обжалуемые действия (бездействие) осуществление заказчиком закупки                           с нарушением требований Федерального закона  от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках),                     а именно:

- нарушение порядка рассмотрения вторых частей, выразившегося в допуске                  ООО «Ярстройград», которое не обладает членством в СРО, а также несоблюдение                     им требований к коллективному участнику;

- нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, выраженное в не применении в отношении заявки ООО «СК-КАПИТАЛ» на участие                    в запросе предложений в электронной форме приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами,                           по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами при проведении оценки заявок участников закупки;

- нарушение порядка оформления протокола, составленного по итогам конкурентной закупки, установленного пунктами 4 и 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившегося в отсутствии в данном протоколе сведений о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

    При проведении заседания Комиссии в режиме видеоконференцсвязи представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства                          при проведении закупки допущено не было, заранее направил запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 26.06.20206466/06-07 документы и материалы. С доводами жалобы не согласился.

    Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии                   с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг                   и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (далее — Положение о закупке) утверждено внеочередным заседанием совета директоров (протокол от 24.05.2019 № 15) и опубликовано на официальном сайте в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее - единая информационная система, ЕИС). Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «Ярославские ЭнергоСистемы», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

04.06.2020 в единой информационной системе АО «Ярославские ЭнергоСистемы» опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме                        участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ                            по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ, и документация о закупке (номер извещения 32009213839).                  

Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 999 560 (два миллиона девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот шестьдесят) руб. 80 коп.

  Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме              дата рассмотрения первых частей заявок  - «15» июня 2020 года,   дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов закупки «16» июня 2020 года.

В соответствии с пунктом 4 протокола о результатах рассмотрения вторых частей заявок, оценки вторых частей заявок запроса предложений в электронной форме                        для субъектов малого и среднего предпринимательства № 23/20 (32009213839)                             от 16.06.2020 подано 2 вторые части заявок на участие в закупке - ООО «Ярстройград», ООО «СК-КАПИТАЛ», которые согласно пункту 5 данного протокола Закупочной комиссией Заказчика рассмотрены и признаны соответствующими требованиям документации  о закупке.

Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки было допущено нарушение порядка рассмотрения заявок, установленного Законом о закупках и документацией о закупке, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 9 части 10 Закона о закупках в документации                               о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.

Подпунктами 1 и 6 пункта 11 документации о закупке установлены следующие требования  к участникам закупки:

  1. участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в документации, а именно: участником закупки может быть юридическое лицо                         или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (далее коллективный участник), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В случае, если на стороне участника выступает несколько лиц (далее коллективный участник), указанные в разделе 11 настоящей документации сведения и документы предоставляются в отношении всех лиц, выступающих на стороне участника.

1.1. Требования к коллективному участнику:

1.1.1. правоспособность каждого члена коллективного участника (в том числе, но не ограничиваясь этим необходимые разрешения на работу (допуск, лицензию),если данное требование установлено в документации, наличии необходимого оборудования и специалистов, опыта выполнения аналогичных работ (товаров, услуг), если  такое требование установлено в документации и право конкретного участника коллективного участника участвовать в закупочной процедуре от имени группы лиц, в том числе подавать заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор;

1.1.2. указание на то, что любая организация может входить в состав только одного коллективного участника. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участия в процедуре закупки в качестве участника или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153).

1.1.3. между участниками коллективного участника должно быть оформлено и входить в состав заявки соглашению об образовании коллективного участника (например, договор простого товарищества, согласно нормам главы 55 ГК РФ или договор                               о совместной деятельности), в котором указываются, в том числе требования к его членам:

в соглашении должен быть определен лидер, который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника;

в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;

требования, которые должны выполняться каждым членом коллективного участника закупки (в том числе отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупочной процедуры);

требования, которым должен обладать хотя бы один член коллективного участника закупки (например, при договоре на строительство или проектирование сооружений, наличие свидетельства о допуске к работам);

требования, для соответствия которым те или иные параметры членов коллективного участника закупки могут суммироваться (например, количество успешно выполненных договоров аналогичных договору, заключаемому по результатам проводимой закупки, оценка финансовой устойчивости и другие оценочные критерии, установленные в документации).

6) участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставить подтверждающий документ.

   В соответствии с подпунктом 3 части 9 статьи 3.4 Закона о закупках заявки                      на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию   и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке                                           и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.

Согласно пункту 13 документации о закупке вторая часть заявки на участие                          в запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника запроса предложений                                       о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Пунктом 18 документации о закупке установлено, что в случае представления участником закупки документов и сведений, требования о наличии которых установлено документацией о закупке и приложениями к ней, то такой частник допускается к участию в закупке.

Также в пункте 18 документации о закупке содержится правило о том, что Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений, приложениям к ней, или предложенная в заявке цена товаров, работ, услуг превышает начальную максимальную цену, указанную в документации о проведении запроса предложений, в том числе по цене единицы или цену заявки невозможно определить.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив вторую часть заявки                              ООО «Ярстройград» установила, что в составе его заявки содержится соглашение                             об образовании коллективного участника от 11.06.2020, согласно которому                                  коллективный участник состоит из двух юридических лиц - ООО «Ярстройград»,                    ООО «АПК Стандарт» (ИНН 7602133829), лидером которого является                                        ООО «Ярстройград», который в свою очередь представляет интересы коллективного участника, в том числе наделен правом на подачу заявки на участие в закупке.

Также Комиссией установлено, что соглашение о коллективном участии                         в закупке от 11.06.2020 соответствует требованиям, установленным в подпункте 1.1 пункта 11 документации о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре членов СРО, которые размещены на сайте http://reestr.nostroy.ru/, ООО «АПК Стандарт» (ИНН 7602133829) является членом СРО.

Следовательно, вторая часть заявки ООО «Ярстройград»  на участие в запросе предложений в электронной форме, поданная «Ярстройград» как участником коллективного соглашения, в состав которого входит ООО «АПК Стандарт», обладающий членством в СРО, соответствует требованиям подпунктов 1, 6 пункта 11 документации                    о закупке.

При этом документация о закупке не содержит требования о том, что каждый член коллективного участника должен являться членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Исходя из системного толкования подпункта 6 и подпункта 1.1.3 пункта 11 документации о закупке следует, что такому требованию должны соответствовать хотя бы один из членов коллективного участника.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Закупочная комиссия Заказчика правомерно допустила ООО «Ярстройград» к участию в закупке.

Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика допущено нарушение порядка оценки заявок, в части неприменения положений                                        о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, установленных Законом о закупках                                      и документацией о закупке, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.

Пунктом 17.1 документации о закупке установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки                                  и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке,                    или победителем, в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся                            по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов,                     при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке                      на участие в закупке.

Однако, согласно подпункту «в» пункта 6 Постановления Правительства РФ                   от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» приоритет не предоставляется, в том числе в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Аналогичное правило зафиксировано в пункте 19 документации о закупке                         и в приложении №1 к документации о закупке.

При рассмотрении жалобы Комиссия установила, что первые части заявок                         на участие в запросе предложений в электронной форме ООО «Ярстройград»                               и ООО «АПК Стандарт» содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, то есть они находятся в равных условиях.

Следовательно, в данном случае приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами не предоставляется, и, как следствие, не применяется при проведении оценки и сопоставления  заявок   ООО «Ярстройград» и ООО «АПК Стандарт».

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Закупочной комиссией Заказчика соблюден порядок оценки и сопоставления  заявок, установленный                                 в  документации о закупке.

Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика при составлении протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме                              для субъектов малого и среднего предпринимательства № 23/20 (32009213839)                                от 16.06.2020 допущено нарушение порядка его оформления, установленного Законом о закупках, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 5.5 протокола подведения итогов запроса предложений                                в электронной форме № 23/20 (32009213839) от 16.06.2020 победителем признано                  ООО «Ярстройград» с ценовым предложением 2 909 572, 40 руб., получившим итоговый балл 83,81; второе место присвоено ООО «СК-КАПИТАЛ» с ценовым предложением   2 549 605, 00 руб., получившим итоговый балл 58,00.

В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках        и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие                       в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания                ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

  Кроме того, исходя из требований части 14 статьи 3.2 Закона о закупках подлежат указанию в итоговом протоколе сведения о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, указанным в пункте 17.1 документации о закупке,  в случае его применения.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства № 23/20 (32009213839) от 16.06.2020, установила, что пункты 4, 5 данного протокола содержат сведения, указанные в пунктах 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Однако в рассматриваемом случае данный приоритет Заказчиком не применялся.                  В связи с чем, данные сведения не подлежат указанию в протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства № 23/20 (32009213839) от 16.06.2020.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Закупочной комиссией  Заказчика протокол подведения итогов составлен в соответствии с пунктами 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СК-КАПИТАЛ» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ  по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839) необоснованной.

2.        Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 26.06.2020 № 6466/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                               <>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <>

                                                                                                                                      <>

 

                                                                                                                                       <>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны