Решение №6796/05-03 РЕШЕНИЕ по делу № 05-03/92П-20 (76-80 РНП) от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город»

ул. Катерская, д. 1А, пом. 1

г. Рыбинск, 152934

universalklining@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

ул. Дядьковская, д. 7

150006, г. Ярославль

info@yarguor.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/92П-20 (76-80 РНП)

 

06 июля 2020 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К.,

с участием:

заказчик, федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (далее также – заказчик, учреждение), обеспечил участие представителя по доверенности Барышниковой Т.Ю.;

общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее также – ООО «Чистый город», исполнитель, общество), обеспечило участие генерального директора Г.Ю.В., представителя по доверенности Д.С.И. (до перерыва),

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта одностороннего отказа заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею», от исполнения контракта № 71/19 от 21.01.2020 (извещение
№ 0371100015719000071) на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город», в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 30.06.2020 № 163,

установила:

26.06.2020 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Чистый город», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта № 71/19 от 21.01.2020 на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7.

Изучив представленные материалы, Инспекцией установлено следующее.

Заказчиком, федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею», 24.12.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение
№ 0371100015719000071 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0371100015719000071 от 09.01.2020 следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем рассматриваемого аукциона участника закупки общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (номер заявки № 106626790), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

21.01.2020 между федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» и обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город» заключен контракт № 71/19 на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 (далее также – контракт № 71/19 от 21.01.2020, контракт).

Цена контракта составляет 4 672 685 (четыре миллиона шестьсот семьдесят две тысячи шестьсот восемьдесят пять рублей) 69 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 раздела 2 «Цена и порядок расчетов» контракта).

Пунктами 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 раздела 1 «Предмет контракта» контракта установлено, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7, (далее – Услуги) для нужд ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею» в соответствии с Техническим заданием заказчика (приложение №1 к контракту), а заказчик обязуется своевременно оплачивать кслуги в соответствии с условиями контракта.

Общий объем услуг по профессиональной уборке комплекса зданий и сооружений ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею» по адресам: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7; г. Ярославль, ул. Добрынина, д. 8г, в том числе внутренних помещений, спортивных сооружений, территорий, остекления и фасадов, входящих в предмет настоящего Контракта, и требования к качеству услуг определяются в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия», ГОСТР 575822017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки», иными обязательными требованиями.

Конкретные виды услуг по уборке и периодичность их осуществления определены Техническим заданием (приложение №1 к контракту).

Комплекс зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7, ул. Добрынина, д. 8г (далее – объект, объекты Заказчика), подлежащих уборке, определен Техническим заданием (приложение №1 к контракту).

Срок оказания услуг: с момента подписания контракта по 31 декабря 2020 г.

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 «Права и обязанности сторон» контракта исполнитель обязан:

- оказывать услуги в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с Техническим заданием, нормативными правовыми актами, иными обязательными требованиями, действующими на территории Российской Федерации, а также локальными нормативными актами и приказами (распоряжениями) заказчика (подпункт 3.1.1 пункта 3.1 раздела 3 «Права и обязанности сторон» контракта);

- обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг (подпункт 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 «Права и обязанности сторон» контракта);

- производить все виды уборки и ухода за различными поверхностями с периодичностью, предусмотренной Техническим заданием заказчика (приложение №1 к контракту). Ежедневную основную, поддерживающую и генеральную уборку производить в периодичностью, определенной Техническим заданием. Интенсивную уборку, а также иные виды разовой уборки производить во внеочередном порядке по требованию заказчика не позднее 1 рабочего дня с даты предъявления заказчиком соответствующего требования. Не позднее даты начала оказания услуг по контракту предоставить заказчику медицинские книжки на работников (или их заверенные копии) (подпункт 3.1.11 пункта 3.1 раздела 3 «Права и обязанности сторон» контракта).

Отдельными положениями приложения № 1 к контракту № 71/19 от 21.01.2020 технического задания на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 установлены, в частности, описание зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий, предназначенных для уборки; особенности отделки помещений в целях определения способа уборки, видов моющих и дезинфицирующих средств (пункт 2), требования к качеству оказанных услуг, контроль качества оказанных услуг (пункт 3), площадь внутренних помещений, виды и периодичность уборки (таблица № 2) и т.д.

Соответственно, выполнение работ по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 осуществляется с учетом особенностей (требований), установленных Техническим заданием к контракту (приложение № 1 к контракту № 71/19 от 21.01.2020).

Согласно пункту 4.4 раздела 4 «Порядок оказания услуг, их сдача и приемка» контракта при выявлении недостатков услуг, несоответствия услуг Техническому заданию, условиям договора или нормативным требованиям заказчик вправе отказаться от подписания акта сдачи-приемки услуг с письменным указанием в Акте выявленных недостатков мотивов отказа и указанием выявленных недостатков и сроков их устранения. Акт выявленных недостатков подписывается уполномоченными представителями Заказчика и Исполнителя. При отказе от подписания акта уполномоченным представителем Исполнителя об этом делается отметка в акте, удостоверяемая подписями членов приемочной комиссии.

В соответствии с пунктом 9.2 раздела 9 «Прочие условия» контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств по нему, а в части оказания услуг - до 31.12.2020 года.

Из содержания представленных заказчиком документов (обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта № 71/19 от 21.01.2020, уведомление об отказе от исполнения контракта и расторжения контракта № 71/19 от 21.01.2020) следует, что общество приступило к исполнению контракта в установленный срок, а также, изучив содержание представленных заказчиком копий документов, включающих переписку сторон, оформленную, в том числе, посредством электронной почты, Инспекцией установлено, что в течение текущего года намерения исполнять контракт обществом подтверждаются ведением претензионной работы, частичной приемкой оказанных исполнителем услуг, оплатой частично оказанных исполнителем услуг и т.д..

Результаты оказанных обществом услуг в соответствии с условиями контракта неоднократно оценивались сформированной комиссией заказчика как услуги ненадлежащего качества (в том числе устанавливались факты невыполнения отдельных видов работ, непредставления документов и т.д.), о чем, начиная с 29.01.2020 систематически составлялись соответствующие акты выявленных недостатков оказания услуг по контракту № 71/19 от 21.01.2020 (копии представлены), где зафиксированы выявленные недостатки (например, отсутствие специальной одежды, не разработаны и не представлены технологические инструкции, не произведена уборка по ряду помещений, отсутствует профессиональное оборудование и т.д.).

Как отметил представитель заказчика, содержащаяся в указанных выше актах информация незамедлительно доводилась до директора организации (представитель и генеральный директор ООО «Чистый город» не отрицали данные обстоятельства), ответной реакцией на которые являлась подготовка обществом возражений (копии представлены).

Соответственно, между сторонами последовательно велась переписка относительно результата оказанных услуг, согласно которой каждая из сторон отрицала обстоятельства, на которые ссылалась другая.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 7.4 раздела 7 «Порядок изменения и расторжения контракта» контракта контракт может быть расторгнут:

- по соглашению сторон;

- в судебном порядке;

- в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

На основании вышеизложенного, 08.06.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением условий контракта исполнителем.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

11.06.2020 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация».

16.06.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком вручено исполнителю (о чем имеется соответствующая запись (отметка) на представленной в материалы дела копии (присутствующий на заседании Инспекции генеральный директор ООО «Чистый город» факт вручения указанного документа не отрицал), соответственно, 16.06.2020 считается датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Представитель заказчика на заседании Инспекции пояснил, что рассматриваемый контракт № 71/19 от 21.01.2020 на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 расторгнут на основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ, которая, по мнению заказчика, позволяет в любой момент немотивированно отказаться от исполнения указанного выше контракта.

Инспекция Ярославского УФАС России считает данный вывод ошибочным ввиду следующего.

Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта регламентирован частями 10 - 18 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Из системного толкования положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения исполнителем его условий.

Кроме этого в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Признание за заказчиками права на немотивированный отказ от исполнения контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, поскольку такие действия фактически дезавуируют положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются контракты.

Иными словами исполнителю в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

При этом статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в рассматриваемом аукционе будет день, следующий за днем надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта – 17.06.2020, и, следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым – 27.06.2020, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта – вступившим в силу.

Вместе с тем если последний день десятидневного срока, в рамках которого исполнитель может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В рассматриваемом аукционе исполнителю, начиная с 17.06.2020 предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта не позднее 26.06.2020 включительно.

Однако данные действия ограничены заказчиком путем сокращения срока, предусмотренного для устранения нарушений, установив в рассматриваемом решении дату расторжения контракта 16.06.2020, т.е. до вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу, что, в свою очередь, является нарушением порядка расторжения контракта в одностороннем порядке. (Обратившись к ЕИС, Инспекцией установлено, что датой расторжения контракта значится 16.06.2020.), соответственно, заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Инспекция, проанализировав содержание представленного решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 71/19 от 21.01.2020 на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 от 08.06.2020 установила, что в основу принятия последнего положено расхождение между фактически оказанным объемом услуг и объемом, зафиксированном в журналах уборки по зданиям объекта № 1, представленных обществом в электронном виде за май 2020 года.

При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

В данном конкретном случае между сторонами имеется спор относительно качества оказанных услуг: общество полагает, что услуги оказаны надлежащим образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями контракта, заказчик – отрицает факт оказания обществом услуг, в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями контракта.

Обществом представлено в материалы дела исковое заявление (дело № А82-7452/2020), суть требований которого сводится к взысканию задолженности по контракту № 71/19 от 21.01.2020, образовавшейся ввиду частичного отказа заказчика принять результат оказанных ООО «Чистый город» услуг по профессиональной уборке по контракту № 71/19 от 21.01.2020, и о расторжении контракта № 71/19 от 21.01.2020, соответственно, а также исковое заявление (дело № А82-10851/2020), об оспаривании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 71/19 от 21.01.2020, в связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением условий контракта исполнителем, общество настаивает на оказании услуг надлежащим образом.

Оценивая приведенные выше действия ООО «Чистый город», Ярославское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно качества оказанных услуг, что, соответственно, свидетельствует о намерении общества сдать результат оказанных услуг заказчику.

Инспекция Ярославского УФАС России отмечает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества (при наличии вопросов, находящихся в плоскости исключительно гражданских правоотношений, которые не могут быть разрешены в рамках заседания Ярославского УФАС России) следует рассматривать своевременное исполнение обязательств, конструктивное взаимодействие с заказчиком, ведение претензионной работы с заказчиком, относительно объема фактически оказанных услуг, оспаривание принятого заказчиком решения о частичном отказе в приемке оказанных услуг.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

С учетом вышеизложенного, признав 16.06.2020 контракт № 71/19 от 21.01.2020 на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу 150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская, д. 7 расторгнутым, заказчиком соответствующая информация представлена в Ярославское УФАС России 26.06.2020 – на 8 рабочий день, т.е. за пределами установленного частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ срока.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2013 № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, заказчиком не представлено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

1. Сведения, представленные федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 7610081290, ОГРН 1087610003800, КПП 761001001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать заказчика, федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональной образовательной организации «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545), нарушившим часть 13 статьи 95, часть 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Печников А.Г.

Семенычева Е.К.

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны