Решение №1305/05-02 решение от 18 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «НПФ «Регулятор»

 

197227, г. Санкт-Петербург,

пр. Комендантский, д. 4, литера А,

оф. 625

e-mail: ooonpf@inbox.ru

 

Государственное казённое учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба»

 

150049, г. Ярославль, ул. Ухтомского,

д. 9

e-mail: info@yardsl.ru

 

Департамент государственного заказа Ярославской области

 

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова,

д. 15

e-mail: dgz@yarregion.ru 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» 

 

119180, г. Москва, Якиманская набережная, д. 2

e-mail: info@etpgpb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-110/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года                             г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «НПФ «Регулятор» (далее также – ООО «НПФ «Регулятор», заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

заказчик, государственное казённое учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (далее также – ГКУ ЯО «Ярдорслужба», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

уполномоченный орган, Департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «НПФ «Регулятор» на действия заказчика, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (извещение                                              № 0171200001920002619) (далее – конкурс, открытый конкурс в электронной форме) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «НПФ «Регулятор» на действия заказчика, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (извещение № 0171200001920002619).

Заявитель полагает, что извещение и документация о рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1) заказчиком и уполномоченным органом в извещении и конкурсной документации требование о членстве участников конкурса в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено противоречивым, неоднозначным образом;

2) заказчиком в извещении и конкурсной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;

3) заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а именно заказчиком и уполномоченным органом неправомерно ограничен перечень контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден такой опыт, а именно: оценке подлежат только контракты/договоры, цена каждого из которых составляет не менее 511 026 998,40, тогда как начальная максимальная цена контракта рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме составляет 255 513 499,20.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа, выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 18.12.2020 размещено извещение № 0171200001920002619 вместе с документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области.

18.01.2021, 03.02.2021 и 12.02.2021 заказчиком и уполномоченным органом в ЕИС размещены изменения в извещение и конкурсную документацию.

Начальная (максимальная) цена контракта 255 513 499,20 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Первый довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, должны устанавливаться требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абз. 3 пункта 1 статьи 49 ГК).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договор строительного подряда), должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ; выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов); работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса (часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ).

При этом согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

В соответствии с частью 3 статьи 55.6 ГрК РФ членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство; саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом данной части.

Исходя из части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК; количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Исходя из частей 4 и 5 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.

С учетом изложенного в случае если, предметом закупки, проводимой посредством конкурса в электронной форме, является один из перечисленных в ГрК РФ видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) и начальная (максимальная) цена контракта превышает установленный законодателем «барьер» (3 000 000, 00 рублей), то участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и, соответственно, представить в составе второй части заявки выписку из реестра членов такой СРО (данные требования к участнику закупки и содержанию и составу второй части заявки должны быть установлены в конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства необходимо понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктом 14.3 статьи 1 ГрК установлено, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги.

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь тем, что законодательством Российской Федерации установлено, что работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в случае, если стоимость таких работ превышает 3 млн. руб.) могут выполняться только членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, соответственно, заказчик и уполномоченный орган в конкурсной документации обязаны установить в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ требование к участникам конкурса в электронной форме о членстве участников конкурса в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Комиссия Ярославского УФАС России установила, что на дату подачи жалобы (09.02.2021) действующей редакцией извещения и конкурсной документации являлась редакция от 03.02.2021.

В извещении в редакции от 03.02.2021 года, сформированном посредством функционала единой информационной системы (ЕИС), в разделе «Преимущества и требования к участникам» указано следующее «единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ - дополнительная информация к требованию отсутствует». Также данное извещение содержит указание на то, что к извещению, сформированному посредством функционала единой информационной системы (ЕИС), имеется прикрепленный документ.

Пунктом 8.2 данного документа (извещения в редакции от 03.02.2021, размещенного уполномоченным органом в ЕИС в файле формата «.doc»), установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно: выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Аналогичное требование к участникам закупки содержится в пункте 8.2 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации в редакции от 03.02.2021.

Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом в извещении и конкурсной документации требование о членстве участников конкурса в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено идентичным, непротиворечивым образом, соответственно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, Ярославское УФАС России информирует, что заказчиком и уполномоченным органом 12.02.2021 в извещение, сформированное посредством функционала ЕИС, внесены изменения, согласно которым в разделе «Преимущества и требования к участникам» установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно: выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Второй довод заявителя не нашел своего подтверждения в силу следующего.

Процедура проведения открытого конкурса в электронной форме регламентируется статьями 54.1-54.7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) устанавливаются заказчиками и уполномоченными органами в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 3 статьи 54.2 и частью 1 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлен закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам открытого конкурса в электронной форме, согласно которому требование, предъявляемое к участникам такого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого конкурса в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона отсутствует.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Также в пункте 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено, что данное постановление распространяется на закупки, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при проведении открытого конкура в электронной форме не предусмотрено законодательством о контрактной системе.

Рассматриваемая закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме, соответственно, требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не устанавливаются.

 Третий довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

В соответствии с пунктом 27.2 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16 1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

Подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Приложения № 2 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен следующий показатель нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» с установлением предельно необходимого максимального значения – 200 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.

Величина значимости показателя - 100%.

Коэффициент значимости показателя (КЗ) – 1.

Для оценки заявок (предложений) по показателю устанавливается и учитывается при оценке один вид контракта/договора соответствующий виду контракта/договора, заключаемого по результатам закупки.

К такому виду контракта/договора относится один исполненный за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракт (договор), на выполнение работ по строительству, реконструкции, сносу линейного объекта либо один исполненный за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракт (договор), заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.

В качестве подтверждения по указанному показателю предоставляются следующие документы:

  1. копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
  2. копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  3. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Количество баллов, присуждаемых по показателю (1НЦБi), определяется:

а) в случае если  Kмах˂Kпред, – по формуле: НЦБi=КЗ×100×(Кi/Kmax)

б) в случае если  KмахKпред, – по формуле: НЦБi=КЗ×100×(Кi/Kпред)

при этом  НЦБmax=КЗ×100,

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя (1);

Кi  – предложение участника, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками;

Kпред – предельно необходимое заказчику значение (Kпред= 200 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка);

НЦБmax– количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Максимальное значение показателя присваивается заявке, в которой участник указывает цену контракта 200 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка и более, подтвержденную соответствующими документами.

Участнику, не предоставившему подтверждающие документы по показателю, присваивается 0 баллов.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что установление предельного необходимого максимального значения показателя – «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» с установлением предельно необходимого максимального значения – 200 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка, необходимо для расчета баллов по показателю и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, а также не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное необходимое максимальное значение показателя – «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» по всем контрактам/договорам, представленным в подтверждение опыта, при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.

Соответственно, установление предельного необходимого максимального значения показателя не ограничивает количество участников, а наоборот расширяет. Предельное необходимое максимальное значение показателя не является значением, которое участник закупки обязательно должен достичь, а является значением, ограничивающим сумму контрактов, превышающих данные показатели. При этом подлежит оценке все, что равно и ниже предельного необходимого максимального значения показателя.

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав предельно необходимое максимальное значение показателя «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», приходит к выводу, что использованный заказчиком показатель определяют формулу порядка присуждения количества баллов по данному показателю, установленный порядок оценки не противоречит требованиям Правил, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Кроме того, согласно положениям конкурсной документации и законодательства о контрактной системе, отсутствие опыта участника закупки по успешному выполнению работ по строительству, реконструкции линейного объекта, капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении подрядчика.

Выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области, являющимися предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.

При этом Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что установление заказчиком в конкурсной документации такого показателя оценки как наличие у участника опыта работ по исполнению контрактов не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного исполнителя работ.

Установленный заказчиком порядок оценки показателя «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.

Предоставление участниками закупки копий контрактов, не является обязательным и единственным условием для участия в открытом конкурсе в электронной форме и основанием для отклонения заявки участника, а является лишь одним из показателей одного из критериев оценки участника закупки.

Состязательность в открытом конкурсе в электронной форме не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности; действия каждого из участников открытого конкурса в электронной форме влияют на результат и победителем определяется лучший, то есть наиболее конкурентоспособный из участников.

Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г.                       № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПФ «Регулятор» (ИНН: 7814541717, ОГРН: 1127847360090) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН: 7627013227, ОГРН: 1027601604469), и уполномоченного органа, Департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (извещение № 0171200001920002619), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                               <…>

 

                                                                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны