Предупреждение б/н Ярославское УФАС России предупреждает мэрию г. Ярославля о н... от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Мэрия г. Ярославля

 

ул. Андропова, д. 6,

г. Ярославль, 150999

e-mail: ud@city-yar.ru


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06-08/02-20

04 марта 2020 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории г. Ярославля нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пунктам 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к
вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

На основании пункта 1 Постановления мэра г. Ярославля от 24.11.2008 № 3289 «О преобразовании муниципального унитарного предприятия «КСОН «Ритуальные услуги» города Ярославля» специализированной службой территории г. Ярославля является МАУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»
г. Ярославля.

В соответствии с пунктом 1 Постановления мэрии г. Ярославля от 10.05.2011
№ 1220 «О реорганизации муниципального автономного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля» МАУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля реорганизована в форме преобразования в МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля.

Согласно пункту 1 Постановления мэрии г. Ярославля от 28.10.2015 № 2015 «О реорганизации муниципального казенного предприятия «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля» из МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля выделено
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о погребении
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля наделено полномочиями по осуществлению погребения, а именно, исключительным правом по осуществлению погребения в рамках гарантированного перечня (пункт 2 статьи 9 Закона о погребении).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3 Стандарта качества муниципальной услуги «Организация содержания мест захоронения», утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 09.08.2010 № 3208 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг в городе Ярославле в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (в части похоронного дела)», предметом (содержанием) услуги «Организация содержания мест захоронения» является содержание в надлежащем порядке могил и памятников выдающихся государственных деятелей, братских и отдельных могил воинов и других могил, имеющих культурно-историческое значение; расчистка и содержание дорог и проездов; уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища; систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный сбор, вывоз и утилизация мусора.

Согласно пункту 4.1 Стандарта качества муниципальной услуги «Организация содержания мест захоронения» организацией, оказывающей вышеназванную услугу в части содержания городских кладбищ, является МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля.

Как было указано выше, Закон о погребении не предоставляет специализированной службе по вопросам похоронного дела право на осуществление полномочий органа местного самоуправления по содержанию мест захоронения.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, содержание мест захоронения.

Таким образом, выполнение работ по содержанию мест захоронения может быть осуществлено только путем проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о закупках хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 1.4 Устава МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля, утвержденного приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 27.05.2016 № 6/784 (далее — Устав), установлено, что МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля является коммерческой организацией.

К числу основных целей деятельности МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля отнесено извлечение прибыли (пункт 2.1 Устава).

Для достижения уставных целей МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля осуществляет поименованные в пункте 2.2 Устава основные виды деятельности, в том числе, изготовление и гравировку памятников, установку надгробных сооружений; изготовление гробов; изготовление ритуальных принадлежностей; изготовление искусственных цветов, венков и других ритуальных аксессуаров; торгово-закупочную деятельность (оптово-розничную торговлю) и др.

Таким образом, МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг. Предусмотренное Стандартом качества муниципальной услуги «Организация содержания мест захоронения» возложение обязанности по содержанию мест захоронения на МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля и бездействие мэрии г. Ярославля по прекращению возложения данной обязанности свидетельствует о наличии в указанных действиях мэрии г. Ярославля признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в наделении
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля функциями органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.3 Стандарта качества муниципальной услуги «Транспортировка умерших до судмедэкспертизы по вызову правоохранительных органов», утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 09.08.2010 № 3208 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг в городе Ярославле в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (в части похоронного дела)», предметом (содержанием) услуги «Транспортировка умерших до судмедэкспертизы по вызову правоохранительных органов» является круглосуточная регистрация заявок, поступающих от правоохранительных органов; своевременное прибытие бригады на место вызова; транспортировка умершего до судмедэкспертизы; оформление документов на умершего в морге судмедэкспертизы.

Согласно пункту 4.1 Стандарта качества муниципальной услуги «Транспортировка умерших до судмедэкспертизы по вызову правоохранительных органов» организацией, оказывающей вышеназванную услугу, является
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий. Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы, входит в основные виды ритуальных услуг (пункт 2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014, введенного в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 551-ст).

Исходя из положений статьи 9 Закона о погребении такая ритуальная услуга как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в места проведения судебно-медицинской экспертиз не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В силу пунктов 4, 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н, основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя; доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения государственных судебно-экспертных учреждений: в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) - трупы и их части, документы, в том числе медицинские.

Вместе с тем, вышеназванные положения не предполагают обязанности судов и правоохранительных органов осуществлять перевозку тел умерших исключительно своими силами и средствами без привлечения сторонних организаций. Следовательно,

бездействие мэрии г. Ярославля по исключению возложения без проведения конкурентных процедур на МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля функции по транспортировке умерших в подразделение судебно-медицинской экспертизы создает необоснованные преимущества осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает мэрию г. Ярославля о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: принять меры по прекращению наделения
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля функциями органа местного самоуправления по содержанию мест захоронения, а также по прекращению предоставления преимущественного положения хозяйствующему субъекту на конкурентном рынке оказания ритуальных услуг путем возложения функций по транспортировке умерших в подразделение судебно-медицинской экспертизы.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «10» апреля
2020 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны