Решение №22422/04-01 Решение и предписание по делу от 27 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО " Сбербанк"

ул. Вавилова, д. 19,

г.Москва, 117997

 

Северный банк ПАО «Сбербанк»

ул. Советская, д. 34,

г. Ярославль, 150003 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/47-16

 

«06» декабря 2016 года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В., специалист-эксперт Бочарова А.В.,

рассмотрев дело № 04-01/47-16, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту получения гражданином 30.06.2016 в 10 часов 00 минут смс-сообщения: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с номера 900 на номер <...> без согласия абонента на его получение, в присутствии представителя ПАО «Сбербанк» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гражданина, направленное из ФАС России для рассмотрения в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 (вх. № 12745 от 15.08.2016).

Заявитель сообщает о том, что 30.06.2016 в 10 часов 00 минут им было получено смс-сообщение: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с номера 900 на номер <...>.

Представленная заявителем детализация за период с 30.09.2016 00:00:00 по 30.09.2016 23:59:59 свидетельствует о том, что с номера 900 ему неоднократно поступали смс-сообщения в том числе и в указанное в обращении время 10 часов 00 минут.

Заявитель считает распространение данной рекламы нарушением Федерального закона о рекламе, поскольку не давал своего согласия на ее получение.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Дело № 04-01/47-16 возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» в отношении ПАО «Сбербанк».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная по сетям электросвязи 30.06.2016 в 10 часов 00 минут информация: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» отвечает вышеперечисленным требованиям рекламного законодательства, следовательно, является рекламой, объектом рекламирования в которой является услуга «автоплатеж».

 

В материалы дела заявитель представил информацию о том, что согласие на получение оповещений рекламно-информационного характера отозвал 14.01.2016, посредством обращения в ПАО «Сбербанк». В материалах дела имеется ответ ПАО «Сбербанк» от 22.01.2016 следующего содержания: «информация об исключении указанных контактных данных заявителя из списка оповещений рекламно-информационного характера направлена в ответственное подразделение Банка. Оповещения Банка прекратят поступать на указанный Вами номер телефона не позднее, чем через 10 дней».

Несмотря на вышеуказанный ответ ПАО «Сбербанк», направленный в адрес заявителя, нежелательная смс-рассылка не прекратилась: смс-сообщение вышеуказанного содержания на номер мобильного телефона заявителя поступило 30.06. 2016 года, то есть после того, как заявитель отозвал согласие на получение смс-оповещений рекламного характера.

Согласно скриншоту, предоставленному заявителем, на номер его мобильного телефона 30.06.2016 в 10 часов 00 минут пришло смс-сообщение: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с номера 900 без согласия абонента на его получение.

Согласно представленным ПАО «Сбербанк» в материалы дела сведениям и документам (вх. № 18348 от 26.10.2016) абонент номера, на который пришло смс-сообщение вышеуказанного содержания, обратился в ПАО «Сбербанк» с заявлением от 17.02.2015 г. на получение международной карты Сбербанк России с просьбой подключить ему полный пакет услуги «Мобильный банк» к номеру телефона <...>. Согласно пункту 2 Заявления от 17.02.2015 г. он подтвердил, что согласен на то, чтобы Сбербанк России имел возможность направлять на указанный мобильный телефон информацию по банковским продуктам заявителя.

В соответствии с ответом ПАО «Сбербанк» (вх. № 19157 от 21.11.2016) услуга Автоплатеж ЖКХ введена банком 20 июня 2013 года, подключение услуги автоплатеж не тарифицируется банком , однако непосредственно перевод денежных средств со счета клиента-физического лица, подключившего данную услугу, тарифицируется в соответствии с тарифами на денежные переводы со счетов физических лиц. Клиенту в рамках «мобильного банка» может предоставляться функционал «автоплатеж». Следовательно, услуга «Автоплатеж» может предоставляться как в рамках полного, так и экономного пакета услуги Мобильный банк.

Представитель ПАО «Сбербанк» Субботин С.Ю. пояснил, что заявителем было дано согласие на получение информации по банковским продуктам заявителя. А услуга «Мобильный банк» относится к банковским продуктам заявителя, следовательно, заявителем дано согласие на получение вышеуказанного сообщения. Кроме того, вышеуказанная смс-рассылка производилась ПАО «Сбербанк» с целью выявления неактивных пользователей банковских карт, т. е. преследовала не рекламные, а технические цели.

В материалы дела ПАО «Сбербанк» представило заявление <...> на получение международной карты Сбербанк России в рамках договора Банковского обслуживания № <...> от 17.11.2014. В данном заявлении в пункте 2. содержится условие о том, что <...> согласен с тем, что Сбербанк России может присылать на мобильный телефон информацию по его банковским продуктам.

Однако заявитель представил информацию о том, что согласие на получение оповещений рекламно-информационного характера он отозвал 14.01.2016, посредством обращения в ПАО «Сбербанк». О факте данного обращения свидетельствует ответ ПАО «Сбербанк» от 22.01.2016.

Кроме того в вышеуказанном ответе от 22.01.2016 данное смс-сообщение о возможности оплаты услуг ЖКХ при помощи услуги «Автоплатеж» поименовано как непосредственно сообщение рекламно-информационного характера.

Исходя из контекстного смысла, содержания и лингвистического оформления вышеуказанного смс-сообщения, оно направлено на привлечение внимания к услуге автоплатеж, формирование или поддержание интереса к данной услуге и ее продвижение на рынке, адресовано клиентам ПАО «Сбербанк», распространялось с помощью смс-рассылки. Таким образом, указанная в данном сообщении информация обладает всеми признаками рекламы.

К распространению информации вышеуказанного содержания посредством смс-рассылки применяются общие требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Исходя из того, что заявителем согласие на получение смс-сообщений рекламного характера было отозвано 14.01.2016 посредством обращения в ПАО «Сбербанк», данное смс-сообщение было отправлено на номер мобильного телефона заявителя без его согласия.

По сети подвижной радиотелефонной связи с использованием соответствующих средств распространение рассматриваемой рекламы было осуществлено ПАО «Сбербанк».

Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами дела установлено, что заявитель не давал согласия на получение от ПАО «Сбербанк» смс-сообщений рекламного характера.

Отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламы, распространенной по сетям электросвязи, является нарушением части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям Законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

 

Таким образом, ПАО «Сбербанк» при распространении рассматриваемой рекламы допущено нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», поскольку распространение рекламы по сетям электросвязи осуществлялось без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с подпунктом а) пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк», поступившую 30.06.2016 в 10 часов 00 минут в виде смс-сообщения с номера 900 на номер <...> без согласия абонента на его получение, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Выдать ПАО «Сбербанк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 


 

 

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

А.В. Бочарова

 

 

ПАО " Сбербанк"

ул. Вавилова, д. 19,

г.Москва, 117997

 

Северный банк ПАО «Сбербанк»

ул. Советская, д. 34,

г. Ярославль, 150003 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ 04-01/47-16

 

06 декабря 2016 года город Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г.

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., специалист – эксперт Бочарова А.В.,

на основании своего решения от 06 декабря 2016 года по делу № 04-01/47-16 о признании ненадлежащей рекламы, следующего содержания: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» распространенную в виде смс-сообщения 30.06.2016 в 10 часов 00 минут с номера 900 на номер <...> заявителя без согласия абонента на ее получение поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон « О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Сбербанк» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. ПАО «Сбербанк» представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 января 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушении законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии: И.Г. Паутов

 

 

Члены Комиссии: Е.В. Гудкевич

А.В. Бочарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны