Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 076/05/18-3... от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Деловые линии»

ул. Стартовая, д. 8, литер. А, оф. 132,

г. Санкт-Петербург, 196210

 

Заявитель:

<...>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 076/05/18-305/2023

«04» мая 2023 г.                                                                                                                г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А. С.,

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О., рассмотрев дело № 076/05/18-305/2023, возбужденное по факту распространения рекламы компании ООО «Деловые линии» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Деловые линии», привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по доверенности <...>,

УСТАНОВИЛА:

 

03.05.2023 г. в соответствии с пунктом 37 Правил в рассмотрении дела № 076/05/18-305/2023 объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 04.05.2022 г.

04.05.2022 г. в 10 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/18-305/2023 продолжено.

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление 12 января 2023 года, относительно получения информации: «Скидка 25 % на перевозку по России» 10.01.2023 г. в 15.37 с электронного адреса info@news.dellin.ru на адрес электронной почты <...> без согласия владельца данной электронной почты.

Кроме того, 02 февраля 2023 года поступило еще одно обращение данного заявителя о получении 02.02.2023 г. в 14.58 сообщения с аналогичным содержанием с электронного адреса info@news.dellin.ru на адрес электронной почты <...> без согласия владельца данной электронной почты.

Данное обращение приобщено к материалам дела № 076/05/18-305/2023.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке. К рекламной информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице: - наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов, - контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.), - характеристика, описание лица, его деятельности, - информация о производимых или реализуемых товарах.

Таким образом, характер информации и ее отнесение к рекламе, либо не рекламе связан исключительно с ее целевой направленностью на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю. Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Кроме того, по своему содержанию информация, доведенная до заявителя посредством электронных писем, адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к компании «Деловые линии», формирование и поддержание интереса к данному объекту рекламирования и продвижение его на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, данные сообщения с рекламой поступили на адрес электронной почты без согласия заявителя.

Согласно части 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

По сведениям ООО «Деловые Линии» электронная почта <...> была указана контрагентом ООО НИЦ «ТЭКПРОМСЕРВИС» (ИНН 7610102817) при оказании услуг по экспедированию груза.

Согласие на рассылку рекламного материала было получено от контрагента при подписании экспедиторского документа - приемной накладной N22-01631034273 от 30.12.2022 на экспедирование/перевозку груза (приложение 3, 4 к письменным пояснениям Общества).

На официальном сайте ООО «Деловые Линии» www.dellin.ru размещен договор транспортной экспедиции, по условиям которого настоящий Договор считается заключенным с момента его акцепта, который может осуществляться Клиентом как путем подписания непосредственно его текста, так и путем присоединения Клиента к его условиям, в том числе путем подписания Клиентом экспедиторских документов, а также путем совершения Клиентом конклюдентных действий, выражающихся с его стороны в запросе оказываемой услуги. Акцепт оферты равносилен заключению Договора на условиях, изложенных в оферте.

В силу п. 9.9. Договора транспортной экспедиции (оферты) присоединяясь к условиям настоящего договора, Клиент дает свое согласие на получение от Экспедитора информации об услугах последнего и/или его партнеров, о проводимых Экспедитором и/или его партнерами акциях, мероприятиях и скидках посредством получения на номер телефона Клиента смс-сообщений, а равно сообщений в системах мгновенного обмена сообщениями (Viber и пр.) и/или посредством получения сообщений на электронный адрес Клиента, которые указаны:

- в настоящем договоре;

- в форме обращения на сайте Экспедитора;

- в бланке заявки;

- в личном кабинете;

- в сообщениях в системах мгновенного обмена сообщениями (Viber и пр.).

Клиент несет ответственность за недостоверность предоставляемых Экспедитору своих контактных данных. В случае возникновения у Экспедитора убытков, связанных с предоставлением Клиентом недостоверных контактных данных, Клиент обязуется по требованию Экспедитора возместить убытки последнего в полном объеме.

Настоящее согласие является бессрочным и может быть отозвано Клиентом в любой момент посредством направления Экспедитору уведомления об отказе от получения информации об услугах Экспедитора и/или его партнеров в порядке, предусмотренном пунктом 9.2 настоящего Договора. Согласие будет считаться отозванным в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения Экспедитором соответствующего уведомления. (приложение № 5).

 

Комиссией установлено, что в представленной ООО «Деловые Линии» накладной N22-01631034273 от 30.12.2022, подписанной заявителем, указано, что подписание настоящего документа является безусловным акцептом на размещенную Экспедитором в открытом доступе для неограниченного круга лиц на официальном интернет-сайте www.dellin.ru оферту (договор транспортной экспедиции) на оказание услуг по организации доставки грузов и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты путем присоединения к условиям договора транспортной экспедиции (договор присоединения). А также указано, что с условиями доставки и возврата сопроводительных документов, содержанием настоящей накладной клиент ознакомлен и согласен.

Как следует из пункта 9.9. Договора транспортной экспедиции (оферты), присоединяясь к условиям настоящего договора, Клиент дает свое согласие на получение рекламы.

При этом в данной накладной заявителем зачеркнуты строки только о согласии на обработку персональных данных для целей оказания транспортно-экспедиционных и сопутствующих услуг, в том числе, страхования, и только рядом с данной информацией о согласии на обработку персональных данных указано «не даю согласие».

Отметок о несогласии на получение рекламы, а также возражений относительно условий оферты, либо сведений о нарушении права на ознакомление с офертой заявителем в товарной накладной не указано.

Соответственно, из представленной ООО «Деловые Линии» накладной N22-01631034273 от 30.12.2022 следует, что заявитель был ознакомлен с офертой ООО «Деловые Линии», у него была возможность выразить своё волеизъявление, но он посчитал необходимым вычеркнуть только согласие на обработку персональных данных для целей оказания транспортно-экспедиционных и сопутствующих услуг, в том числе, страхования.

Таким образом, контрагент ООО НИЦ «ТЭКПРОМСЕРВИС» (ИНН 7610102817) путём подписания экспедиторских документов 2022 году выразил свое согласие на рассылку рекламного материала в том числе по электронной почте. Отзыва согласия в адрес ООО «Деловые Линии» не поступало, доказательств обратного Заявитель не представил.

Следовательно, нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе в данном случае не установлено.

Также установлено, что рассылка осуществлялась с привлечением сотрудника ООО «Деловые линии», то есть не в автоматическом режиме, соответственно нарушений части 2 статьи 18 Закона о рекламе не установлено.

Согласно пункту 18 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рассматриваемой рекламе содержится информация «Свежая информация о логистике, советы для предпринимателей, акции и розыгрыши призов – в наших соцсетях: «Телеграм», «В Контакте», «Одноклассники». Вместе с тем, данное указание является заявлением о принадлежности социальных сетей ООО «Деловые Линии», эта информация приглашает пользователей пройти по ссылке, чтобы они могли ознакомиться с информацией, советами, акциями и розыгрышами, которые размещены в аккаунтах ООО «Деловые Линии» в указанных социальных сетях.

Данная формулировка – общепринятый и понятный пользователям формат приглашения, который используют многие компании, СМИ и государственные органы.

Комиссия полагает, что в данном случае информация в рекламе не содержит направленности на введение в заблуждение относительно принадлежности соцсетей «Телеграм», «В Контакте», «Одноклассники», отсутствуют конкретизирующие и подробные фразы о принадлежности данных соцсетей (компаний ими владеющими) ООО «Деловые Линии».

Формулировка «наши соцсети» - общепринятый сокращенный формат указания на страницы в социальных сетях различных организаций.

Следовательно, в данном случае не установлено нарушения пункта 18 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе содержится информация «Скидка 25 % на перевозку по России Скидка предоставляется на услуги Доставка от адреса, Межтерминальная перевозка, Экпресс-перевозка и Авиаперевозка».

Относительно информации заявителя о том, что «промокод», указанный в рекламе, не срабатывает при вводе в соответствующее поле при заказе на сайте ООО «Деловые Линии», представитель Общества пояснила, что заявителем представлен предварительный расчет с сайта ООО «Деловые Линии», стоимость, рассчитанная на сайте, является ориентировочной и уточняется при обмере груза на сайте. Приемную накладную или счет на оплату с расчетом без скидки Заявитель не предоставил.

Кроме того, представитель ООО «Деловые Линии» пояснила, что указанным промокодом воспользовалось более 800 клиентов ООО «Деловые Линии» и получили скидку на обозначенные в рекламе услуги, что подтверждается приемными накладными, представленными в материалы дела.

Комиссия полагает, что поскольку заявителем представлен только предварительный расчет с сайта ООО «Деловые Линии», но не представлены конкретные доказательства неполучения скидки при введении промокода при оформлении окончательно заказа на оказание услуги по перевозке груза (при наличии документов, подтверждающих получение скидки при оформлении окончательного заказа иными потребителями), то в данном случае не установлено нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного, а также имеющихся в деле документов и доказательств Комиссией установлено неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 076/05/18-305/2023 прекратить.

 

Председатель Комиссии _________________ А. С. Шушкова

 

Члены Комиссии _________________ С.Д. Солодяшкина

 

_________________А. О. Артамонов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны