Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 21 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчик (организатор закупки):

Государственное предприятие Ярославской области «Северный водоканал»

 

"..."

 

Организатор закупки:

Государственное казенное учреждение Ярославской области «Центр конкурентной политики и мониторинга»

"..."

Заявитель:

ООО «Медицинский центр диагностики и профилактики»

"..."

 

АО «ЕЭТП»

"..."

 

ООО «Санавита»

"..."

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-613/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2023                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 21.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – ВрИО заместителя руководителя Управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А.С.,

с участием:

от ГП ЯО «Северный водоканал» - "...". (по доверенности), "..." (по доверенности),

от ГКУ ЯО «ЦКПМ» - "..." (по доверенности);

от ООО «Медицинский центр диагностики и профилактики» - "..." (по доверенности), "..." (по доверенности);

от ООО «Санавита» (заинтересованное   лицо) - "..." (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Медицинский центр диагностики и профилактики» (вх. № 7058/23 от 26.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ГП ЯО «Северный водоканал», организатора закупки – ГКУ ЯО «Центр конкурентной политики и мониторинга» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Медицинский центр диагностики и профилактики» (вх. № 7058/23 от 26.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ГП ЯО «Северный водоканал», организатора закупки – ГКУ ЯО «Центр конкурентной политики и мониторинга» (извещение: 32312377552).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии заказчика.

В жалобе Заявитель указывает, что закупочная комиссия заказчика неправомерно признала победителем ООО «Санавита», в связи с тем, что лицензирующим органом для медицинской организации ООО «Санавита» является Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга.

Таким образом, медицинская организация ООО «Санавита» на момент рассмотрения заявок не имела разрешительных документов, позволяющих ей оказывать медицинские услуги на территории Ярославской области, что прямо предусмотрено техническим заданием, поэтому закупочная комиссия Заказчика должна была признать заявку ООО «Санавита» не соответствующей требованиям документации на основании пп.1 п. 14.1 Раздела 1. Информационной карты Извещения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при рассмотрении заявки ООО «Санавита» закупочной комиссией Заказчика установлено, что в составе заявки имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности ЛО -78-01-009676 от 05.03.2019 г., что соответствует п. 11 Положения и извещению.

Согласно п. 6 раздела 2 Описание предмета закупки установлено, в том числе, наличие стационарного цифрового рентгена.

Данное требование позволяет подать заявки на участие потенциальным исполнителям услуг, находящимся непосредственно на территории Ярославской области, по месту оказания услуг.

Но в тоже время, не ограничивая конкуренцию, Заказчик устанавливает возможность оказания услуг мобильными бригадами, о чем указано также в п. 6 раздела 2 описания предмета закупки.

Тем самым, установив указанные требования Заказчик наоборот расширяет круг потенциальных участников закупки, соблюдая принцип равноправия, а не нарушает, как указывает Заявитель, антимонопольное законодательство.

Соответственно, у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали законные основания для отклонения заявки ООО «Санавита» на участие в запросе котировок, так как фактически данная заявка соответствовала установленным требованиям, в том числе требованию к наличию лицензии на осуществление медицинской деятельности, и извещению.

Организатор торгов также не согласился с доводами жалобы и отметил, что во второй части заявки участник закупки ООО «Санавита» представил лицензию на осуществление медицинской деятельности, имеющую разрешенный вид оказываемых услуг медицинские осмотры (предварительные, периодические).

Согласно пункту 11 Положения о лицензировании выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, предусмотрено, что периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Таким образом, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения услуг и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении по месту нахождения Заказчика, а равно наличие адреса места оказания услуг в лицензии не является обязательным при оказании услуг по медицинским осмотра (предварительным, периодическим).

ООО «Санавита» (заинтересованное лицо) поддержало позицию Заказчика и организатора закупки и также не согласилось с изложенными в жалобе доводами.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

12.05.2023 г. на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» было размещено извещение № 32312377552 о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 23.05.2023 по извещению № 32312377552 победителем запроса котировок было признано ООО «Санавита» (ИНН 7838478126).

Извещением о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров определено следующее:

1. услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 трудового кодекса российской федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;

2. для проведения периодического осмотра Исполнителем формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог. Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя Исполнителя.

3. наличие стационарного цифрового рентгена.

4. проведение медицинских осмотров и обследований, в том числе маммографии в 2-х проекциях, на территории исполнителя или заказчика.

 Место оказания услуг:

г.п. Пошехонье (16 чел.), г. Углич (80 чел.), Некоузский район (36 чел.), г.п. Мышкин (31 чел.), г.п. Любим (26 чел.), г.п. Пречистое (21 чел.), г.п. Данилов (56 чел.), Большесельский район (25 чел.), Брейтовский район (30 чел.), п. Борок (16 чел.), г. Рыбинске (818 чел.)

5. исполнитель в соответствии с действующим законодательством формирует мобильную медицинскую бригаду с возможностью осуществления на территории Заказчика флюорографии, цифровой рентгеновской маммографии, электроэнцефалографии.

6. периодические осмотры проводятся без возможности привлечения сторонних организаций.

Подпунктом 1 пункта 14.1. Раздела 1 Информационной карты Извещения установлены единые требования к участникам закупки, а именно: соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Пунктом 15 Раздела 1 Информационной карты Извещения установлен, в том следующий перечень документов, предоставляемых в подтверждение соответствия требованиям к участникам закупки:

копия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:

     - услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)

Или

     копия лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") со следующими видами работ (услуг):

     - услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)

     Или

     копия выписки из реестра лицензий на указанный в данном пункте вид лицензируемой деятельности.

В составе заявки ООО «Санавита» представило лицензию на осуществление медицинской деятельности и выписку из реестра лицензий по состоянию на 19.02.2021.

Комиссия Ярославского УФАС России, изучив указанные документы, представленые в составе заявки ООО «Санавита», установила, что лицензирующим органом ООО «Санавита» является Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д. 8, корп. 2, лит. А, пом. 3Н, 12Н.

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2021 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2021 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации проводит оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Вместе с тем, согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.

Таким образом, пункт 11 Постановления Правительства действует только в той степени, когда не противоречит требованиям пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская организация, лицензия которой выдана лицензирующим органом субъекта Федерации, имеющая в своем составе мобильную медицинскую бригаду, может оказывать услуги по первичной медико-санитарной помощи, проведению профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности без внесения изменений в реестр лицензий только в том случае, когда выезд мобильной медицинской бригады осуществляется по территории того субъекта Федерации, который выдал лицензию.

Медицинский осмотр в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Периодический медицинский осмотр, являясь одним из видов медицинских осмотров, проводится с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (пункт 3 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Соответственно, приведенные нормы правовых актов, определяющих порядок лицензирования медицинской деятельности, не содержат запрета на проведение периодических осмотров работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации и не требуют оформления отдельной лицензии для их проведения, при обязательном соблюдении лицензионных требований (в частности, на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдана соответствующая лицензия).

Ярославское УФАС России с целью всестороннего и полного рассмотрения данной жалобы направило запрос в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ярославской области (исх. № 5471/23 от 04.06.2023) с просьбой разъяснить вправе ли медицинская организация с организованной мобильной медицинской бригадой осуществлять первичную медико-санитарную помощь населению, проведение профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности без внесения изменений в реестр лицензий на территории иного субъекта Российской Федерации.

Антимонопольным органом был получен ответ (вх. № 7497-ЭП/23 от 06.06.2023), согласно которому в лицензии № Л041-01148-78/00360045, выданной ООО «Санавита» (ОГРН 1127847387777, ИНН 7838478126) адресов мест осуществления деятельности на территории Ярославской области не значится.

ООО «Санавита» в лицензирующий орган (Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области) уведомление о намерении осуществлять деятельности на территории Ярославской области и заявление о внесении изменений в реестр лицензий не направляло.

В этой связи Комиссия считает, что из представленных ООО «Санавита» в составе заявки документов не представляется возможным установить, что последнее вправе оказывать услуги по проведению периодических медицинских осмотров в отношении лиц заказчика - ГП ЯО «Северный водоканал», при определении заказчиком в качестве места оказания услуг населенных пунктов Ярославской области.   

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия Ярославского УФАС России, руководствуясь положениями действующего законодательства (соответствующие нормы приведены в тексте настоящего решения) и принимая во внимание частично позицию Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ярославской области (в рамках рассмотрения настоящего дела стороны ознакомлены с данной позицией)  приходит к выводу о неправомерности признания заявки ООО «Санавита» победителем закупочной процедуры (подробное обоснование приведено в тексте настоящего решения).

Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении Заказчиком (закупочной комиссией заказчика) пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Медицинский центр диагностики и профилактики» (вх. № 7058/23 от 26.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ГП ЯО «Северный водоканал», организатора закупки – ГКУ ЯО «Центр конкурентной политики и мониторинга» (извещение: 32312377552) обоснованной.

2. Признать заказчика (закупочную комиссию заказчика) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.    Выдать ГП ЯО «Северный водоканал» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 21.06.2023 № 076/10/18.1-613/2023.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                           С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                                         Е.К. Семенычева

 

 

А. С. Зинохина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны