Решение б/н Решение по делу № 076/01/10-366/2022 о нарушении антимонопол... от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/01/10-366/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

27 февраля 2023 года                                                                                 г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года)

 

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России ФИО;

члены комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России ФИО, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России ФИО,

рассмотрев дело № 076/01/10-366/2022 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр») (ИНН 11111111111,  ОГРН 1111111111111111, юридический адрес: 111111, г. Москва,  ул. М. Ордынка, д. 0) по признакам нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии ПАО «Россети Центр» по приведению стоимости технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО «СЗ Светлояр» на 1 этапе (строение 2), расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Пестрецовский с/о, пос. Красный Бор, в соответствие с действующим законодательством и фактически осуществленными мероприятиями по технологическому присоединению, с учетом изменений в технические условия № 1111111 от 17.08.2020.,

у с т а н о в и л а:

 

В Ярославское УФАС России поступило заявление АО «МЭК» (вх. 602 от 24.01.2022) о нарушении ПАО «Россети Центр» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции).

В заявлении указано, что ПАО «Россети Центр», выполняя мероприятия по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 11111111/ТП от 16.03.2020 г., заключенному между ООО «СЗ Светлояр» и                         ПАО «Россети Центр», осуществило только мероприятия по первому этапу, что подтверждалось актом об осуществлении технологического присоединения.

Но в тоже время при выполнении технологического присоединения по первому этапу сетевая организация не выполнила мероприятия, предусмотренные техническими условиями (строительство 2 линий по 680 м.), данные мероприятия перенесены на 2 этап. Впоследствии договор технологического присоединения между ПАО «Россети Центр» и ООО «СЗ Светлояр» был расторгнут, но перерасчет платы по фактически выполненным обязательствам по договору со стороны сетевой организации выполнен не был.

По результатам рассмотрения заявления АО «МЭК» и на основании приказа Ярославского УФАС России от 25.04.2022 № 111\1 возбуждено дело в отношении ПАО «Россети Центр» по признакам нарушения предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Вместе с тем ПАО «Россети Центр» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа Ярославского УФАС России от 25.04.2022 № 111\1 о возбуждении дела и создания Комиссии по рассмотрению дела № 076/01/10-366/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда по делу А82-7308/2022 установлено, что ПАО «Россети Центр» полагают, что выявленные Ярославским УФАС России признаки нарушения подпадают под санкцию части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено быть не может.

По результатам рассмотрения дела А82-7308/2022 суд не усмотрел в действиях Ярославского УФАС России нарушения требований Закона о защите конкуренции, которое выразилось бы в неправомерном возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства вместо возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение по делу № А82-7308/2022 вступило в силу 04.11.2022.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

Между ООО «СЗ Светлояр» и ПАО «МРСК Центра» (в настоящий момент                 ПАО «Россети Центр»)(далее –ПАО «Россети Центр») был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 41912024/ТП от 16.03.2020 г. (далее – договор).

 В соответствии с пунктом 1.1 договора Сетевая организация принимает на себя  обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства) Заявителя многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями и инженерными коммуникациями, строения № 2, № 4, № 5, № 6, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Пестрецовский с/о, пос. Красный Бор, кадастровые номера земельных участков: 11:11:1111111:1111,  11:11:111111:1111, 11:11:111111:1111 со следующими характеристиками:

максимальная мощность 1449,3 кВт;

категория надежности: по второй – 1272,3 кВт, по первой – 177 кВт.

-Первый этап: строение 2: максимальная мощность 328 кВт, из них вторая категория - 288,4 кВт, первая – 39, 6 кВт;

- Второй этап: строение 4: максимальная мощность 343 кВт, из них вторая категория 303,4 кВт, первая – 39, 6 кВт;

- Третий этап: строение 5: максимальная мощность 352,7 кВт, их них вторая категория – 304, 5 кВт, первая – 48,2 кВт;

- Четвертый этап: строение 6: максимальная мощность 425,6 кВ, из них вторая категория – 376 кВт, первая – 49,6 кВт;

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение утвержден уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а именно Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 28.12.2018 № 469-стс и составляет: 9 065 119 (девять миллионов шестьдесят пять тысяч сто девятнадцать) руб. 68 коп. в т.ч. (НДС 20 %) – 1 510 853 (Один миллион пятьсот десять тысяч восемьсот пятьдесят три) руб. 97 коп.

Стоимость технологического присоединения первого этапа составляет -                 9 058 319 руб. 81 коп., в т.ч. (НДС 20 %) – 1 509 719 руб. 67 коп.

Стоимость технологического присоединения по второму этапу – 2 080 руб. 04 коп. в т.ч. (НДС 20 %) – 346 руб. 48 коп.

Стоимость технологического присоединения по третьему этапу – 2 138 руб. 87 коп., в т.ч. (НДС 20 %) – 356 руб. 48 коп.

Стоимость технологического присоединения по четвертому этапу – 2 580 руб. 96 коп. т.ч. (НДС 20 %) – 430 руб. 16 коп.

Согласно пункту 3.2 договора стоимость ТП оплачивается двумя платежами: 70% от стоимости – в течение 15 календарных дней со дня заключения договора; в размере 30 % от стоимости – в течение 6 месяцев с даты заключения договора, но не позднее дня фактического присоединения энергопринимающих устройств.

ООО «СЗ Светлояр» осуществило свое обязательство по оплате ТП в полном объеме на сумму 9 065 119,68 руб., что подтверждается платежными поручениями от 18.03.2020 № 444, от 27.04.2020 № 634, от 29.04.2020 № 634, от 16.12.2020 № 1429.

Обязательства ПАО «Россети Центр» в части строения 2 (этап 1) были выполнены, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения строения № 2 от 25.12.2020 № 21662/1447В.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что для присоединения строения №4, №5, №6 сетевая организация обязана выполнить мероприятия, предусмотренные Техническими условиями, а именно построить 2 кабельные линии, протяженностью по 1 км. до границы земельного участка заявителя. Присоединение строения 4 должно было состояться в начале 2021 г.

Согласно пункту 2.4.2 договора стороны могут отказаться от исполнения обязательств по договору в любое время до момента фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации при условии возмещения сетевой организацией, понесенных ей расходов.

В связи с тем, что к лету 2021 г. сетевая организация так и не приступила к выполнению Технических условий и строительству линий, то есть со стороны сетевой организации не было осуществлено технологическое присоединение строений №4, №5, №6, ООО «СЗ Светлояр», воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 2.4.2 договора, 16.07.2021 направило в ПАО «Россети Центр» уведомление о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям№ 11111111/ТП от 16.03.2020 г.

ООО «СЗ Светлояр» после расторжения договора с ПАО «Россети Центр» в части объектов 4,5,6, заключило договор об осуществлении технологического присоединения объектов 4,5,6 с АО «МЭК».

В ответ на обращение о расторжении договора ПАО «Россети Центр» указало на наличие исполненных обязательств на сумму 9 058 319 руб.

В соответствии с пунктом 1.2 договора перечень мероприятий и обязанностей сторон были определены в технических условиях.

В  соответствии с разделом 10 первоначальных Технических условий Сетевая организация осуществляет следующие мероприятия:

10.1 Проектирование и строительство двух трехжилых линий 10 кВ (КЛ-10 кВ) с пластмассовой изоляцией в траншее, сечением свыше 200 квадратных мм от ячеек 1 и 2 С.Ш. зру-10 кВ ПС 110 Тверицкая до вводных ячеек 10 кВ 1 и 2 С.Ш. ТП 1079, расположенных в границах земельного участка заявителя, протяженностью 2x0,68 км (их них 0,48 в траншее, 0,2 методом ГНБ).

10.2 Реконструкция вводных ячеек 10 кВ ТП 1079 для присоединения проектируемых КЛ 10 кВ. Выполнить перезавод существующих КЛ 10 кВ в ТП-1079 в резервных ячейках.

10.3 Выполнение фактического присоединения заявителя.

  На заявителя возлагались обязанности по осуществлению строительства новой ТП 10/0,4; проектирование и строительство ЛЭП 10 кВ ТП 1079 до новой подстанции 10/ 0,4 и строительство кабельных линий от ТП 10/0,4 до объектов.

Последующие этапы предполагали только осуществление выдачи мощности.

17.08.2020 г. в технические условия были внесены изменения дополнительным соглашением № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения    № 41912024/ТП от 16.03.2020 г., мероприятия изложены в следующей редакции:

10.1 Обеспечить подключение строение № 2 от проектируемой ТП 10/0,4 кВ Заявителя по пункту 11.2, запитанной от ТП 1079.

10.2 Произвести реконструкцию резервных ячеек 10 кВт в ТП 1079 для присоединения проектируемых КЛ 10 кВ. для питания проектируемой ТП 10/0,4 кВ Заявителя по пункту 11.2.

Также изменены были мероприятия по этапам  II – IV.

10.4 Сетевая организация принимала на себя обязанность по проектированию и строительству двух трехжилых кабельных линий 10 кВ (КЛ-10 кВ) с пластмассовой изоляцией в траншее, сечением свыше 200 квадратных мм от ячеек 1 и 2 С.Ш. зру-10 кВ ПС 110 Тверицкая до границ земельного участка заявителя (для питания проектируемой ТП 10/0,4 кВ Заявителя по пункту 11.2), протяженностью 2x1 км. (участок КЛ-10 кВ в траншее с пластмассовой изоляцией сечением свыше 200 кв.мм, протяженностью 2x0,9; участок КЛ-10 кВ методом ГНБ с пластмассовой изоляцией сечением свыше 200 кв.мм, протяженностью 2x0,1 км.).

10.5 Выполнить изменения режима сети с переводом питания проектируемой ТП 10/0,4 кВ Заявителя по пункту 11.2 и ТП-1079 от вновь построенных КЛ-10кВ по пункту 10.4.

Одновременно на Заявителя была пунктом 11.9.1 возложена обязанность ТУ по осуществлению Проектирования и Строительства ЛЭП-10 кВ от КЛ 10к, проектируемых ПАО «Россети Центр» в соответствии с пунктом 10.4 технических условий, до проектируемой по пункту 11.2. ТП 10/0,4 кВ заявителя.

Комиссия Ярославского УФАС России делает вывод, что при корректировке Технических условий схема присоединения принципиально поменялась.

Если при первоначальной схеме присоединения предполагалось, что уже для этапа I (строение 2) ПАО «Росети Центр» осуществит производство двух линии от ТП 220/110/10 Тверицкая по 680 метров, а также реконструирует ячейки в ТП 1079, от которой будет осуществляться снабжение ТП 10/0,4 Заявителя, то в новых технических условиях схема изменилась, ПАО «Россети Центр» предполагало присоединить объект 2 (этап I) без выполнения дополнительных мероприятий, а для реализации этапов II – IV строить две линии протяженностью по 1 км., напрямую до границы земельного участка проектируемой ТП  10/0,4 Заявителя, то есть рекострукция ячеек ТП 1079 не предполагалась и в целом эту ТП предполагалось не использовать.

Отношения в рассматриваемой сфере регулируются Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"(Правила N 861).

Пунктом 17 Правила N 861, предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора размер платы был рассчитан на основании Приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2018                      № 469-стс. Приложение 3 к приказу утверждает формулу для расчета платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок.

         Если при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям предусматриваются мероприятия по прокладке воздушных и (или) кабельных линий, трансформаторных подстанций, пунктов секционирования, плата за технологическое присоединение (Р) рассчитывается по формуле:

P = C1 + {∑(С2i × Li) + ∑ (С3i × Li) + ∑ (С3iгнб × Li) + ∑(С4  × Mi) + ∑(С5i × Ni)+ ∑(С6i  × Ni)+ ∑(С7i  × Ni)},

где:

C1 – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на подготовительные мероприятия, осуществляемые в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпунктов «б») Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 29 августа 2017 г. № 1135/17 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (далее – Методические указания) (руб. за 1 присоединение);

C2i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство 1 километра воздушных линий электропередачи на i-м уровне напряжения в ценах периода регулирования (руб.);

C3i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство 1 километра кабельных линий электропередачи на i-м уровне напряжения в ценах периода регулирования (руб.);

С3iгнб – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи методом горизонтально направленного бурения на i-м уровне напряжения в расчете на 10 м линии в ценах периода регулирования (руб.);

Li – суммарная протяженность воздушных и (или) кабельных линий на i-м уровне напряжения, строительство которых предусмотрено согласно выданным техническим условиям для технологического присоединения заявителя (км);

С4 – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство пунктов секционирования в расчете на 1 объект электросетевого хозяйства (руб./шт.);

С5i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство трансформаторных подстанций, за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт присоединяемой максимальной мощности (руб./кВт);

С6i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт присоединяемой максимальной мощности (руб./кВт);

С7i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше в расчете на 1 кВт присоединяемой максимальной мощности (руб./кВт);

Mi – количество реклоузеров, пунктов секционирования, ячеек, указанных в заявке на технологическое присоединение заявителем, в классе напряжения i (шт.).

Ni – объем максимальной мощности, указанный в заявке на технологическое присоединение заявителем, в классе напряжения i (кВт).

Как следует из указанного документа, расчет платы осуществляется, исходя из мероприятий, которые планирует провести сетевая организация, в частности по строительству линий, реконструкции подстанций и т.д.

Расшифровка платы в договоре отсутствует.

Определением о назначении дела № 076/01/10-366/2022 к рассмотрению дела у ПАО «Россети Центр» запрошены сведения о расчете платы по каждому этапу технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО «СЗ Светлояр», установленного пунктом 3.1 Договора № 11111111/ТП от 16.03.2020.

Из данного расчета следует, что плата взималась именно за строительство сетей.

После изменения Технических условий ПАО «Россети Центр» запланировало осуществление новых мероприятий, а именно строительство двух линий по 1 км., непосредственно к ТП 10/04, Светлояр (диспетчерское название ТП 1179) только для этапа II (строение 4). Стороны к реализации данного этапа не приступали, строительство линий фактически не осуществлялось.

При этом присоединение объекта 2 (этап I) было осуществлено от существующих линий через существующие ввода ТП 1079, таким образом, никаких затрат Сетевая организация также не понесла, однако сумма 9 058 319 руб. была уплачена со стороны ООО «СЗ Светлояр» в полном объеме.

Тем не менее, после завершения присоединения объекта 2 ( этап № 1) между ПАО «Россети Центр» и ООО «СЗ Светлояр» был подписан акт об осуществлении технологического присоединения от 25.12.2020 № 21662/1447В в котором в том числе зафиксировано выполнение сетевой организацией мероприятий на сумму 9 058 319 руб. с НДС., никакой корректировки платы Сетевая организация не производила.

При этом Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что                              ООО «СЗ Светлояр» в уведомлении от 16.07.2021 б/н (на указанном уведомлении имеется отметка сетевой организации о его получении 16.07.2021 (вх. № 203761879)) о расторжении договора, направленного в ПАО «Россети Центр», потребовало вернуть уплаченные по договору денежные средства, как неотработанный аванс.

ПАО «Россети Центр» возражало против расторжения договора.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Договора технологического присоединения, заявитель имеет право отказаться от исполнения обязательств в любое время до момента фактического присоединения энергоприминимающих устройств.

ПАО «Россети Центр» трактовало данный пункт, как ограничивающий право на отказ в случае если хотя бы один объект из четырех присоединен.

При этом, по своей правовой природе договор технологического присоединения относится к договору оказания услуг. (например: Определение Верховного суда РФ от 19.01.2018 № 310-ЭС17-11570 по делу А 62-434/2016; Определение Верховного суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу А 40-205546/2016).

В соответствии со статьей 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. в данном случае условие договора о том, что расторжение возможно до осуществления технологического присоединения обоснованно, поскольку технологическое присоединение завершает исполнение договора, основания для расторжения исполненного договора ГК РФ не предусмотрено.

Очевидно, что при наличии в договоре несколько объектов, присоединяемых очередями отказ возможен на любом этапе в отношении любого объекта, что подтверждается судебной практикой (А40-142273/2017, А40-40209/18).

ПАО «Россети Центр» в своем письме, направленном в Ярославское УФАС России от 01.03.2022 за исх. № МР1-ЯР/18-1/1390-12, сообщило, что договор технологического присоединения № 11111111/ТП от 16.03.2020 г., заключенный между ООО «СЗ Светлояр» и  ПАО «Россети Центр» может быть расторгнут только в неисполненной части строений № 4,5,6.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 6 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям                          № 41912024/ТП от 16.03.2020 г. является публичным.

Согласно пункту 87 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктами 23,24,29 приказа ФАС России от 29.08.2017                 N 1135/17 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"(в настоящий момент утратил силу в связи с изданием Приказа ФАС России от 30.06.2022 N 490/22) размер платы формируется исходя из мероприятий, подлежащих исполнению сетевой организацией.

Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что наличие специального регулирования в отношении технологического присоединения и определения размера платы за данный вид услуг, свидетельствует о том, что размер платы за ТП не может быть установлен по усмотрению сторон в договоре, а подлежит расчету в определенном порядке. При этом перечень мероприятий определяется сетевой организацией.

В ином случае данные действия ПАО «Россети Центр» могли привести к нарушению баланса интересов сторон данных правоотношений и попустительству недобросовестного поведения одной из сторон в получении неосновательного обогащения.

02.09.2021 ООО «СЗ Светлояр» направило в Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей исковое заявление к ПАО «Россети Центр» о взыскании  9 065 119,68 руб.

Решением Третейского суда от 28.03.2022 по делу № 319/2021-1357 ПАО «Россети Центр» обязано вернуть ООО «СЗ Светлояр» сумму неосновательного обогащения в размере 9 050 707, 26 руб.

В ходе рассмотрения дела в Ярославское УФАС России от ПАО «Россети Центр» поступил Корректировочный акт к акту об осуществлении технологического присоединения № 21662/1447В от 25.12.2020, дата подписания акта 25.04.2022.

В данном акте указано, что сетевая организация оказала услуги своевременно и в полном объеме. Заявитель к сетевой организации претензий не имеет.

Стоимость оказанных услуг составляет: 12 010 руб. 35 коп., кроме того НДС 20 % - 2 402 руб. 07 коп., всего с учетом НДС 20 % - 14 412 руб. 42 коп.

Определением об отложении рассмотрения дела № 076/01/10-366/2022 у ПАО «Россети Центр» и ООО «СЗ Светлояр» запрошены сведения о доказательствах подписания корректировочного акта. ПАО «Россети Центр» сообщено, что корректировочный акт от 25.04.2022 был передан                                           ООО «СЗ Светлояр» 29.04.2022 для подписания при очном визите представителя.

Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что                              ПАО «Россети Центр» не скорректировало размер платы при значительном изменении мероприятий по договору технологического присоединения. Данная корректировка платы в соответствии с выполненными мероприятиями была произведена после возбуждения дела № 076/01/10-366/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Центр».

  Позиция ПАО «Россети Центр» представлена в материалы дела в письменном виде (письмо № МР1-ЯР/18-1/12-1 от 22.02.2023 года). ПАО «Россети Центр» свою вину во вменяемом правонарушении не признает, факт нарушения антимонопольного законодательства отрицает. В обоснование своей позиции ПАО «Россети Центр» приведены следующие основные доводы:

1. Спор между ПАО «Россети Центр» и ООО «Специализированный застройщик «Светлояр» о взыскании 9 065 119,68 руб. имеет гражданско-правовой характер и был разрешен Третейским судом (Арбитражный центр при РСПП) до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

2. Изменение состава мероприятий для технологического присоединения обусловлено дополнительным соглашениям сторон № 1 от 17.08.2020 к договору № 11111111/ТП-19 от 16.03.2020. Дополнительное соглашение было подписано обеими сторонами гражданско-правовых отношений. Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 не предусмотрена обязанность сетевой организации произвести перерасчет платы за технологическое присоединение, как и его порядок, не устанавливают.

3. Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о направленности действий ПАО «Россети Центр» на сохранение либо укрепление своего положения на товарном рынке с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и наносящий ущерб контрагентам или совершениями им действий по принуждению контрагента принять такие условия. Само по себе констатация возможности ущемления интересов потребителя в отрыве от сферы регулирования антимонопольного законодательства не свидетельствует о доказанности нарушения именно антимонопольного запрета.

Ярославское УФАС России доводы ПАО «Россети Центр» не принимает по следующим основаниям.

1. Комиссия Ярославского УФАС России не может согласиться с доводом ПАО «Россети Центр», о том, что спор носит гражданско-правовой характер и может быть разрешен по требованию одной из сторон в судебном порядке, поскольку антимонопольный контроль хозяйственной деятельности делегирован антимонопольным органам.

Такой контроль предполагает оценку антимонопольным органом действий субъекта на предмет их соответствия специальным требованиям и нормам, носящим публично правовой характер, в частности Закона о защите конкуренции, законодательства о естественных монополиях.

В пользу такого подхода (в том числе о первичности контроля именно со стороны антимонопольного органа в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, в действиях которых усматривается нарушение антимонопольного законодательства) свидетельствует толкование, содержащееся в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

При этом гражданско-правовой спор и спор о необходимости применения мер публично-правовой ответственности являются различными по своей правовой природе, предмету требований и объему представленных доказательств, а потому не обуславливают исход друг друга.

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства с применением соответствующих мер государственно-правового принуждения к нарушителю в связи с нарушением антимонопольного законодательства не является разрешением гражданско-правового спора.

В этой связи факт разрешения между ПАО «Россети Центр» и ООО «Специализированный застройщик «Светлояр» в судебном порядке спора о взыскании денежных средств не свидетельствует о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям мер антимонопольного контроля.

Более того, в данном случае действия ПАО «Россети Центр» затрагивают права в том числе иных потребителей (будущих собственников жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирных жилых домов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Пестрецовский с/о, пос. Красный Бор) и организаций (АО «МЭК»).

         Следовательно, на ПАО «Россети Центр» возложена обязанность по соблюдению требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Абзацем 2 пункта 23 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае если в ходе проектирования необходимость частичного отступления от технических условий (в том числе в части мероприятий, выполняемых на объектах электроэнергетики смежных сетевых организаций) возникает у сетевой организации, сетевая организация вносит соответствующие изменения в технические условия, выданные заявителю при условии, что такие изменения не повлекут необходимости корректировки указанных в заявке сведений, обязательств заявителя, определенных в технических условиях, а также рассчитанной для него платы за технологическое присоединение.

Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что Правилами технологического присоединения предусмотрен прямой запрет на изменение платы в случае, если необходимость частичного отступления от технических условий возникает у сетевой организации.

В соответствии с пунктом 5.3.1.22 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 осуществление проверки платы  за технологическое присоединение принадлежит антимонопольным органам, также данный довод подтверждается судебной практикой в определении Верховного Суда от 19.04.2021 № 309-ЭС21-4620.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России в соответствии с толкованием вышеуказанных норм, приходит к выводу, что сетевой организаций были значительно  изменены  технические условия, таким образом перерасчет платы за технологическое присоединение должен был быть выполнен сетевой организаций.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ па этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1.3 Порядка установлено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; в) определение географических границ товарного рынка.

В этой связи, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, который включает в себя нижеследующее.

1. За временной интервал исследования рынка оказания услуг по передаче электрической энергии в Ярославской области был принят 2019 -2021 гг.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по передаче электрической энергии на территории Ярославской области, оказываемые ПАО "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго".

3. Географические границы товарного рынка: Ярославская область, в границах присоединенных сетей, к которым осуществляется присоединение объектов ООО «СЗ Светлояр».

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение ПАО "Россети Центр" - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «Россети Центр», злоупотребив доминирующим положением, бездействовало по изменению платы по договору технологического присоединения после существенных изменений технических условий, укрепляя таким образом свое доминирующее положение на товарном рынке.

Доказательства, подтверждающие, что ПАО «Россети Центр» принимались  необходимые меры на этапе изменения  технических условий, не представлено в антимонопольный орган.

На основании изложенного Комиссией Ярославского УФАС России сделан вывод о наличии нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ПАО "Россети Центр".

С учетом того, что ПАО «Россети Центр» нарушение устранено (выполнен перерасчет платы), оснований для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

р е ш и л а:

 

1) Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» ИНН 6901067107,  ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва,                  ул. М. Ордынка, д. 15 нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

2) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела в отношении ПАО «Россети Центр» и должностных лиц по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны