Решение №7936/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/64-572/2019 от 9 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальный предприниматель Топильский Алексей Геннадьевич

ул. Горького, д. 41, кв. 45

Московская обл., г. Королев, 141091

6485538@mail.ru

Государственное казённое учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика»

ул. Чайковского, д. 42

г. Ярославль, 150000

gku.esz@mail.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-572/2019

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 октября 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:

от заявителя – индивидуального предпринимателя Топильского Алексея Геннадьевича (далее также – ИП Топильский А.Г., заявитель) – представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя;

от уполномоченного органа – департамента государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.;

от заказчика – государственного казённого учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика» (далее – ГКУ ЯО «Единая служба заказчика», заказчик) – представителя по доверенности Жданова П.Н.,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Топильского Алексея Геннадьевича на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на водозаборные сооружения, строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области (извещение № 0171200001919001584) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

27.09.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Топильского Алексея Геннадьевича на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на водозаборные сооружения, строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области (извещение № 0171200001919001584) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок: при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом установлено строительство станции водоподготовки «Сокол-Ф(С)-38» (пункт 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, проектная документация рассматриваемого электронного аукциона), указывающей на определенного производителя (ООО «ЭкоПромКомпания»), без предоставления участнику закупки возможности использования в строительстве эквивалентного товара (станции водоподготовки).

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 20.09.2019 размещено извещение № 0171200001919001584 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на водозаборные сооружения. Строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В пункте 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме указано, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об аукционе в электронной форме.

Согласно разделу 2 «Описание объекта закупки» документации об аукционе в электронной форме все работы ведутся в соответствии с разделом 2 «Описание объекта закупки», приложениями к нему.

Обратившись к пункту 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об аукционе в электронной форме, Комиссией установлено, что заказчиком и уполномоченным органом, в частности, установлены следующие характеристики товара, который необходимо использовать в строительстве:

33.

Описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика

Водозаборные сооружения. Строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области.

Технико-экономические показатели:

- площадь участка, отведенного под строительство – 900м2;

- площадь застройки – 163,80м2;

- производственная мощность – 912м3/сут.;

Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства

В настоящее время по существующей схеме питьевая вода поступает от 3-х артезианский скважин (2 рабочие, 1 резервная), расположенных на расстоянии 1 км от с.п. Купанское, в резервуар чистой воды, а затем насосной станцией второго подъема распределятся потребителю. Результаты проведенного анализа качества питьевой воды выявили превышение действующих нормативов качества по ряду показателей: железо, мутность.

В целях очистки воды до норм питьевого качества предусматривается строительство станции водоподготовки «Сокол-Ф(С)-38» и резервуара чистой воды.

Согласно техническим условиям, забор воды на очистку осуществляется путем подключения к существующей водопроводной сети в существующем водопроводном колодце перед существующим накопительным резервуаром.

Технологическая схема очистки воды на модульной установке водоподготовки включает следующие последовательные стадии очистки:

- Механическая очистка на автоматических сетчатых фильтрах;

- Интенсивное окисление примесей в узле напорной аэрации;

- Осветление и обезжелезивание воды;

- Обеззараживание очищенной воды.

Очищенная и обеззараженная вода поступает в проектируемый резервуар чистой воды, а затем по существующей схеме существующей насосной станцией распределяется потребителю.

Основные виды работ:

Подготовительные работы

Устройство фундаментов и оснований

Устройство искусственных сооружений

Монтаж технологического оборудования

Устройство наружных сетей электроснабжения

Устройство наружных сетей водоснабжения

Благоустройство

Пусконаладочные работы

Работы по строительству объекта: «Водозаборные сооружения. Строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области» должны быть выполнены в полном соответствии:

- с проектной документацией МК 0371300057514000013-05/14, разработанной ЗАО «Волжскэкострой» (Приложение № 1 к разделу 2 «Описание объекта закупки»);

- с соблюдением действующих на территории Российской Федерации нормативных документов: государственных стандартов, сводов правил, строительных норм и правил и прочих нормативно-технических документов.

- с соблюдением РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

Применяемые при выполнении работ материалы, конструкции и оборудование должны соответствовать ГОСТ, СНиП, регламенту по пожарной безопасности, иметь паспорта качества, санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия, в том числе по пожарной безопасности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, гарантийные талоны, а так же иным нормативным документам, действующим на территории РФ.

Проектные решения по ресурсообеспечению (электро-, водоснабжение) объекта выполнить в строгом соответствии с требованиями и согласованиями сетевых организаций.

Строительство объекта должно соответствовать требованиям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особые требования:

– работы в охранной зоне сетей подземных инженерных коммуникаций производить в присутствии представителей владельцев инженерных коммуникаций. Перед началом производства земляных работ необходимо вызвать представителей заинтересованных служб и владельцев инженерных коммуникаций с целью определения фактического расположения сетей и согласования методов производства работ. При обнаружении коммуникаций, не указанных в проекте, земляные работы прекратить и вызвать на место представителя Заказчика.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС приходит к выводу, что аукционной документацией установлено выполнение работ по строительству в соответствии с проектной документацией МК 0371300057514000013-05/14, разработанной ЗАО «Волжскэкострой» (Приложение № 1 к разделу 2 «Описание объекта закупки»), при этом строительство осуществляется в отношении конкретного сооружения определенной модели, конкретного производителя - «Сокол-Ф (С)-38» (производитель - общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПромКомпания»).

Согласно проектной документации, размещенной заказчиком и уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы на водозаборные сооружения, строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области, последними установлены следующие требования к надлежащему товару, используемому при выполнении работ (приведены выдержки):

 

 

Таким образом, в проектной документации на водозаборные сооружения, строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области, установлены требования к установке станции водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38».

На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, пояснили, что включение в документацию об электронном аукционе требования к описанию объекта закупки, выразившегося в указании на товар конкретного производителя - станции водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38», обусловлено наличием проектной документации, разработанной по итогам проведения запроса котировок на разработку проектной документации на объект: реконструкция водозаборных очистных сооружений с. Купанское, Переславского МР, Ярославской обл. (извещение № 0371300057514000013), а также положительным опытом работы указанной станции на территории Ярославской области.

Обратившись к котировочной документации, Комиссией установлено, что ни извещение о запросе котировок от 28.10.2014 (извещение № 0371300057514000013), ни приложение № 2 «Задание на разработку проектной документации на реконструкцию водозаборных очистных сооружений с. Купанское, Переславского МР, Ярославской области» котировочной документации, ни муниципальный контракт от 24.11.2014 № 0371300057514000013-05 не содержат указания на разработку проектной документации для станции водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38».

При изучении указанной выше информации, и обратившись к официальному сайту в сети Интернет (https://osmos-vladimir.ru/), Комиссией установлено, что единственным производителем используемого при выполнении рассматриваемых работ товара является общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПромКомпания».

Между тем, на заседании Комиссии, представители заказчика и уполномоченного органа также не отрицали, что станцию водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38» изготавливает единственный производитель - общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПромКомпания».

При этом представителем уполномоченного органа отмечено, что включение в проектную документацию конкретных материалов и оборудования не является произвольным, а обусловлено конструктивными решениями объекта строительства, с учетом его назначения в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2008 № 87.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Как представляется, в рассматриваемом случае, поскольку речь идет, прежде всего, о правоотношениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, указанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, безусловно, подлежат применению, но с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, применимо к указанному аукциону положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации при описании объекта закупки установлено требование к описанию объекта закупки, выразившегося в указании на товар конкретного производителя - станции водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38», не предусмотрев возможность замены требуемого к использованию при выполнении работ товара с аналогичными техническими характеристиками, тем самым, лишив участников закупки возможности предоставления эквивалентного товара.

Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, включив в документацию об электронном аукционе требования к описанию объекта закупки, выразившегося в указании на товар конкретного производителя - станции водоподготовки «Сокол-Ф (С)-38», требуемого к использованию при выполнении работ в рамках рассматриваемого электронного аукциона, изготавливаемой единственным производителем (ООО «ЭкоПромКомпания»), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Учитывая, что на участие в рассматриваемом аукционе были поданы две заявки от потенциальных подрядчиков (обе заявки признаны аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующими требованиям аукционной документации), а также значимость рассматриваемой закупки в области эколого-эпидемиологической безопасности (повышения качества питьевой воды для населения, сокращения доли загрязнённых сточных вод), осуществляемой в рамках реализации национального проекта «Экология», Комиссией Ярославского УФАС принято решение применимо к рассматриваемой закупке предписание не выдавать.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Топильского Алексея Геннадьевича (ИНН 501807096602, ОГРНИП 317502900063952) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика» (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на водозаборные сооружения. Строительство станции водоподготовки в с. Купанское Переславского МР Ярославской области (извещение № 0171200001919001584), обоснованной.

2. Признать заказчика, государственное казённое учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика» (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Не выдавать заказчику, государственному казённому учреждению Ярославской области «Единая служба заказчика» (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны