Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов

Департамент лесного хозяйства Ярославской области

e-mail: dlh@yarregion.ru

Заявитель

ООО «Технофлекс»

e-mail: sales@pariga.ru

<...>

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-645/2022

25 июля 2022 года                                                                                                              г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 28.07.2022 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Шушкова А. С., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А. М., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О.

с участием:

от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «Технофлекс» - <...> (по доверенности),

от ООО «Арагон» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Технофлекс» (вх. № 7870 от 15.07.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Технофлекс» (вх. № 7870 от 15.07.2022) на действия (бездействие) заказчика – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 100422/1009292/04).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное начисление баллов участнику ООО «Арагон», невключение в содержание протокола информации о лесоперерабатывающем оборудовании участников конкурса, о законных основаниях его владения, выпускаемой данным оборудованием продукции из древесины, ее стоимости, документах, на основании которых планируется увеличение численности работников, документах, содержащих сведения об общей численности действующих работников, а также о документах, на основании которых рассчитана численность работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

На заседании Комиссии 25.07.2022 представители организатора торгов представили документы, запрошенные уведомлением от 18.07.2022 № 5495/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

11.04.2022 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее –департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 100422/1009292/04 (далее – извещение).

04.07.2022 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступили 4 заявки, в том числе от ООО «Технофлекс» и ООО «Арагон».

07.07.2022 конкурсная комиссия рассмотрела указанные заявки, в результате чего ООО «Арагон» было признано победителем конкурса, ООО «Технофлекс» заняло второе место в общем списке участников, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 07.07.2022 № 4.

В силу части 2 статьи 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 07.03.2019 принято постановление № 241 (далее - Постановление № 241), которым утверждены Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Правила оценки) и критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителей конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Согласно пунктам 2, 3, 5 Правил оценки критериями, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, в частности, являются:

- планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.

- планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

- численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Исходя из содержания жалобы, учитывая пояснения представителя заявителя, ООО «Технофлекс» полагает, что конкурсная комиссия осуществила неправомерное начисление баллов участнику ООО «Арагон», так как не установила достоверность представленной в заявке ООО «Арагон» информации. В частности, по мнению заявителя, департамент должен был проверить сведения, представленные в заявке ООО «Арагон», на соответствие требованиям конкурсной документации, а именно: установить для надлежащего начисления баллов фактическое наличие на законном основании у ООО «Арагон» заявленного лесоперерабатывающего оборудования, соотношение его производственной мощности и указанного в заявке значения планируемого объема производства изделий из древесины, проанализировать сведения о выпускаемой ООО «Арагон» продукции, ее стоимости, документы, на основании которых планируется увеличение численности работников, документы, содержащие сведения об общей численности действующих работников, а также документы, на основании которых рассчитана численность работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Как полагает ООО «Технофлекс», у победителя конкурса отсутствует лесоперерабатывающее оборудование, способное производить указанное в заявке ООО «Арагон» планируемое количество продукции (изделий) из древесины. Также ничем не подтверждены значение планируемого увеличения численности работников и численность работников по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры победителя конкурса.

Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса, требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (вместе с «Требованиями к формату заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 № 52684) (далее – Порядок, Требования).

Согласно пункту 2 Порядка в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;

в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;

г) местоположение и площадь лесного участка;

д) кадастровый номер лесного участка;

е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

В силу пункта 3 Порядка к заявлению прилагаются следующие документы:

а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;

б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

В соответствии с пунктом 4 Порядка вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить следующие сведения:

а) о наличии заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - для юридического лица;

б) о наличии заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

в) о наличии заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года;

Согласно части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ принято Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - документы).

Согласно части 4 статьи 80.2 ЛК РФ при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.

Комиссией установлено, что предусмотренный частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ перечень документов представлен в заявке ООО «Арагон» с соблюдением требований к содержанию таких документов. В частности, в каталоге объектов и оборудования в табличной форме, представленном в приложении № 1 к заявке ООО «Арагон» указано месторасположение лесоперерабатывающего оборудования. В свою очередь, в таблице № 2 приложения № 2 к заявке представлены сведения о среднем годовом объеме произведенной ООО «Арагон» продукции за предшествующие 3 года с указанием наименования выпускаемой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором.

Обязанность представления участником конкурса иных документов, в том числе правоустанавливающих документов, помимо заявки и документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ законодательством не предусмотрена.

Следовательно, конкурсная комиссия не рассматривает документы, не предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, а право, как и обязанность запрашивать документы и сведения, указанные заявителем, у конкурсной комиссии отсутствует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Следовательно, конкурсная комиссия исходит из того, что сведения, указанные участниками конкурса, являются достоверными.

Кроме того, в силу подпункта «г» пункта 5.7 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, недостижение арендатором указанных в конкурсном предложении показателей, на основании которых проведена оценка предложенных условий и определен победитель конкурса на право заключения настоящего договора либо заключен договор с единственным участником конкурса, является основанием досрочного расторжения договора со стороны арендодателя.

Комиссия также учитывает, что доводы заявителя об отсутствии у ООО «Арагон» лесоперерабатывающего оборудования, производственных возможностей, о возможности привлечения указанного победителем конкурса количества работников носят предположительный характер, не подтверждены доказательствами.

В соответствии с частью 5 статьи 80.2 ЛК РФ оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Как пояснил представитель заявителя, для подтверждения достоверности указанных в заявке ООО «Арагон» сведений конкурсная комиссия была обязана привлечь экспертов для осуществления экспертной оценки.

Однако, согласно части 5 статьи 80.2 ЛК РФ привлечение экспертов является правом, а не обязанностью конкурсной комиссии. Реализация данного права подразумевает наличие у конкурсной комиссии, помимо прочего, объективных оснований для сомнений в достоверности содержания заявки участника, которых при проведении настоящих торгов у конкурсной комиссии не возникло. При этом заявитель, обращая внимание на наличие таких оснований, не подкрепляет свою позицию соответствующими доказательствами.

Заявитель указывает, что конкурсная комиссия департамента неправомерно не включила в содержание протокола заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 07.07.2022 № 4 информацию о лесоперерабатывающем оборудовании участников конкурса, о законных основаниях его владения, выпускаемой данным оборудованием продукции из древесины, ее стоимости, документах, на основании которых планируется увеличение численности работников, документах, содержащих сведения об общей численности действующих работников, а также о документах, на основании которых рассчитана численность работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Согласно части 7 статьи 80.2 ЛК РФ решение о победителе конкурса принимается в день заседания конкурсной комиссии и оформляется протоколом о результатах конкурса, который подписывается членами конкурсной комиссии, а также утверждается председателем конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии, которые не согласны с решением, вправе изложить в письменной форме особое мнение.

Вместе с тем, законодательством не предусмотрены требования к содержанию протокола о результатах конкурса. Отсутствие в протоколе сведений, на которые указывает заявитель, само по себе не свидетельствует о ненадлежащей оценке конкурсной комиссией заявок участников торгов в соответствии с установленными критериями оценивания.

Кроме того, Комиссией установлена необходимость передачи материалов в уполномоченный отдел Ярославского УФАС России для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Технофлекс» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254), при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 100422/1009292/04) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 18.07.2022 № 5495/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

А. С. Шушкова

     

Члены Комиссии

 

А. М. Давыдова

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны