Предупреждение б/н Выдано предупреждение от 17 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации Воскресенского

сельского поселения Любимского

МР Ярославской области

152495, Ярославская область,

Любимский район, деревня Гузыцино,

Центральная улица, 37

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-08/4-21

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«17» марта 2021 года г. Ярославль

Ярославским УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями в пункте 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения сельского поселения (подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Названные полномочия органов местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с Законом о погребении относится, в том числе создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности (часть 1 статьи 29).

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом, при создании специализированной службы по вопросам похоронного дела и определении порядка её деятельности орган местного самоуправлению должен учитывать следующее.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

Кроме того, с учётом положений части 1 статьи 29 Закона о погребении антимонопольный орган отмечает, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 13.10.2020 № 307-ЭС20-14417.

Наделение функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуального предпринимателя может повлечь ограничение конкуренции посредством создания для такого субъекта гарантированного рынка сбыта ритуальных услуг, что является нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации Воскресенского сельского поселения Ярославской области от 01.02.2018 № 6 «Об организации похоронного дела и содержании мест захоронения на территории Воскресенского сельского поселения», утверждено положение об организации похоронного дела и содержания мест захоронения на территории Воскресенского сельского поселения (далее Положение № 6).

Абзацем 2 пункта 1.2, пунктами 1.3, 1.9 и 2.2.1 Положения № 6 предусмотрена возможность оказания ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня услуг по погребению любым хозяйствующим субъектом, что может привести к ограничению конкуренции и содержит признаки нарушения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также антимонопольный орган отмечает следующее.

Возможность создания органом местного самоуправления Воскресенского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке ритуальных услуг, подтверждается пунктом 2.5 Положения № 6, согласно которому специализированная служба вправе оказывать любые дополнительные ритуальные услуги.

При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо учитывать следующее.

Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. То есть, административно-распорядительные полномочия Законом о погребении возложены на органы местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования, утверждённого и введенного в действие приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 746-ст по прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон..

В связи с тем, что организация похоронного дела является вопросом местного значения, органы местного самоуправления вправе в целях решения вопросов местного значения создавать муниципальные предприятия и учреждения и участвовать в хозяйственных обществах (статья 17 Закона № 131-ФЗ).

Наделение хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями в данной сфере по выделению земельного участка для захоронения, формированию, ведению и хранению книг учёта захоронений, выдаче регистрационного знака для установки может привести к ограничению конкуренции и нарушить запрет, установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Положение № 6 содержит нормы, которые посредством возложения административно-распорядительных полномочий на специализированную службу по вопросам похоронного дела, предполагаемую к созданию органом местного самоуправления в качестве хозяйствующего субъекта, могут привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг и содержат признаки нарушения предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1. Специализированная служба или администрация Воскресенского сельского поселения Ярославской области обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге (пункт 2.3);

2. Предоставление специализированной службой по вопросам похоронного дела участка для погребения (подпункт «б» пункта 2.4);

3. Специализированная служба по вопросам похоронного дела оказывает услугу по подготовке регистрационного знака (подпункт «в» пункт 2.4).

Таким образом, бездействие администрации Воскресенского сельского поселения Любимского МР Ярославской области, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразилось в следующем:

- не внесение изменений в пункт 2.3 и подпункты «б» и «в» пункта 2.4 Положения № 6, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая может быть создана органами местного самоуправления в качестве хозяйствующего субъекта на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями, что содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

- не внесение изменений в абзац 2 пункта 1.2, пункты 1.3, 1.9 и 2.2.1 Положения № 6, предусматривающие возможность оказания ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня услуг по погребению любым хозяйствующим субъектом, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает администрацию Воскресенского сельского поселения о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, в том числе, внести изменения в правила организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Воскресенского сельского поселения, а именно: исключить из абзаца 2 пункта 1.2, пунктов 1.3, 1.9 и 2.2.1 Положения № 6 указание на возможность предоставления ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня услуг по погребению любыми хозяйствующими субъектами, исключить из пункта 2.3 и подпунктов «б» и «в» пункта 2.4 указание на возможность осуществления административно-распорядительных полномочий специализированной службой по вопросам похоронного дела или исключить пункт 2.5 Положения № 6, наделяющий специализированную службу по вопросам похоронного дела правом на осуществление ритуальных услуг, не входящих в гарантированный перечень услуг по погребению.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее 30 апреля 2021 года.

О выполнении предупреждения надлежит сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Также антимонопольный орган рекомендует исключить из пункта 4.9 Положения № 6 следующее положение «На территории кладбища запрещается оставлять запасы строительных материалов без согласования со специализированной службой», так как в соответствии с Законом о погребении и пунктом 1.4 Положения № 6 общественные кладбища находятся в ведении администрации Воскресенского сельского поселения.

Руководитель управления И.Г. Паутов

Исп.: Бубнов А.М.

тел.: 8 (4852) 72-92-88

Связанные организации

Связанные организации не указаны