Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушения при ... от 30 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  Организатор -                                                                                 

                                                                        департамент имущественных и

                                                                        земельных отношений ЯО 

 

  e-maildizo@yarregion.ru

 

  Заявитель –                                                                         

                                                                        ООО «Торф-Альтернатива» 

 

  e-mail: Ddenger77@gmail.com   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 076/10/18.1-1236/2020

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.12.2020                                    г. Ярославль                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме 30.12.2020            

 

 

Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора, порядка осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,

с участием:

от организатора торгов – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее – также Заказчик, Департамент) – <…> (по доверенностям),

от заявителя – ООО «Торф-Альтернатива» (далее – Заявитель, Общество) – <…>  (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 14433 от 17.12.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214,
ОГРН 1027600691469), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 14433 от 17.12.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, при проведении аукциона  на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2 Дертниковского - I месторождения, площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее пос. Петровское, между д.д. Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района Ярославской области
(изв. № 291020/0123657/01).

 Обжалуемые действия (бездействие) — отказ в допуске заявки
ООО «Торф-Альтернатива» к участию в аукционе.

Организатор торгов не признал нарушений, представил на заседание Комиссии письменные пояснения по существу доводов, изложенных в жалобе, и заявку Заявителя, поданную на участие в аукционе, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 18.12.2020 № 14048/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Как указано в пункте 2 статьи 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 13.1 закона РФ от 21.02.1992 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона Ярославской области от 09.06.2009 № 30-з «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования» право пользования участками недр местного значения, а также участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов на территории Ярославской области может быть приобретено на основании решения уполномоченного органа, принятого по результатам аукциона в случаях, установленных федеральным законодательством.

Так, согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 28.10.2020 № 172 «О проведении аукциона № 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2 Дертниковского – 1 месторождения» (далее – Приказ № 172) принято решение о проведении аукциона.

Таким образом, торги, проводимые департаментом, в виде аукциона № 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2 Дертниковского – 1 месторождения» принято решение о проведении аукциона (291020/0123657/01), являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года     № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного жалоба ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 14433 от 17.12.2020) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

29.10.2020 в 11 часов 33 минуты Департаментом размещено извещение
№ 291020/0123657/01 о проведении аукциона № 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2
Дертниковского – 1 месторождения»
на сайте https://torgi.gov.ru/index.html (далее - официальный сайт торгов). 

Протоколом от 07.12.2020 № 2-10/20 (далее – Протокол) аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе ООО «Торф-Альтенатива» в связи с непредставлением последним подтверждения наличия денежных средств, а также отсутствием в составе заявки документов, подтверждающих возможность выполнения лабораторных испытаний песчано-гравийных пород. 

ООО «Торф-Альтернатива» с основаниями отклонения, указанными в Протоколе, не согласно. Также Общество полагает, что Департаментом в нарушение действующего законодательства не размещены в открытом доступе приказ от 06.07.2020 № 102, которым утверждён перечень участков недр местного значения на территории Ярославской области, а также график проведения аукционов.

Комиссия Ярославского УФАС России, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон и изучив иные сведения, приходит к следующим выводам.  

Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2020 № 148-п (далее также Порядок и условия проведения аукциона № 148-п).

На основании данного постановления № 148-п Департаментом принят Приказ № 172, которым утверждены условия проведения аукциона № 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2 Дертниковского – 1 месторождения, площадью 43 га (далее Условия аукциона № 10/20).

Согласно пункту 9.1.6 Условий аукциона № 10/20 для участия в аукционе на право пользования участком недр претендент представляет сведения о финансовых возможностях претендента, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:

- копии бухгалтерских балансов претендента (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, или за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

- копия аудиторского заключения по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности претендента за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами претендент подлежит обязательному аудиту;

- справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам претендента в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки;

- копии договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1.6 Порядка и условий проведения аукциона № 148-п.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка и условий проведения аукциона
№ 148-п
аукционная комиссия осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок с целью проверки финансовых и технических возможностей претендента, а также соответствия поданных заявок Порядку.

Пунктом 7.2 Порядка и условий проведения аукциона
№ 148-п установлено, что решение об отказе в приеме заявки аукционная комиссия принимает при наличии оснований, указанных в разделе 5 Порядка. При отсутствии оснований для отказа в приеме заявки аукционная комиссия принимает решение о ее приеме.

Согласно разделу 5 Порядка и условий проведения аукциона № 148-п основанием для отказа в приеме заявки является, в том числе: невозможность представления претендентом доказательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Аналогичные основания для отказа в приеме заявки, закреплённые в разделе 5 Порядка и условий проведения аукциона № 148-п, указаны в статье 14 Закона о недрах.

Как пояснил Заказчик, на основе анализа представленных документов аукционная комиссия должна оценить способность претендентов в будущем эффективно и безопасно проводить работы на передаваемом участке недр.

В своих письменных пояснениях Заказчик указал, что из анализа бухгалтерской отчетности за 2019 год, представленной Обществом в составе заявки, усматривается следующее: четыре показателя из четырех, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, рассчитанных в соответствии с общепринятыми Методиками расчетов финансово-экономических показателей,  ниже нормативных значений, так коэффициент текущей ликвидности (норматив > 1) составляет 0,85, абсолютная ликвидность – 0,18 (при нормативе > 0,2),  коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами –  - 0,18 (при нормативе не менее 0,1), коэффициент автономии -  0,11 (при нормативе > 0,50), что негативно характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации.

В составе заявки имеется справка об обороте по счёту
№ 40702810761030000098 за период с 20.10.2020 по 19.11.2020, согласно которой оборот средств по кредиту составил 5 995 000,00 рублей, оборот средств по дебиту составил 5 985 208,13 рублей, исходящий остаток на счёте по состоянию на 19.11.2020 составил 56 275,07 рублей и справка
об обороте по счёту
№ 40702810761030000098 за период с 01.10.2020 по 30.10.2020, согласно которой оборот средств по кредиту составил 125 000,00 рублей, оборот средств по дебиту
составил 124 167,80 рублей, исходящий остаток на счёте по состоянию на 30.10.2020 составил 35 283,20 рублей.

Комиссия соглашается с позицией Заказчика о том, что из представленной справки по счёту невозможно установить принадлежность данных денежных средств. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2013 по делу № А58-6318/2012.

Более того, как это следует пункта 9.1.6 Условий аукциона № 10/20, претендент должен был приложить к заявке справку из банковского учреждения о движении денежных средств по счету, а не справку об обороте по счёту

Комиссия полагает, что денежные средства, отражённые на остатке по счёту, в виду их явной недостаточности для выполнения обязанностей победителя аукциона не могут служить доказательством того, что ООО «Торф-Альтернатива» обладает необходимыми финансовыми средствами  для исполнения своих обязательств в качестве победителя рассматриваемого аукциона.

Таким образом, участник аукциона, предоставляя в составе заявки сведения о своих собственных денежных средствах, в случае явной их недостаточности, вправе предоставить договоры займа, в том числе договоры кредита, подтверждающие наличие необходимых финансовых средств или возможность их получения в будущем. 

Таких документов в составе заявки не представлено. Более того, Общество в справке, приложенной к заявке, указало об отсутствии намерения заключать договор займа.

В отношении непредставления Обществом в составе заявки документов, подтверждающих возможность выполнения лабораторных испытаний песчано-гравийных пород, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 5.26 Условий аукциона № 10/20 качественные показатели полезных ископаемых необходимо определять в специализированной лаборатории, имеющей аттестационное свидетельство на право ведения таких работ. Результаты лабораторных определений необходимо заносить в специальный регистрационный журнал.

При этом предметом аукциона является право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи песчано-гравийных пород.

 Предметом договора, представленного в составе заявки Обществом, от 18.11.2020 № 18-11/2020, заключённого между Заявителем и ООО «ДорСтройЭксперт», являются лабораторные испытания по торфу и сапропелю, которые не относятся к песчано-гравийной породе полезных ископаемых.

Таким образом, представленный в составе заявки ООО «Торф-Альтернатива» договор не соответствует требованиям, предъявляемым к составу заявки.

Довод Заявителя о неразмещении Департаментом в открытом доступе приказа от 06.07.2020 № 102, которым утвержден перечень участков недр местного значения на территории Ярославской области, а также графика проведения аукционов, комиссией оставлен без рассмотрения, так как Заявитель не смог обосновать каким образом бездействие Департамента нарушает его права и законные интересы. Довод о том, что заявитель не имел информации о дате проведения аукциона, Комиссией отклоняется, так как вся необходимая информация указана в объявлении, размещённом 29.10.2020 на официальном сайте https://torgi.gov.ru/index.html (срок окончания подачи заявок 23.11.2020), что подтверждается подачей заявки ООО «Торф-Альтернатива» на участие в рассматриваемом аукционе.

Более того, Комиссией установлено, что Приказ № 102 размещён на официальном сайте Департамента https://www.yarregion.ru/depts/dugi/Pages/nedra/nedra.aspx 09.07.2020, а график проведения аукционов на право пользования участками недр является внутренним документом Департамента, у которого в соответствии с действующим законодательством отсутствует обязанность по его опубликованию.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Торф-Альтернатива» правомерно отказано в участие в аукционе. 

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 14433 от 17.12.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, при проведении аукциона  на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке № 2 Дертниковского - I месторождения, площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее пос. Петровское, между д.д. Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района Ярославской области (изв. № 291020/0123657/01), необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 18.12.2020 вх. № 14048/06-07.     

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                  Е.В. Гудкевич   

                                               

 

Члены Комиссии                                                                                              С.А. Шарутина

 

 

А.М

Связанные организации

Связанные организации не указаны