Решение №7030/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

АО «Ярославское АТП»

e-mail: atp@yaratp.ru

<...>

Заявитель

ООО «Простые Решения»

e-mail: rai@ivue.ru

Электронная торговая площадка

OOO «РТС-тендер»

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1041/2021

22 октября 2021 года                                                                                                              г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 27.10.2021 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от АО «Ярославское АТП» - <...>, <...> (по доверенностям) (до перерыва),

в отсутствие ООО «Простые Решения», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Простые Решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП» (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Простые Решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП», при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (Извещение – 32110700602).

Обжалуемые действия (бездействие): неразмещение заказчиком разъяснений положений закупочной документации, формирование закупочной документации с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На заседании Комиссии 20.10.2021 представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 19.10.2021 № 6884/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

На заседании Комиссии 20.10.2021 был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 22.10.2021 для получения дополнительных доказательств.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

05.10.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru АО «Ярославское АТП» размещено извещение № 32110700602 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (далее – запрос котировок).

Техническое задание на поставку и монтаж систем видеонаблюдения на пассажирском транспорте (автобусах) (далее – техническое задание) является разделом 7 закупочной документации.

Заявитель в жалобе обращает внимание на следующее нарушение Закона о закупках:

«12.10.2021 со стороны заявителя заказчику был направлен запрос разъяснений положений документации о запросе котировок № 408478.

14.10.2021 заказчик направил заявителю ответ на рассматриваемый запрос, однако настоящие разъяснения не были размещены в единой информационной системе (далее – ЕИС)».

Комиссией установлено, что заказчик опубликовал разъяснения положений документации на электронной торговой площадке «РТС-тендер» (далее – ЭТП, ЭП) 14.10.2021, что подтверждается скриншотами, представленными АО «Ярославское АТП», а также ответом ООО «РТС-тендер» (вх. № 10638 от 22.10.2021).

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.

Таким образом, заказчику надлежало разместить разъяснения положений документации в ЕИС в срок до 17.10.2021 включительно.

Согласно пункту 7.11 регламента работы электронной площадки
«РТС-тендер» для корпоративных закупок на ЭП предусмотрена интеграция с ЕИС по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/ в соответствии с законодательством Российской Федерации и регламентными документами ЕИС при размещении организатором закупки и/или заказчиком извещения о закупке, документации о закупке, внесении изменений в извещение о закупке и/или документацию о закупке, разъяснения положений закупочной документации, извещения об отмене закупки, протоколов, сформированных организатором закупки и/или Заказчиком при проведении закупки, информации о заключенном договоре, информации о расторжении договора, заключенного на ЭП, также иной информации, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации и положением о закупках.

В письменных пояснениях ООО «РТС-тендер», направленных в адрес Ярославского УФАС (вх. № 10638 от 22.10.2021), оператор торговой площадки указал, что для публикации разъяснений положений закупочной документации в ЕИС необходимо нажать кнопку «Опубликовать в ЕИС» на сайте площадки https://www.rts-tender.ru. Заказчиком настоящие разъяснения были направлены в ЕИС 21.10.2021.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что заказчик разместил в ЕИС разъяснения положений закупочной документации в ответ на запрос заявителя с нарушением установленного для этого трехдневного срока. Данный факт свидетельствует о нарушении части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Также заявитель обращает внимание на то, что в пункте 1 раздела 6 «Спецификация комплекта оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ требующегося для оснащения системой видеонаблюдения одного транспортного средства (автобуса)» технического задания (далее – спецификация) среди технических характеристик транспортного видеорегистратора заказчик указывает на наличие у данного оборудования видеовходов - 4/6/8CH 1080P / 720P AHD / аналоговый / композитный видеовход, авиационный разъем, 1.0Vp-p, 75Ω, при этом не конкретизируя в закупочной документации значение символа «/» в характеристике «4/6/8CH» («и», «или», «и» и «или»).

Заказчик в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 1180 от 20.10.2021), отмечает, что в спецификации предусмотрено приобретение видеорегистратора, обеспечивающего работу 8 каналов одновременно (одновременно на экране возможен просмотр 8 каналов) с возможностью переключения на шестиканальный и четырехканальный режимы по выбору пользователя.

Таким образом, перечисление нескольких значений через символ «/» (4/6/8CH) является общепринятым указанием характеристик оборудования и обозначает возможность работы данного оборудования в нескольких режимах.

Комиссией установлено, что закупочная документация не раскрывает значение рассматриваемого символа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом информационной открытости закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Довод заказчика является несостоятельным, так как на практике символ «/» часто употребляется в значении «или», что также нашло подтверждение в процессе изучения заявок участников закупки.

Так, участник закупки ООО «ЭРТЕЛ» в заявке на участие в запросе котировок указал следующие характеристики предлагаемого к поставке транспортного видеорегистратора: видеовходы – 4CH 1080P / 720P AHD / аналоговый / композитный видеовход, авиационный разъем, 1.0Vp-p, 75Ω. Настоящий видеорегистратор может поддерживать работу только 4 каналов одновременно.

Таким образом, при отсутствии в закупочной документации положений относительно применения символа «/» заказчик создал ситуацию неоднозначного толкования значения рассматриваемого символа, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В пункте 1 спецификации заказчик указывает следующие требования к хранению данных видеорегистратора: поддержка до 2х2Tб 2,5-дюймового жесткого диска и 256Гб SD-карта памяти. В пункте 2 спецификации оборудование «Накопитель жесткий диск 2Тб» требуется в количестве 1 штука (на каждый комплект оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте). В данном случае, по мнению заявителя, наблюдается противоречие между количеством жестких дисков, которое должен поддерживать видеорегистратор в соответствии с техническим заданием (2 штуки), с количеством жестких дисков, закупаемых для каждого комплекта (1 штука).

Заказчик отметил, что по техническому заданию в комплект входит 1 жесткий диск (2Тб), что не исключает возможность к поставке устройств, которые могут поддерживать как 1, так и 2 жестких диска.

Комиссия пришла к выводу об отсутствии противоречия между рассматриваемыми пунктами документации.

Так, в пункте 1 спецификации указано, что видеорегистратор должен поддерживать до 2 жестких дисков, тогда как в пункте 2, конкретизирующем необходимое к поставке количество жестких дисков, говорится об 1 жестком диске на каждый комплект оборудования (для каждого заявленного транспортного средства в количестве 40 штук).

Таким образом, из содержания технического задания в целом следует, что для каждого видеорегистратора достаточно одного жесткого диска.

В пункте 4 спецификации для транспортного монитора устанавливаются, в частности, следующие технические требования: разрешение (по ширине х по высоте) - 800×480, 800×600, 1024×768, 1280×1024, 1920×1080 RGB.

По мнению заявителя, разрешение 1920×1080 является избыточным для монитора с требуемым размером диагонали не менее 7 дюймов, тогда как для стандартных транспортных мониторов устанавливается разрешение 800×480, 800×600. С учетом вышеизложенного заявитель полагает, что заказчиком не указано конкретное разрешение монитора, что ведет к невозможности исполнения технического задания.

Как отмечает заказчик, довод заявителя о том, что разрешения 800×480 и 800×600 являются стандартными для транспортного монитора, не подтверждается какими-либо доказательствами, а указанные в пункте 4 спецификации разрешения, в том числе 1920×1080, необходимы заказчику для качественного отображения изображения при возможном восьмиканальном режиме работы устройства.

В соответствии с пунктом 5 спецификации в состав оборудования также входит микрофон, питание которого обеспечивается по отдельному кабелю. Данное требование к микрофону, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки, учитывая тот факт, что обеспечить запись звука в полном объеме может встроенный в видеокамеру микрофон.

В письменных пояснениях (вх. № 10476 от 18.10.2021) заказчик отмечает, что предъявленное в пункте 5 спецификации требование обусловлено тем, что камера видеонаблюдения расположена в противоположном от места водителя углу кабины.

Видеокамеры со встроенным микрофоном не всегда могут обеспечить качественную запись и передачу чистого звука, так как встроенный микрофон обладает широким диапазоном направленности и записывает не только человеческую речь, но и прочие звуки вокруг.

Отдельный микрофон, подключаемый к оборудованию через разъем, обеспечивает качественную запись звука благодаря высокому уровню чувствительности, непосредственной близости к водителю, минимальному для подобных электросхем уровню шумов.

Таким образом, для более качественного и насыщенного звука без искажений и помех, связанных с посторонними шумами, в целях обеспечения безопасности на пассажирском транспорте заказчиком было принято решение использовать внешние микрофоны, которые подключаются к оборудованию через разъем.

В пункте 9 спецификации в рамках деятельности по монтажу, подключению и настройке оборудования требуется обеспечить техническое сопровождение в течение 6 месяцев с момента сдачи системы в эксплуатацию, а также осуществлять выезды по гарантийным случаям на объект заказчика в течение 2 часов с момента поступления заявки.

Заявитель указывает на то, что данное требование создает преимущество отдельным участникам закупки по территориальному признаку.

Заказчик утверждает, что установленное пунктом 9 требование обусловлено условиями эксплуатации транспортных средств, не предусматривающими длительного простоя для ожидания ремонта оборудования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением, в том числе условия, согласно которому описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Таким образом, заказчик устанавливает требования к закупаемому оборудованию, его техническому обслуживанию в соответствии со своими потребностями, руководствуясь вышеуказанным принципом, что свидетельствует об отсутствии нарушения Закона о закупках.

Кроме того, Комиссией установлено, что заявки на участие в закупке подали участники из разных регионов, что свидетельствует об отсутствии в закупочной документации ограничения конкуренции по территориальному признаку.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Простые решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП» (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295), при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (Извещение – 32110700602) обоснованной.

2. Признать АО «Ярославское АТП» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4, часть 11 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать АО «Ярославское АТП» предписание о внесении изменений в закупочную документацию с учетом изложенных в настоящем решении нарушений. Продлить срок подачи заявок на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Рассмотреть заявки с учетом изложенных

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. Д. Солодяшкина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны