Решение №7030/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 27 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик –
АО «Ярославское АТП»
e-mail: atp@yaratp.ru
<...>
Заявитель –
ООО «Простые Решения»
e-mail: rai@ivue.ru
Электронная торговая площадка –
OOO «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
(для сведения)
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-1041/2021
22 октября 2021 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 27.10.2021 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов А. О.
с участием:
от АО «Ярославское АТП» - <...>, <...> (по доверенностям) (до перерыва),
в отсутствие ООО «Простые Решения», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Простые Решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП» (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Простые Решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП», при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (Извещение – 32110700602).
Обжалуемые действия (бездействие): неразмещение заказчиком разъяснений положений закупочной документации, формирование закупочной документации с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На заседании Комиссии 20.10.2021 представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 19.10.2021 № 6884/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.
На заседании Комиссии 20.10.2021 был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 22.10.2021 для получения дополнительных доказательств.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено следующее.
05.10.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru АО «Ярославское АТП» размещено извещение № 32110700602 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (далее – запрос котировок).
Техническое задание на поставку и монтаж систем видеонаблюдения на пассажирском транспорте (автобусах) (далее – техническое задание) является разделом 7 закупочной документации.
Заявитель в жалобе обращает внимание на следующее нарушение Закона о закупках:
«12.10.2021 со стороны заявителя заказчику был направлен запрос разъяснений положений документации о запросе котировок № 408478.
14.10.2021 заказчик направил заявителю ответ на рассматриваемый запрос, однако настоящие разъяснения не были размещены в единой информационной системе (далее – ЕИС)».
Комиссией установлено, что заказчик опубликовал разъяснения положений документации на электронной торговой площадке «РТС-тендер» (далее – ЭТП, ЭП) 14.10.2021, что подтверждается скриншотами, представленными АО «Ярославское АТП», а также ответом ООО «РТС-тендер» (вх. № 10638 от 22.10.2021).
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
Таким образом, заказчику надлежало разместить разъяснения положений документации в ЕИС в срок до 17.10.2021 включительно.
Согласно пункту 7.11 регламента работы электронной площадки
«РТС-тендер» для корпоративных закупок на ЭП предусмотрена интеграция с ЕИС по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/ в соответствии с законодательством Российской Федерации и регламентными документами ЕИС при размещении организатором закупки и/или заказчиком извещения о закупке, документации о закупке, внесении изменений в извещение о закупке и/или документацию о закупке, разъяснения положений закупочной документации, извещения об отмене закупки, протоколов, сформированных организатором закупки и/или Заказчиком при проведении закупки, информации о заключенном договоре, информации о расторжении договора, заключенного на ЭП, также иной информации, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации и положением о закупках.
В письменных пояснениях ООО «РТС-тендер», направленных в адрес Ярославского УФАС (вх. № 10638 от 22.10.2021), оператор торговой площадки указал, что для публикации разъяснений положений закупочной документации в ЕИС необходимо нажать кнопку «Опубликовать в ЕИС» на сайте площадки https://www.rts-tender.ru. Заказчиком настоящие разъяснения были направлены в ЕИС 21.10.2021.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что заказчик разместил в ЕИС разъяснения положений закупочной документации в ответ на запрос заявителя с нарушением установленного для этого трехдневного срока. Данный факт свидетельствует о нарушении части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Также заявитель обращает внимание на то, что в пункте 1 раздела 6 «Спецификация комплекта оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ требующегося для оснащения системой видеонаблюдения одного транспортного средства (автобуса)» технического задания (далее – спецификация) среди технических характеристик транспортного видеорегистратора заказчик указывает на наличие у данного оборудования видеовходов - 4/6/8CH 1080P / 720P AHD / аналоговый / композитный видеовход, авиационный разъем, 1.0Vp-p, 75Ω, при этом не конкретизируя в закупочной документации значение символа «/» в характеристике «4/6/8CH» («и», «или», «и» и «или»).
Заказчик в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 1180 от 20.10.2021), отмечает, что в спецификации предусмотрено приобретение видеорегистратора, обеспечивающего работу 8 каналов одновременно (одновременно на экране возможен просмотр 8 каналов) с возможностью переключения на шестиканальный и четырехканальный режимы по выбору пользователя.
Таким образом, перечисление нескольких значений через символ «/» (4/6/8CH) является общепринятым указанием характеристик оборудования и обозначает возможность работы данного оборудования в нескольких режимах.
Комиссией установлено, что закупочная документация не раскрывает значение рассматриваемого символа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом информационной открытости закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Довод заказчика является несостоятельным, так как на практике символ «/» часто употребляется в значении «или», что также нашло подтверждение в процессе изучения заявок участников закупки.
Так, участник закупки ООО «ЭРТЕЛ» в заявке на участие в запросе котировок указал следующие характеристики предлагаемого к поставке транспортного видеорегистратора: видеовходы – 4CH 1080P / 720P AHD / аналоговый / композитный видеовход, авиационный разъем, 1.0Vp-p, 75Ω. Настоящий видеорегистратор может поддерживать работу только 4 каналов одновременно.
Таким образом, при отсутствии в закупочной документации положений относительно применения символа «/» заказчик создал ситуацию неоднозначного толкования значения рассматриваемого символа, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В пункте 1 спецификации заказчик указывает следующие требования к хранению данных видеорегистратора: поддержка до 2х2Tб 2,5-дюймового жесткого диска и 256Гб SD-карта памяти. В пункте 2 спецификации оборудование «Накопитель жесткий диск 2Тб» требуется в количестве 1 штука (на каждый комплект оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте). В данном случае, по мнению заявителя, наблюдается противоречие между количеством жестких дисков, которое должен поддерживать видеорегистратор в соответствии с техническим заданием (2 штуки), с количеством жестких дисков, закупаемых для каждого комплекта (1 штука).
Заказчик отметил, что по техническому заданию в комплект входит 1 жесткий диск (2Тб), что не исключает возможность к поставке устройств, которые могут поддерживать как 1, так и 2 жестких диска.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии противоречия между рассматриваемыми пунктами документации.
Так, в пункте 1 спецификации указано, что видеорегистратор должен поддерживать до 2 жестких дисков, тогда как в пункте 2, конкретизирующем необходимое к поставке количество жестких дисков, говорится об 1 жестком диске на каждый комплект оборудования (для каждого заявленного транспортного средства в количестве 40 штук).
Таким образом, из содержания технического задания в целом следует, что для каждого видеорегистратора достаточно одного жесткого диска.
В пункте 4 спецификации для транспортного монитора устанавливаются, в частности, следующие технические требования: разрешение (по ширине х по высоте) - 800×480, 800×600, 1024×768, 1280×1024, 1920×1080 RGB.
По мнению заявителя, разрешение 1920×1080 является избыточным для монитора с требуемым размером диагонали не менее 7 дюймов, тогда как для стандартных транспортных мониторов устанавливается разрешение 800×480, 800×600. С учетом вышеизложенного заявитель полагает, что заказчиком не указано конкретное разрешение монитора, что ведет к невозможности исполнения технического задания.
Как отмечает заказчик, довод заявителя о том, что разрешения 800×480 и 800×600 являются стандартными для транспортного монитора, не подтверждается какими-либо доказательствами, а указанные в пункте 4 спецификации разрешения, в том числе 1920×1080, необходимы заказчику для качественного отображения изображения при возможном восьмиканальном режиме работы устройства.
В соответствии с пунктом 5 спецификации в состав оборудования также входит микрофон, питание которого обеспечивается по отдельному кабелю. Данное требование к микрофону, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки, учитывая тот факт, что обеспечить запись звука в полном объеме может встроенный в видеокамеру микрофон.
В письменных пояснениях (вх. № 10476 от 18.10.2021) заказчик отмечает, что предъявленное в пункте 5 спецификации требование обусловлено тем, что камера видеонаблюдения расположена в противоположном от места водителя углу кабины.
Видеокамеры со встроенным микрофоном не всегда могут обеспечить качественную запись и передачу чистого звука, так как встроенный микрофон обладает широким диапазоном направленности и записывает не только человеческую речь, но и прочие звуки вокруг.
Отдельный микрофон, подключаемый к оборудованию через разъем, обеспечивает качественную запись звука благодаря высокому уровню чувствительности, непосредственной близости к водителю, минимальному для подобных электросхем уровню шумов.
Таким образом, для более качественного и насыщенного звука без искажений и помех, связанных с посторонними шумами, в целях обеспечения безопасности на пассажирском транспорте заказчиком было принято решение использовать внешние микрофоны, которые подключаются к оборудованию через разъем.
В пункте 9 спецификации в рамках деятельности по монтажу, подключению и настройке оборудования требуется обеспечить техническое сопровождение в течение 6 месяцев с момента сдачи системы в эксплуатацию, а также осуществлять выезды по гарантийным случаям на объект заказчика в течение 2 часов с момента поступления заявки.
Заявитель указывает на то, что данное требование создает преимущество отдельным участникам закупки по территориальному признаку.
Заказчик утверждает, что установленное пунктом 9 требование обусловлено условиями эксплуатации транспортных средств, не предусматривающими длительного простоя для ожидания ремонта оборудования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением, в том числе условия, согласно которому описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Таким образом, заказчик устанавливает требования к закупаемому оборудованию, его техническому обслуживанию в соответствии со своими потребностями, руководствуясь вышеуказанным принципом, что свидетельствует об отсутствии нарушения Закона о закупках.
Кроме того, Комиссией установлено, что заявки на участие в закупке подали участники из разных регионов, что свидетельствует об отсутствии в закупочной документации ограничения конкуренции по территориальному признаку.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Простые решения» (вх. № 10496 от 19.10.2021) на действия (бездействие) заказчика – АО «Ярославское АТП» (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295), при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования систем видеонаблюдения в пассажирском транспорте (автобусах) (Извещение – 32110700602) обоснованной.
2. Признать АО «Ярославское АТП» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4, часть 11 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать АО «Ярославское АТП» предписание о внесении изменений в закупочную документацию с учетом изложенных в настоящем решении нарушений. Продлить срок подачи заявок на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Рассмотреть заявки с учетом изложенных
Председатель Комиссии |
Е. В. Гудкевич |
|
Члены Комиссии |
С. Д. Солодяшкина |
|
А. О. Артамонов |