Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-03/46-10 в отношении ОАО... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/46-10 о нарушении
антимонопольного законодательства
 
8 октября 2010 года                                                                                г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 22 октября 2010)
 
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/46-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело № 03-03/46-10 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Сатурн» (далее – ОАО «НПО «Сатурн»), расположенным по адресу: 152903, г. Рыбинск, пр.Ленина, д.163, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
у с т а н о в и л а:
 
При рассмотрении Ярославским УФАС России заявления Ассоциации Ярославских страховщиков (вх. № 7354 от 18.12.2009) о заключении    ОАО «НПО «Сатурн» договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (полисы серии ВВВ № 0144981953, ВВВ № 0144981954 от 24.07.2009 года) с ОСАО «РЕСО-Гарантия» (Ярославским филиалом) без проведения открытого конкурса выявлено нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
ОАО «НПО «Сатурн» нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции при заключении договоров страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств не признало. В обоснование своей позиции общество привело следующие доводы.
По мнению ОАО «НПО «Сатурн», общество не является субъектом естественной монополии в сфере передачи тепловой энергии, поскольку как энергоснабжающая организация, обладающая правом собственности на тепловую энергию, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а продает ее потребителю (письмо № 210/013-191 от 11.05.2010).
Представитель ОАО «НПО «Сатурн» на заседании Комиссии пояснил, что общество поставляет тепловую энергию по договорам купли-продажи. Продажу тепловой энергии потребителю общество осуществляют на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, поэтому транспортировка тепловой энергии из котельной до границы балансовой принадлежности сетей входит в технологический процесс поставки тепловой энергии, а не является отдельной услугой по передаче тепловой энергии. Исходя из этого, общество не осуществляет передачу тепловой энергии и поэтому не является субъектом естественной монополии, следовательно, на него не возложена обязанность заключать договоры на оказание финансовых услуг путем проведения процедуры открытого конкурса, действия общества не регламентируются частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При выборе страховой организации для заключения договоров ОСАГО ОАО «НПО «Сатурн» проводило мониторинг рейтинга надежности страховых компаний. Выбор был сделан в пользу ОСАО «РЕСО-Гарантия» как одного из надежных страховщиков (рейтинг надежности А++), занявшего в 2008 году 4-е место в списке крупнейших страховых компаний (письмо от 12.02.2010 вх. № 811)
 
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:
 
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе к ним отнесены услуги по передаче тепловой энергии.
        ОАО «НПО «Сатурн», осуществляя поставку тепловой энергии потребителям по договорам купли-продажи от границы балансовой принадлежности тепловых сетей, но до точки поставки общество транспортирует (передает) тепловую энергию по  тепловым сетям, которые имеют большую протяженность по территории объединения с учетом  занимаемых производственных площадей. Тепловые сети требуют дополнительных затрат на их ремонт и содержание в надлежащем состоянии.
Постановлением Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов от 09.12.2009 № ППр-208-ТЭ установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО «НПО «Сатурн» г. Рыбинска.
Из письма Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (исх. № 01-07/3023 от 19.08.2010) следует, что при расчете тарифа на 2009 год на тепловую энергию, вырабатываемую ОАО «НПО «Сатурн», в составе необходимой валовой выручки департаментом были учтены затраты цеха №14, обслуживающего инженерные сети, в части расходов на техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей всего в сумме 5 942 042 руб., в том числе, отнесено на тепловую энергию 4 995 345 руб.
Таким образом, в стоимость тарифа на тепловую энергию включены затраты и на ремонт и содержание тепловых сетей, без чего передача тепловой энергии по тепловым сетям невозможна. Передача тепловой энергии по своим тепловым сетям ОАО «НПО «Сатурн»  относится к естественно-монопольному виду деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхования ответственности.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями указанного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Из системного толкования статей 1 и 18 Закона о защите конкуренции следует, что возложение на субъектов естественных монополий обязанности по отбору финансовых организаций для оказания услуг по страхованию введено законодателем именно в целях защиты конкуренции.
Таким образом, действия ОАО «НПО «Сатурн» по заключению   договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства серии ВВВ № 0144981953, ВВВ № 0144981954 от 24.07.2009 года с Ярославским филиалом ОСАО «РЕСО-Гарантия» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона являются нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Срок действия указанных договоров обязательного страхования истек 24.07.2010 года.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
 
р е ш и л а :
 
1. Признать Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сатурн» нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».
3. Выдать ОАО «НПО «Сатурн» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении проведения открытого конкурса с целью отбора финансовой организации.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
 
по делу № 03-03/46-10
 
8 октября 2010 года                                                                                   г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 22 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/46-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
         руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 8 октября 2010 г. по делу № 03-03/46-10 о нарушении Открытым акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Сатурн» (далее – ОАО «НПО «Сатурн»), расположенным по адресу: 152903, г.Рыбинск, пр.Ленина, 163, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
п р е д п и с ы в а е т:
 
Открытому акционерному обществу «Научно-производственное объединение «Сатурн»   совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:
– осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг по страхованию ответственности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд;
– предварительно информировать антимонопольный орган о намерении проведения открытого конкурса (аукциона) с целью отбора финансовой организации для оказания услуг по страхованию ответственности в течении двух лет с момента выдачи предписания.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны