Решение №6702/05-02 Решение от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Паритет»

 

127018, г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1, этаж 3, офис 3

e-mail: paricom@yandex.ru

 

Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Рыбинская центральная районная поликлиника»

 

152907, Ярославская обл., г. Рыбинск,

ул. Солнечная, д.41

e-mail: rybcrp@mail.ru

 

Департамент государственного заказа Ярославской области

 

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

e-mail: dgz@yarregion.ru

 

Акционерное общество «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

e-mail: help@tektorg.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-1270/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года                                 г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Паритет» (далее также – ООО «Паритет», заявитель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

заказчик, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Рыбинская центральная районная поликлиника» (далее также – ГУЗ ЯО «Рыбинская ЦРБ», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

оператор электронной площадки, акционерное общество «ТЭК-Торг», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Паритет» на действия заказчика, ГУЗ ЯО «Рыбинская ЦРБ», и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001921002956) (далее – аукцион, электронный аукцион, аукцион в электронной форме, закупка) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Паритет» на действия заказчика, ГУЗ ЯО «Рыбинская ЦРБ», и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение                                                        № 0171200001921002956).

Заявитель полагает, что извещение и документация о рассматриваемом аукционе в электронной форме утверждены заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. заказчиком и уполномоченным органом не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

2. заказчиком и уполномоченным органом описание объекта закупки сформировано под продукцию компании Philips.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа – незаконными, выдать последним обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 22.11.2021 размещено извещение № 0171200001921002956 вместе с аукционной документацией о проведении аукциона  в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Начальная (максимальная) цена контракта 4 883 949,32 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Довод жалобы № 1 признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным в соответствии со следующими фактическими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Исходя из части 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) и утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 5 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Таким образом, в случае закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, заказчик обязан в закупочной  документации установить ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 либо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в связи с тем, что в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Вместе с тем, порядок получения такого разрешения до сих пор не разработан, в связи с чем, письмами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.09.2021 № 83198/11 «О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878»,  01.10.2021 г. № ПГ-11-9743 «О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878» разъяснено, что заказчикам необходимо осуществлять закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с установлением в документации о закупке требований по национальному режиму в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая вышеизложенное, если закупаемый товар включен в Перечень радиоэлектронной продукции заказчик и уполномоченный органа в закупочной документации (извещении и документации об электронном аукционе) обязаны установить ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878.

Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) отнесен заказчиком и уполномоченным органом к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.60 «Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях».

В качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком и уполномоченным органом установлен код: 26.60.12.132-00000033 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (является медицинским изделием)», который основан на коде ОКПД2: 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования».

Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в Перечень радиоэлектронной продукции включен код ОКПД2: 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования».

Таким образом, закупаемый заказчиком товар (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) включен в Перечень радиоэлектронной продукции, соответственно, закупочная документация (извещение и документация об электронном аукционе) должна содержать информацию об ограничении на допуск радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что закупочная документация (извещение и документация об электронном аукционе) не содержит информации об ограничении на допуск радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, что является нарушением части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Указанные выше действия заказчика и уполномоченного органа содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Второй довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: «в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Из изложенных норм следует, что в зависимости от потребностей заказчика заказчик и уполномоченный органа в закупочной документации должны установить требования к поставляемому товару с учетом специфики деятельности заказчика, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик и уполномоченный орган вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик и уполномоченный орган вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика и уполномоченного органа обосновывать эти потребности при установлении требований к поставляемому товару.

Объектом закупки является поставка медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия

Учитывая изложенное, участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке оборудования, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

В данном случае имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.

Заявитель не обосновывал тот факт, что требования, включенные в закупочную документацию, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников.

Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что установленным требованиям закупочной документации соответствует товар только одного производителя (Philips), доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в аукционе.

Кроме того, подтверждением отсутствия ограничений количества участников закупки в действиях заказчика и уполномоченного органа при описании объекта закупки являются следующие обстоятельства:

- получение заказчиком и уполномоченным органом при обосновании начальной (максимальной) цены контракта четырех коммерческих предложений от потенциальных участников закупки;

- наличие подтверждения того, что требованиям, установленным в закупочной документации в отношении закупаемого товара, соответствует следующий товар -система ультразвуковая диагностическая Arietta S70 c принадлежностями производства «Хитачи, Лтд», Япония (письмо исх. № 1281 от 02.12.2021 общества с ограниченной ответственностью «ИПС» - генерального дистрибьютора медицинского оборудования Hitachi в России). Таким образом, как минимум товары двух производителей (Philips, Hitachi) соответствуют требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что описание объекта закупки сформировано под продукцию компании Philips не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящей жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общество с ограниченной ответственностью «Паритет»                   (ИНН: 7603002667, ОГРН: 1027600789435) на действия заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Рыбинская центральная районная поликлиника» (ИНН: 7610015530, ОГРН: 1027601112120), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334,                  ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001921002956), обоснованной в части нарушения заказчиком и  уполномоченным органом части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Рыбинская центральная районная поликлиника» (ИНН: 7610015530,                       ОГРН: 1027601112120), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушившими часть 3 статьи 14, пункт 10 статьи 42, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области «Рыбинская центральная районная поликлиника»                                      (ИНН: 7610015530, ОГРН: 1027601112120), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334,                                                  ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны