Решение №292/04-01 291/04-01 РЕШЕНИЕ и Предписание по делу № 04-01/137-14 от 29 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

19.01.2015 № 291/04-01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КПК «Семейный капитал»

проспект Обуховской обороны,

д. 116, корпус 1, литер Е,

г. Санкт-Петербург, 192012

 

Ярославский филиал

КПК «Семейный капитал»

ул. Свободы, д. 52/39,

г. Ярославль, 150014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/137-14

 

«25» декабря 2014 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии: начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., главный специалист-эксперт Правдина С. Н., специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

рассмотрев дело № 04-01/137-14, возбужденное по обращению физического лица о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг, предоставляемых Кредитным потребительским кооперативом «Семейный капитал», в присутствии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, — Кредитного потребительского кооператива «Семейный Капитал», директора Ярославского филиала Кредитного потребительского кооператива «Семейный Капитал» <......> (по доверенности <......>),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение физического лица (вх. № 12235 от 10.10.2014) о размещении в газете «Бесплатно. Город» № 39 (84) от 06.10.2014 на странице 2 рекламы финансовых услуг кредитного потребительского кооператива «Семейный капитал» с нарушением требований статей 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», ФЗ «О рекламе», Закон).

Установлено, что в газете «Бесплатно. Город» № 39 (84) от 06.10.2014 на странице 2 размещена статья «Мы не настолько богаты, чтобы жить в кредит!» о Кредитном потребительском кооперативе «Семейный капитал» и предоставляемых им доходных программах, в том числе доходной программе «Рента». В отношении доходной программы «Рента» в статье содержится следующая информация: ««Рента» - еще одна из доходных программ КПК «Семейный капитал»...По условиям программы «Рента» первоначальный взнос может быть небольшим — от 500 рублей. Договор заключается на срок 3, 6, 9, 12 месяцев. Проценты по этой доходной программе можно получать каждый месяц. Кроме того, вы имеете возможность делать самостоятельную капитализацию - снимать в конце месяца начисленные проценты и причислять их к договору. Давайте для примера посчитаем. Предположим, вы мечтаете приобрести новый телевизор стоимостью 15000 рублей, но, к сожалению, не можете позволить себе такую покупку с ежемесячного заработка или пенсии. Заключив договор по доходной программе «Рента» на 9 месяцев, вы делаете первоначальный взнос в размере 5000 рублей. Далее ежемесячно пополняете договор на 1000 рублей. Таким образом, на момент окончания срока действия договора вы получаете на руки примерно 14149 рублей. Что немаловажно, в случае необходимости пайщик может расторгнуть договор по доходным программам «Рента» и … досрочно в любой момент. Но при этом проценты будут пересчитаны по ставке рефинансирования Банка России. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8,25 %. Все риски застрахованы в ЗАО «СК «Авеста» и в ОАО «СО «Якорь» на сумму до 800000 рублей... Адрес Ярославского филиала КПК «Семейный капитал»: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 52/39. Тел. (4852) 28-16-00. Только для членов КПК «Семейный капитал». ОГРН 111784704913».

Дело № 04-01/137-14 возбуждено в отношении Кредитного потребительского кооператива «Семейный капитал» (далее — КПК «Семейный капитал», Кредитный потребительский кооператив, Кооператив) по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в рекламе доходной программы «Рента» Кредитного потребительского кооператива «Семейный капитал» наряду с указанными условиями по программе (сумма первоначального взноса, срок действия договора, возможность пополнения, ежемесячная выплата процентов, возможность досрочного расторжения договора), не указаны такие условия, как процентная ставка и размер дополнительного взноса, которые являются существенными условиями доходной программы, и отсутствие которых в рекламе вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно суммы дохода по программе.

КПК «Семейный капитал», привлеченный к участию в деле, в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, в письме от 24.12.2014 № 12 пояснил, что рекламная статья «Мы не настолько богаты, чтобы жить в кредит!» была опубликована только в газете «Бесплатно. Город» в номере 39 (84) от 06.10.2014. В статье была допущена техническая ошибка - пропущен размер процентной ставки и размер дополнительного взноса. Информация о порядке и условиях привлечения денежных средств членов Кооператива отражена в Положении о порядке и условиях привлечения денежных средств членов КПК «Семейный капитал», которое находится в свободном доступе для ознакомления как для претендентов в члены Кооператива, так и для членов Кооператива в Ярославском филиале КПК «Семейный капитал», а также на интернет-сайте Кооператива по адресу: http://magazin-geneg.ru. На рассмотрение дела представитель КПК «Семейный капитал» директор Ярославского филиала Кооператива <......> признала вменяемые нарушения Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Ярославского филиала КПК «Семейный капитал», Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, размещенная в газете «Бесплатно. Город» в номере 39 (84) от 06.10.2014 (тираж 100 000 экземпляров) адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к Кредитному потребительскому кооперативу «Семейный капитал», предоставляемой им доходной программе «Рента», связанной с привлечением денежных средств, формирование интереса к ним и на продвижение их на рынке, следовательно, является рекламой в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — ФЗ «О защите конкуренции») определено, что финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. В силу пункта 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» кредитный потребительский кооператив, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, является финансовой организацией. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива. Таким образом, осуществление деятельности кредитного потребительского кооператива по привлечению денежных средств относится к деятельности по оказанию финансовой услуги в понятии, определенном ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе доходной программы «Рента» КПК «Семейный капитал» наряду с указанными условиями по программе (сумма первоначального взноса, срок действия договора, возможность пополнения, ежемесячная выплата процентов, возможность досрочного расторжения договора), не указаны такие условия, как процентная ставка и размер дополнительного взноса. Процентная ставка и размер дополнительного взноса являются существенными условиями доходной программы, которые напрямую влияют на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся программой лица. В связи с отсутствием в рассматриваемой рекламе таких условий как процентная ставка и размер дополнительного взноса вводятся в заблуждение потребители рекламы относительно суммы дохода по доходной программе и лишаются возможности принять правильное для себя решение при выборе финансовой услуги.

Таким образом, реклама финансовых услуг, предоставляемых КПК «Семейный капитал», размещенная в газете «Бесплатно. Город» № 39 (84) от 06.10.2014 на странице 2, а именно: ««Рента» - еще одна из доходных программ КПК «Семейный капитал»...По условиям программы «Рента» первоначальный взнос может быть небольшим — от 500 рублей. Договор заключается на срок 3, 6, 9, 12 месяцев. Проценты по этой доходной программе можно получать каждый месяц. Кроме того, вы имеете возможность делать самостоятельную капитализацию - снимать в конце месяца начисленные проценты и причислять их к договору. Давайте для примера посчитаем. Предположим, вы мечтаете приобрести новый телевизор стоимостью 15000 рублей, но, к сожалению, не можете позволить себе такую покупку с ежемесячного заработка или пенсии. Заключив договор по доходной программе «Рента» на 9 месяцев, вы делаете первоначальный взнос в размере 5000 рублей. Далее ежемесячно пополняете договор на 1000 рублей. Таким образом, на момент окончания срока действия договора вы получаете на руки примерно 14149 рублей. Что немаловажно, в случае необходимости пайщик может расторгнуть договор по доходным программам «Рента» и … досрочно в любой момент. Но при этом проценты будут пересчитаны по ставке рефинансирования Банка России. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8,25 %. Все риски застрахованы в ЗАО «СК «Авеста» и в ОАО «СО «Якорь» на сумму до 800000 рублей... Адрес Ярославского филиала КПК «Семейный капитал»: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 52/39. Тел. (4852) 28-16-00. Только для членов КПК «Семейный капитал». ОГРН 111784704913», распространялась с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона несет рекламодатель.

Рассматриваемая реклама размещена на основании договора № 106 от 01.07.2014 на предоставление рекламно-информационных услуг, заключенного между АНО «Редакция областной газеты «Город» (Исполнитель) и КПК «Семейный капитал» в лице Ярославского филиала (Заказчик), спецификации № 5 от 01.10.2014. Размещение рекламы оплачено Заказчиком (платежное поручение № 513 от 03.10.2014). Размещение рекламы (модуль 1/2 полосы в газете «Бесплатно. Город» 06.10.2014) принято Заказчиком по акту № 470 от 06.10.2014 без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг. Главный редактор АНО «Редакция областной газеты «Город» письменно пояснил, что макет был согласован с рекламодателем в ходе переписки по электронной почте. Макет предоставлен.

Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы финансовых услуг является КПК «Семейный капитал».

Ответственность рекламодателя за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг содержания: ««Рента» - еще одна из доходных программ КПК «Семейный капитал»...По условиям программы «Рента» первоначальный взнос может быть небольшим — от 500 рублей. Договор заключается на срок 3, 6, 9, 12 месяцев. Проценты по этой доходной программе можно получать каждый месяц. Кроме того, вы имеете возможность делать самостоятельную капитализацию - снимать в конце месяца начисленные проценты и причислять их к договору. Давайте для примера посчитаем. Предположим, вы мечтаете приобрести новый телевизор стоимостью 15000 рублей, но, к сожалению, не можете позволить себе такую покупку с ежемесячного заработка или пенсии. Заключив договор по доходной программе «Рента» на 9 месяцев, вы делаете первоначальный взнос в размере 5000 рублей. Далее ежемесячно пополняете договор на 1000 рублей. Таким образом, на момент окончания срока действия договора вы получаете на руки примерно 14149 рублей. Что немаловажно, в случае необходимости пайщик может расторгнуть договор по доходным программам «Рента» и … досрочно в любой момент. Но при этом проценты будут пересчитаны по ставке рефинансирования Банка России. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8,25 %. Все риски застрахованы в ЗАО «СК «Авеста» и в ОАО «СО «Якорь» на сумму до 800000 рублей... Адрес Ярославского филиала КПК «Семейный капитал»: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 52/39. Тел. (4852) 28-16-00. Только для членов КПК «Семейный капитал». ОГРН 111784704913», размещенную в газете «Бесплатно. Город» № 39 (84) от 06.10.2014 на странице 2, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать КПК «Семейный капитал» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «19» января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии: Л.Ю. Бай-Бородина

 

С.Н. Правдина

 

С.Д. Солодяшкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.01.2015 № 292/04-01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КПК «Семейный капитал»

проспект Обуховской обороны,

д. 116, корпус 1, литер Е,

г. Санкт-Петербург, 192012

 

Ярославский филиал

КПК «Семейный капитал»

ул. Свободы, д. 52/39,

г. Ярославль, 150014

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-01/137-14

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«25» декабря 2014 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии: начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., главный специалист-эксперт Правдина С. Н., специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

на основании своего решения от 25 декабря 2014 года по делу № 04-01/137-14 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, предоставляемых КПК «Семейный капитал», размещенной в газете «Бесплатно. Город» № 39 (84) от 06.10.2014 на странице 2, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Кредитному потребительскому кооперативу «Семейный капитал», место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, д. 116, корпус 1, литер Е, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

- прекратить распространение рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

- прекратить распространение рекламы финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

2. Кредитному потребительскому кооперативу «Семейный капитал», место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, д. 116, корпус 1, литер Е, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 февраля 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


 

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии: Л.Ю. Бай-Бородина

 

С.Н. Правдина

 

С.Д. Солодяшкина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны