Решение б/н Решение от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент транспорта

Ярославской области

150000, Ярославль,

Чайковского ул., д. 42а

ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС»

400078, Волгоград, им. Ленина пр-т,

д. 69а, офис 11

АО ЯО «Ярославское АТП»

150062, Ярославль,

Авиаторов пр-т, д. 153

ИП

УМВД России по Ярославской области

150000, г. Ярославль, Республиканская ул., д. 23

ГБУ «Яроблтранском»

150023, г. Ярославль, Московский пр-т,
д. 80А

ТОТКГАДН по Ярославской области Восточного МУГАДН ЦФО

150049, г. Ярославль, Лисицына ул.,

д. 6А

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/01/16-333/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2020 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 29 декабря 2020 года.

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Гудкевич Е.В., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Лысов И.Д., рассмотрев дело № 076/01/16-333/2020, возбужденное в отношении департамента транспорта Ярославской области (150000, Ярославская область, город Ярославль, улица Чайковского, дом 42а ИНН 7604059433) и ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» (400078, Волгоградская область, г. Волгоград, им. Ленина пр-т, д. 69а, офис 11, ИНН 3442065948), по признакам нарушения 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии:

от департамента транспорта Ярославской области (далее также Департамент) -
и. о. руководителя – . (по доверенностям),

от ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» (далее также Общество) - Крылова И.В., Хайко В.М.,  (по доверенностям),

от ТОТГАДН по Ярославской области Восточного МУГАДН ЦФО –  (по доверенности),

с участием 

УСТАНОВИЛА:

настоящее дело возбуждено на основании поступивших в Ярославское УФАС России заявлений перевозчиков АО «Ярославское автотранспортное предприятие»
(вх. № 359 от 17.01.2020, вх. № 1213 от 05.02.2020) и ИП Журавлёва М.В. (вх. № 790 от 27.01.2020) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в согласованных действиях департамента транспорта Ярославской области и ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» по изменению после проведения конкурса основных характеристик межмуниципальных маршрутов 107, 111, 112, 116 и 141, в незаконной выдаче Департаментом перевозчику ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов, а также в принятии и использовании их перевозчиком при осуществлении предпринимательской деятельности.

Изучив фактические обстоятельства дела, Комиссия установила следующее.

В июле 2019 года на официальном сайте департамента транспорта Ярославской области https://www.yarregion.ru/depts/dt/tmppages/konkurs.aspx опубликовано извещение и конкурсная документация на проведение закупки в виде открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области, в том числе: № 107 «Ярославль АВ - Карачиха (через Сабельницы и Ивняки)» (лот № 1), № 111 «Ярославль (ул. Спартаковская) - Федоровское» (лот № 2), № 141 «КДП «Заволжье» - Игнатовское кладбище» (лот № 3).

Конкурсная документация содержит следующую информацию о данных маршрутах:

Порядковый номер маршрута

регулярных перевозок

Наименование маршрута регулярных перевозок

Наименования

промежуточных

остановочных пунктов

по маршруту регулярных

перевозок

Наименования улиц, автодорог,

по которым предполагается

движение транспортных средств

между остановочными пунктами

по маршруту регулярных перевозок

Протяжённость маршрута регулярных перевозок, км

Вид Классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого класса

Дата начала

осуществления

регулярных перевозок

2

3

4

5

6

7

8

107

Ярославль АВ - Карачиха (через Сабельницы и Ивняки)

Магазин "Кристал", 33 магазин, Химзавод "Луч", Сады "Южные", Ивняки, Сабельницы, Зверинцы, Ивановский перевоз, Чурилково

прямой путь следования: г. Ярославль (Силикатное шоссе, Московский пр-т, ул. Гагарина), Юго-западная окружная дорога г. Ярославля, ул. Гудованцева, ул. Декабристов, Ивняки (ул. Центральная), Юго-западная окружная дорога г. Ярославля, Карачиха (ул. Школьная);
обратный путь следования:Карачиха (ул. Школьная), Юго-западная окружная дорога г. Ярославля, а/д Ярославль - Сабельницы, Юго-западная окружная дорога г. Ярославля, г. Ярославль (ул. Гудованцева, ул. Декабристов), Ивняки (ул. Центральная), г. Ярославль (ул. Декабристов, ул. Гудованцева), Юго-западная окружная дорога г. Ярославля, г. Ярославль (ул. Гагарина, Московский пр-т, Силикатное шоссе)

прямой путь следования -15,0; обратный путь следования: без заезда в Сабельницы - 17,4; с заездом в Сабельницы - 25,9

автобус

МК - 1 ед.

31.08.2019

111

Ярославль (ул. Спартаковская) - Федоровское

-

прямой путь следования: г. Ярославль (ул. Спартаковская, ул. Колышкина), а/д Ярославль - Рыбинск;
обратный путь следования: а/д Ярославль - Рыбинск, г. Ярославль (ул. Колышкина, ул. Спартаковская)

11,0

автобус

СК - 1 ед.

31.08.2019

141

КДП "Заволжье" - Игнатовское кладбище

-

прямой путь следования: г. Ярославль (пр-т Авиаторов), а/д Ярославль - Любим; обратный путь следования: а/д Ярославль - Любим, г. Ярославль (пр-т Авиаторов)

3,5

автобус

СК - 1 ед.

31.08.2019

Согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 09.08.2019 по каждому из рассматриваемых лотов подано по одной заявке.

Как указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе, по каждому лоту подана заявка ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС». Заявки Общества допущены конкурсной комиссией по всем лотам конкурса.

В это же время на официальном сайте департамента транспорта Ярославской области https://www.yarregion.ru/depts/dt/tmppages/konkurs.aspx опубликовано извещение и конкурсная документация на проведение закупки в виде открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области № 112 «КДП «Заволжье» - ЖК «Зелёный квартал» (лот № 1), № 116 «ЖК «Зелёный квартал» - ЯШЗ» (лот № 2).

Конкурсная документация содержит следующие сведения о маршрутах № 112 и № 116:

Порядковый номер маршрута

регулярных перевозок

Наименование маршрута регулярных перевозок

Наименования

промежуточных

остановочных пунктов

по маршруту регулярных

перевозок

Наименования улиц, автодорог,

по которым предполагается

движение транспортных средств

между остановочными пунктами

по маршруту регулярных перевозок

Протяжённость

маршрута регулярных перевозок,

км

Вид

и классы транспортных средств,

максимальное количество транспортных средств каждого класса

Дата начала

осуществления

регулярных перевозок

2

3

4

5

6

9

13

112

КДП "Заволжье" - ЖК "Зеленый квартал"

Кинотеатр «Аврора»,

Ул. Саукова,

Ул. Папанина,

Школа № 48,

Ул. Сахарова,

Хутор,

Сабанеевская,

ЯЗДА,

Машприбор,

Ул. 1-я Шоссейная

прямой путь следования: г. Ярославль (пр-т Авиаторов, пр-т Машиностроителей, ул. Шандорная, ул. 1-ая Шоссейная), а/д Ляпино-Прусово, уличная дорожная сеть ЖК "Зеленый квартал"; обратный путь следования: уличная дорожная сеть ЖК "Зеленый квартал", а/д Ляпино - Прусово, г. Ярославль (ул. 1-я Шоссейная,

ул. Шандорная, пр-т Машиностроителей, пр-т Авиаторов)

10,1

автобус

МК - 1 ед.

не позднее 01.08.2019

116

ЖК "Зелёный квартал" - ЯШЗ

Ул. 1-я Шоссейная,

Ул. Шоссейная, Университетский городок,

Медсанчасть, ЯЗДА,

8-й переулок, Школа № 46, Школа №50,

Ул. Дачная, Красный Маяк, Гостиница «Турист»,

Ул. Советская

прямой путь следования: уличная дорожная сеть ЖК "Зеленый квартал", а/д Ляпино-Прусово, г. Ярославль (ул. 1-ая Шоссейная, ул. Маяковского, пр-т Авиаторов, ул. Дачная, ул. Урочская, Октябрьская площадь, ул. Республиканская, пр-т Ленина, ул. Советская); обратный путь следования: г. Ярославль (ул. Советская, пр-т Ленина, ул. Республиканская, Октябрьская пл., ул. Урочская, ул. Дачная, пр-т Авиаторов, ул. Маяковского, ул. 1-я Шоссейная), а/д Ляпино - Прусово, уличная дорожная сеть ЖК "Зеленый квартал"

12,0

автобус

МК - 1 ед.

не позднее 01.08.2019

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 08.07.2019 по каждому из двух лотов подано по одной заявке
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС», которые допущены к участию в конкурсе протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 11.07.2019.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России от 05.02.2020
исх. № 1196/06-04 о предоставлении Департаментом заявок
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» по указанным выше конкурсам, департамент транспорта Ярославской области указал (исх. № 17-01397/20 от 27.03.2020), что оригиналы всех документов по итогам конкурса переданы на хранение сотруднику, уволившемуся в октябре 2019 года. В ноябре 2019 года произошла смена руководства: директор Департамента Галеева Е.В. уволилась, на должность директора заступил Бойко А.Р. В связи с данными обстоятельствами установить место нахождения заявок ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» по названным двум конкурсам не представляется возможным.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о перевозках пять свидетельств и десять маршрутных карт выданы ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС». Общество начало осуществлять перевозки с августа 2019 года.

Вместе с тем, после проведения конкурсных процедур по 5 новым межмуниципальным маршрутам и начала осуществления по ним перевозок
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» направило в адрес Департамента письмо
исх. № 34 от 16.09.2019 с предложением о следующих изменениях межмуниципальных маршрутов:

1. Маршрут № 111: предложено установление прямого транспортного сообщения от Фёдоровского кладбища с Дзержинским районом города Ярославля путём продления маршрута до ТРЦ «Альтаир» через Юбилейный мост, Тутаевское шоссе и улицу Бабича;

2. Маршрут № 107: установить следующую трассу – Ростов (Декабристов, Луначарского) – М-8 (новое направление) – Ярославль (Московский проспект) до остановки Автовокзал с минимальным количеством остановок в городской черте Ярославля в целях уменьшения времени движения;

3. Маршрут № 141: предложено продлить маршрут по проспектам Авиаторов, Ленина, Октября и Ленинградскому до улицы Волгоградской.

Приказом департамента транспорта Ярославской области от 03.10.2019
№ 90 схема движения межмуниципальных маршрутов № 107,
№ 111, № 141 изменена таким образом, что протяжённость данных межмуниципальных маршрутов существенно увеличилась, что привело к увеличению количества транспортных средств, обслуживающих маршруты, изменению части остановочных пунктов и пути следования.

Ниже приведена сравнительная характеристика межмуниципальных маршрутов № 107, № 111, № 112, № 116, № 141 до и после их изменения.

Характеристики маршрутов

До принятия приказа от 09.10.2019 № 90

После принятие приказа от 09.10.2019 № 90

107

111

141

107

111

141

Наименование

Ярославль АВ - Карачиха (через Сабельницы и Ивняки)

Ярославль (ул. Спартаковская) - Федоровское

КДП "Заволжье" - Игнатовское кладбище

Ярославль АВ – Ростов (ул. Добролюбова)

Федоровское – Ярославль (ТРК «Альтаир»)

Игнатово – Ярославль (15 МКР)

Наименование промежуточных остановочных пунктом

Магазин "Кристал", 33 магазин, Химзавод "Луч", Сады "Южные", Ивняки, Сабельницы, Зверинцы, Ивановский перевоз, Чурилково

отсутствует

отсутствует

Технический университет, Арена 2000, ул. Павлова, ул. Слепнёва (в обратном пути следования), Крестобогородская, Сабельницы, Щедрино, ЗАводоуправление (по требованию), 5-ая проходная НПЗ (по требованию), 4-ая проходная НПЗ (по требованию), Чернево, Шалаево, Голузиново, 226 км. Автодороги М-8 «Холмогоры», Макарово, Семибратово, Левково, Козлово, Новоселка, Меленки, поворот на Иваново, совхоз «Восход», МКР 1, ул. Луночарского, ул. Окружная, ул. Фрунзе, ул. Радищева, ул. Московская

Аргафенино, Ярославка, магазин № 55, хлебозавод № 4, Резинотехника, магазин «Орбита», Сортировочная, ул. Спартаковская, ул. Панфилова, Песочное, Толгоболь, ул. Железнадорожная села Толгоболь, Красный кустарь, Бутрево, Лесная поляна, Производственная компания «Ярославич», Куксенки (по требованию), Техуглерод, Парижская Коммуна, Сельхозакадемия, Областная детская клиническая больница, ул. Елены Колесовой, ул. Урицкого, Павловский парк (в области пути следования), Поликлиника № 5, Мостоотряд, Яблоневый пасад, Больница № 9, Тутаевское шоссе, ул. Брагинская, ул. Строителей, Ленинградский пр-т

Поворот на Игнатовское кладбище, Яовлевское, Гараж, пр-т Машиностроителей, ул. Красноборская, ул. Линейная (по требованию), школа № 50, ул. Дачная, Октябрьская площадь, ЦНТИ, ТЭЦ-1, Полимермаш, Торговый комплекс «Тандем», Завод Опытных машин, Лакокраска, Техуглерод, ТРЦ «РИО» (в обратном пути следования), Торговый центр «Омега», Трамвайное депо (по требованию), ул. Елены Колесовой, ул. Урицкого, ул. Пионерская, пр-т Дзержинский, ул. Панина, 6 МКР, ул. Волгоградская, 14 МКР, школа № 56

Протяжённость маршрута

прямой путь следования -15,0; обратный путь следования: без заезда в Сабельницы - 17,4; с заездом в Сабельницы - 25,9

11,0

3,5

Прямой путь следования 56,5 км., обратный пусть следования 56,5 км. (с заездом в Сабельницы 73,9 км)

Прямой путь следования 33,0 км., обратный путь следования 32, 4 км.

Прямой путь следования 20,2 км., обратный путь следования 20,1 км.

Максимальное количество ТС

автобус

МК - 1 ед.

автобус

СК - 1 ед.

автобус

СК - 1 ед.

6 единиц

7 единиц

7 единиц

Согласно пункту 2.6 приказа Департамента от 03.10.2019 № 90 датой начала осуществления перевозок по изменённым маршрутам является 01.01.2020.

При этом Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что в обоснование изменений, предложенных ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС», им указывается на поступившие в адрес общества обращения граждан, заинтересованных в данных изменениях в целях улучшения транспортного сообщения. Копии обращений граждан, а также какие-либо иные сведения и документы, обосновывающие необходимость внесения при обращении в Департамент обществом не представлены. При этом Департаментом при рассмотрении обращения ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» не предпринималось мер по проверке наличия указанных обращений и обоснованности изложенных в них доводов. Факт поступления от ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» обращения явился для Департамента достаточным основанием для изменения существующих маршрутов.

Письмом от 19.09.2019 № 270 Департаментом в адрес
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» направлено следующее предложение по изменению межмуниципальных маршрутов № 112 и № 116 и увеличению количества, обслуживающих их транспортных средств:

1. Маршрут № 112 (в прямом и обратном пути следования): улично-дорожная сеть ЖК «Зелёный квартал», а/д Ляпино - Прусово,
г. Ярославль (улица 1-ая Шоссейная, ул. Шандорная, пр-т Машиностроителей, пр-т Авиаторов, Северо-восточная окружная автомобильная дорога г. Ярославля, а/д 273 км. М-8 «Холмогоры», г. Ярославль (обход города Ярославля с мостом через реку Волгу, Ленинградский пр-т) с привлечением 12 автобусов малого класса;

2. Маршрут 116 (в прямом и обратном пути следования): улично-дорожная сеть ЖК «Зелёный квартал», а/д Ляпино – Прусово, г. Ярославль (1-ая Шоссейная ул., ул. Маяковского, пр-т Авиаторов, ул. Дачная, ул. Урочская, Октябрьская площадь, ул. Республиканская, ул. Советская, Красная площадь, ул. Ушинского, площадь Волкова, ул. Свободы, площадь Ярославль Главный с привлечением 9 автобусов малого класса.

В этом же письме департамент транспорта просит ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» до 24.09.2019 проинформировать его о результатах рассмотрения изменения межмуниципальных маршрутов № 112 и № 116.

Письмом от 23.09.2019 № 35 ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» согласовало предложенные Департаментом изменения межмуниципальных маршрутов № 112 и
№ 116 и увеличение количества транспортных средств, обслуживающих их.

Приказом Департамента от 30.09.2019 № 89 межмуниципальные маршруты № 112 и № 116 были изменены следующим образом:

Характеристики маршрутов

До принятия приказа от 30.09.2019 № 89

После принятия приказа от 30.09.2019 № 89

112

116

112

116

Наименование

КДП "Заволжье" - ЖК "Зеленый квартал"

ЖК "Зелёный квартал" - ЯШЗ

ЖК «Зелёный квартал» - Ярославль (15 МКР)

ЖК «Зелёный квартал» - Ярославль (Ярославль Главный АС)

Наименование промежуточных остановочных пунктом

Кинотеатр «Аврора»,

Ул. Саукова,

Ул. Папанина,

Школа № 48,

Ул. Сахарова,

Хутор,

Сабанеевская,

ЯЗДА,

Машприбор,

Ул. 1-я Шоссейная

Ул. 1-я Шоссейная,

Ул. Шоссейная, Университетский городок,

Медсанчасть, ЯЗДА,

8-й переулок, Школа № 46, Школа №50,

Ул. Дачная, Красный Маяк, Гостиница «Турист»,

Ул. Советская

Ул. 1-ая Шоссейная, Машприбор, ЯЗДА, Сабанеевская (по требованию), Хутор (по требованию), Сахарова, Школа № 48, Ул. Папанина, Ул. Сахарова, Кинотеатр «Аврора», Гараж, Яковлевское, СНТ «Юбилейный», Филиал автобазы (по требованию), Производственная компания «Ярославич», Куксенки (по требованию), ТРК «РИО» (в обратном пути следования), ТЦ «Омега», Трамвайное депо (по требованию), Ул. Елены Колесовой (в прямом пути следования), Ул. Урицкого, Ул. Пионерская, Пр-т Дзержинского, Ул. Панина, 6 МКР, Ул. Волгоградская, 14 МКР, Школа № 56

Ул. 1-ая Шоссейная, Ул. Шоссейная, Университетский городок, Медсанчасть, ЯЗДА, 8-й переулок, Школа № 46, Школа № 50, Ул. Дачная, Октябртская площадь, Красная площадь, Площадь Волкова, Знаменская башня (в прямом пути следования), площадь Юности, Площадь Труда, Пр-т Толбухина, ЖК «Династия», Полиграфкомбинат

Протяжённость маршрута

10,1

12,0

Прямой путь следования 28.2 км.

Обратный пусть следования 29,5 км.

Прямой путь следования 14,7 км.

Обратный пусть следования 14,6 км.

Максимальное количество ТС

автобус

МК - 1 ед.

автобус

МК - 1 ед.

11 единиц

9 единиц

Согласно пункту 2.6 приказа от 30.09.2020 № 89 датой начала осуществления перевозок по изменённым маршрутам является 01.01.2020.

Департамент письмом от 21.10.2019 № их. 17-02160/19 в адрес ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» указал, что по результатам рассмотрения обращений ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» об изменении межмуниципальных маршрутов № 107, № 111, № 112, № 116, № 141, им были изданы приказы от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019 № 90, которыми данные межмуниципальные маршруты были изменены. В этом же письме Департамент просил ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» разработать расписание движения автобусов по изменённым маршрутам.

В ответе (от 22.10.2019 № 43) на данное письмо ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» согласилось с датой начала перевозок по изменённым маршрутам.

После издания данных приказов свидетельства и карты маршрутов в количестве, соответствующем единицам транспортных средств, по межмуниципальным маршрутам № 107, № 111, № 112, № 116, № 141 за подписью Галеевой Е.В. выданы ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС».

Приказом Департамента от 15.11.2019 № 68-лс Галеева Е.В. уволена с должности директора департамента транспорта Ярославской области.

Приказом Департамента от 15.11.2019 № 605-рас Бойко А.Р. принят на должность директора Департамента.

Представители департамента транспорта Ярославской области указали, что данные приказы от 03.10.2019 № 90 и от 30.09.2020 № 89 были отменены приказом от 10.12.2019 № 111 в связи с их несоответствием Закону о перевозках.

Данные приказы не вступили в полную силу, однако на их основании были выданы свидетельства и карты маршрутов по изменённым маршрутам регулярных перевозок, в результате чего отмена приказов сама по себе не устранила результата согласованных действий Департамента и Общества.

Представители ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» и Галеева Е.В. относительно действий Департамента возражали, считают действие Департамента по принятию приказа от 10.12.2019 № 111 «О признании утратившими силу приказов департамента транспорта Ярославской области от 30.09.2019 № 89, от 03.10.2019 № 90» незаконным, как и бездействие Департамента по неисполнению отменных приказов, выразившееся в невнесении в реестр маршрутов новых сведений об изменённых межмуниципальных маршрутах № 107, № 111, № 112, № 116, № 141.

Комиссия антимонопольного органа, изучив материалы дела и заслушав позиции сторон, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно статье 1 Закона о перевозках данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона о перевозках межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 16 части 1 статьи 3 Закона о перевозках регулярные перевозки могут быть двух видов: по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам.

Как установлено Комиссией, межмуниципальные маршруты № 107, № 111,
№ 112, № 116, № 141 предполагают осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Закона о перевозках порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 21 марта 2016 года № 285-п утверждён порядок установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Ярославской области (далее - Порядок № 285-п).

Согласно пункту 1.2 Порядка № 285-п установление, изменение, отмена маршрутов осуществляются департаментом транспорта Ярославской области (далее - уполномоченный орган) путем принятия решения об установлении, изменении, отмене маршрута.

Пунктом 3.5 Порядка № 285-п установлено, что к изменению маршрута относится изменение пути следования транспортных средств по маршруту (улиц, автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств между начальным и конечным остановочными пунктами по маршруту).

Закон о перевозках не содержит определения маршрута регулярных перевозок. Вместе с тем, в части 2 статьи 3 Закона о перевозках указано, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).

Согласно пункту 9 статьи 2 Устава маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Таким образом, маршрут регулярных перевозок представляет собой отрезок, пространственно определённый начальной и конечной его точками, способ преодоления расстояния между которыми именуется путём следования, представляющего собой движение транспорта от начальной точки маршрута к конечной точке с преодолением промежуточных остановочных пунктов по улицам и автомобильным дорогам, установленным для конкретного маршрута.

Следовательно, процедура изменения маршрута регулярных перевозок не предполагает изменения начальной и конечной точки маршрута регулярных перевозок, ограничиваясь исключительно изменением пути следования между данными точками маршрута.

Закон о перевозках и Порядок 285-п не регламентируют процедуру изменения начальной и конечной точек маршрута регулярных перевозок.

Комиссия приходит к выводу, что изменение начальной и конечной точки маршрута регулярных перевозок возможно исключительно при установлении нового маршрута регулярных перевозок.

Следовательно, Департамент, изменив по предложению
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» своим приказом от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019
№ 90 начальную и конечную точку маршрутов № 107, № 111, № 112, № 116,
№ 141, совершил действия, направленные на фактическое установление новых маршрутов и передачу официальных документов – свидетельств и карт маршрутов, для осуществления перевозок, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о перевозках.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Закона о перевозках свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) в том числе, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Таким образом, свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов
№ 107, № 111, № 112, №116, №141 как фактически новых маршрутов должны быть выданы по результатам конкурса.

Также Комиссией установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о перевозках муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Таким образом, в отношении маршрутов регулярных перевозок Законом о перевозках закреплено правило, согласно которому маршрут считается установленным или изменённым с момента внесений соответствующий сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Тем самым фактически новых маршрутов № 107, № 111, № 112, № 116,
№ 141, образовавшихся в результате изменения начальной и (или) конечной точек маршрутов регулярных перевозок, юридически не существует в результате отмены приказом Департамента от 10.12.2019 № 111 приказов департамента транспорта Ярославской области от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019 № 90, на основании которых были незаконно выданы свидетельства и карты несуществующих маршрутов, так как сведения об изменении рассматриваемых маршрутов, включая сведения об изменении начальной и (или) конечной точек маршрута в реестр не вносились в связи с отменой приказов Департамента от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019 № 90.

Вместе с тем, не смотря на нарушение порядка выдачи свидетельств и карт фактически новых маршрутов, данные документы, являясь официальными правоустанавливающими документами, имеющими необходимые и установленные нормативными правовыми актами средства защиты, подтверждающие их подлинность, являются действительными и позволяют перевозчику осуществлять перевозки по фактически новым, но юридически несуществующим межмуниципальным маршрутам, что подтверждается решением арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2020 по делу № А82-10975/2020.

Представителем ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» указан довод о том, что изменение маршрутов осуществлено с соблюдением требования части 1.1 статьи 12 Закона о перевозках, согласно которой установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Указанный довод Комиссией отклоняется, так как данная норма направлена на исключение смешения муниципальных и межмуниципальных маршрутов, установление или изменение которых относится к компетенции разных органов власти (органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации), которые обязаны взаимодействовать между собой при совпадении двух и более остановочных пункта муниципального и межмуниципального маршрута.

Факт ограничения конкуренции также подтверждается заявлениями, поступившими в адрес Ярославского УФАС России от ИП Журавлёва М.В. (вх. № 790 от 27.01.2020) и АО «Ярославское автотранспортное предприятие» (вх.№ 359 от 17.01.2020 и вх. № 1213 от 05.02.2020), согласно которым данные перевозчики были лишены возможности принять участие в конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам, начальные и (или) конечные точки которых изменены Департаментом по результатам его и Общества согласованных действий таким образом, который значительно повысил рентабельность маршрута.

Как пояснили указанные выше перевозчики, их неучастие в конкурсах на данные межмуниципальные маршруты вызвано отсутствием доходности перевозок, какая образовалась при изменении маршрутов.

Более того, исходя из письменных пояснений АО «Ярославское автотранспортное предприятие», осуществление перевозок ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» по фактически новому маршруту № 107 на основании незаконно выданных Департаментом свидетельства и карт маршрута существенно снижает доход акционерного общества, получаемый при осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам № 501 «Переславль – Ярославль», № 233 «Ярославль – Ростов», № 524 «Борисоглебский – Ярославль», фактически дублирующихся указанным выше маршрутом № 107.

Анализ рынка, проведённый антимонопольным органом, демонстрирует высококонкурентную среду на рынке межмуниципальных перевозок, которую образуют в том числе следующие перевозчики: ИП Журавлёва М.В., АО «Ярославское автотранспортное предприятие», ООО «АВТОМИГ», ИП Сударкин О.Г., ИП Бажаков Д.А., ИП Беспалов А.Л., ИП Бирюков А.Б., ИП Лукин Г.Г., ИП Орлова С.П., ИП Риппа Ю.А., ИП Столбенко М.И., ООО «РусТранс», ООО «Экотранс», ООО «Ярлайн».

Комиссией по результатам рассмотрения дела установлены согласованные действия между департаментом транспорта Ярославской области и ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС», выразившиеся в переписке между данными лицами, направленной на изменение начальной и (или) конечной точек маршрутов № 107, № 111, № 112, № 116, № 141, недопускаемое Законом о перевозках и Порядком 285-п без установления нового маршрута регулярных перевозок, а также в издании Департаментом по результатам такой переписки приказов от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019 № 90, изменяющих начальные и конечные точки данных межмуниципальных маршрутов, в выдаче Департаментом ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» без проведения конкурентных процедур имеющих юридическую силу свидетельств и карт маршрутов, позволяющих Обществу осуществлять перевозки, принятых и используемых Обществом, что приводит к ограничению конкуренции на рынке межмуниципальных перевозок и нарушению запрета, установленного статьёй 16 Закона о защите конкуренции.

В рассмотренных действиях департамента транспорта Ярославской области усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 14.32 КоАП РФ, в действиях
ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» - части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.04.2020 № АЦ/37211/20 и приказом ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19 антимонопольным органом у ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» запрошен расчет выручки и прибыли, полученной обществом по результатам осуществления им с 01.01.2020 по 12.11.2020 перевозок по маршрутам № 107, № 111,
№ 112, № 116, № 141 на основании свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов, выданных департаментом транспорта Ярославской области в соответствии с приказами от 30.09.2019 № 89 и от 03.10.2019 № 90.

В ответ на вышеназванный запрос ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» представило документы и пояснения (исх. № б/н от 14.12.2020), согласно которым сумма извлеченного обществом дохода составила менее 50 000 000 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а :

1. Признать департамент транспорта Ярославской области (ИНН 7604059433, ОГРН 1027600698498) и ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» (ИНН 3442065948, ОГРН 1033400172816) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «ВОЛТАКС-ТРАНС» предписание о принятии мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить в арбитражный суд Ярославской области исковое заявление о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов по фактически новым маршрутам регулярных перевозок № 107, № 111,
№ 112, № 116, № 141.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

 

Члены Комиссии С.А. Шарутина

А.М. Бубнов

И.Л. Лысов

Связанные организации

Связанные организации не указаны