Решение б/н Решение № 076/10/18.1-1119/2024 от 24 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор торгов):

ООО «Газпром газораспределение Кострома»

<...>

 

Заявитель:

ООО «Политек Рус»

<...>

 

Оператор электронной площадки:

ООО «ЭТП ГПБ»

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

076/10/18.1-1119/2024

 

Резолютивная часть оглашена – 19 июля 2024 года

В полном объеме изготовлено – 24 июля 2024 года                                                       г. Ярославль

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (далее — Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России; Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Члены Комиссии:

<...>;

<...>,

 

при ведении аудиозаписи заседания, при участии: представителя от ООО «Газпром газораспределение Кострома» (далее - Заказчик, организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «Политек Рус» (далее – Заявитель), представителя от ООО «ЭТП ГПБ» (далее – Оператор электронной площадки) надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии, рассмотрев жалобу на действия закупочной комиссии заказчика (организатора торгов) при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры трубопроводной для нужд ООО «Газпром газораспределение Кострома» (извещение №32413740023), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

Согласно материалам дела, 25.06.2024 на официальном на сайте электронной торговой площадки Группы Газпромбанка (www.etpgpb.ru) размещено извещение № 32413740023 о проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры трубопроводной для нужд ООО «Газпром газораспределение Кострома».

Начальная (максимальная) цена договора: 16 063 759,62 рублей (в т.ч. НДС), 13 386 466,35 рублей (без НДС).

В адрес Ярославского межрегионального УФАС России от ООО «Политек Рус» поступила жалоба на действия закупочной комиссии заказчика (организатора торгов).

Согласно жалобе, закупочная комиссия заказчика признала заявку ООО «Политек Рус» (Участник 2) не соответствующей требованиям документации (п.22 «Методики и оценки Заявок – Предложение Эквивалента недопустимо в соответствии с «Приложением 2 – Техническая часть»). В технической части к закрытым маркетинговым исследованиям (Приложение 1) в разделе «Наименование предмета закупки» указано: «Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ», с сопровождением слова «или эквивалент», по остальным позициям отсутствует такое указание.

Принимая во внимание, что прописанные в технической части задвижки «Росгаз» изготавливает и реализует на всей территории РФ только одна компания ООО <...> <...>, то данный факт образует нарушение законодательства о закупках.

Заявитель считает, что при участии в данной закупке последний предложил аналогичное по характеристикам оборудование, в некоторой части с более высокими технологичными показателями и лучшими сроками службы.

На жалобу в материалы дела поступили возражения в письменной форме, в соответствии с которыми Заказчик не согласился с доводом жалобы и считает их необоснованными.

Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг установлены в статье 3 Закона о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В силу части 3.2 статьей 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с пунктом 5.2.2.1. Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Кострома», утвержденного Решением Совета директоров ООО «Газпром газораспределение Кострома» (Протокол № 1 от 12.07.2023) (далее – Положение о закупках) маркетинговые исследования (открытые или закрытые, с размещением или без размещения информации о маркетинговых исследованиях) являются неконкурентным способом закупки.

Пунктом 1.1.1. документации о Закрытых маркетинговых исследованиях Закрытые маркетинговые исследования в электронной форме № 98 на поставку арматуры трубопроводной (далее - Документация) установлено, что настоящие закрытые маркетинговые исследования в электронной форме (далее – Закрытые маркетинговые исследования, Закупка) являются неконкурентным способом закупки и проводятся в соответствии с разделом 14 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром в электронной форме.

Согласно пункту 14.4.1. Положения о закупках документация о маркетинговых исследованиях в электронной форме должна содержать, в том числе описание предмета маркетингового исследования в соответствии с установленными Заказчиком требованиями к товару (работе, услуге), который является предметом закупки (лота).

В соответствии с Приложением №2 Заказчиком установлена техническая часть к закрытым маркетинговым исследованиям в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора поставки арматуры трубопроводной для нужд ООО «Газпром газораспределение Кострома» в том числе определена допустимость поставки эквивалента:

 


п/п

Наименование предмета закупки

Допустимость эквивалента

1

Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ» 050.10.Р.ПЭ PN10 DN50

Да

2

Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ» 100.10.Р.ПЭ PN10 DN100

Нет

3

Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ» 150.10.Р.ПЭ PN10 DN150

Нет

4

Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ» 200.10.Р.ПЭ PN10 DN200

Нет

 

Согласно пункту 2.6.1. Документации претендент подает заявку на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях в электронной форме на ЭТП ГПБ в соответствии с Регламентом организации проведения закупочных процедур ПАО «Газпром» и компаний Группы Газпром на ЭТП ГПБ (АО), размещенном на официальном сайте ЭТП ГПБ (www.etpgpb.ru).

В соответствии с пунктами 3.3.1. - 3.3.3. Документации техническое предложение должно быть подготовлено в полном соответствии с условиями настоящей Документации и в соответствии с формой, установленной в настоящей Документации о Закрытых маркетинговых исследованиях – Техническое предложение (Форма 1.2). При подготовке Технического предложения (Форма 1.2) необходимо учитывать пояснения и комментарии к данной форме (п. 5.3). Требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара (работ, услуг); к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг), потребностям Заказчика представлены в Приложении 1 «Проект договора» и Приложении 2 «Техническая часть» к Документации о Закрытых маркетинговых исследованиях.

Согласно 2.9.3. Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях».

В соответствии с пунктом 22 раздела 1 Приложения 3 «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях» основанием для отклонения заявок является несоответствие технических характеристик товара предложенных Участником, требованиям Технического описания.

В силу пункта 2.9.9. Документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках, проведенной Организатором, Комиссия вправе отклонить заявки на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях в соответствии с разделом 1 Приложения 3 «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях». Если заявка одного из Участников по какому-либо критерию раздела 1 не была отклонена Комиссией, заявки остальных Участников по данному критерию также не отклоняются.

Участник №2 (ООО «Политек Рус») предложил к поставке следующий товар:

Наименование предмета закупки

Наименование, марка и модель товара

Эквивалент

Статус Участника

Изготовитель

Задвижка

Задвижка AVK тип 36/90 клиновая для природного газа с ПЭ100 (SDR11) патрубками в полиуретановом покрытии DN50/63 PN10

да

Официальный представитель производителя/дилера (дистрибьютора), официальный дистрибьютор или официальный дилер (дистрибьютор)

AVK lnternational A/S

Задвижка

Задвижка AVK тип 36/90 клиновая для природного газа с ПЭ100 (SDR11) патрубками в полиуретановом покрытии DN100/110 PN10

да

Официальный представитель производителя/дилера (дистрибьютора), официальный дистрибьютор или официальный дилер (дистрибьютор)

AVK lnternational A/S

Задвижка

Задвижка AVK тип 36/90 клиновая для природного газа с ПЭ100 (SDR11) патрубками в полиуретановом покрытии DN150/160 PN10

да

Официальный представитель производителя/дилера (дистрибьютора), официальный дистрибьютор или официальный дилер (дистрибьютор)

AVK lnternational A/S

Задвижка

Задвижка AVK клиновая для природного газа с ПЭ100 (SDR11) патрубками в полиуретановом покрытии DN200/225, PN10

да

Официальный представитель производителя/дилера (дистрибьютора), официальный дистрибьютор или официальный дилер (дистрибьютор)

AVK lnternational A/S

 

Согласно итоговому протоколу № 32413740023 закрытых маркетинговых исследований № 98 на поставку арматуры трубопроводной для нужд ООО «Газпром газораспределение Кострома» от 09.07.2024 года закупочная комиссия заказчика рассмотрела предложения Участников, содержащиеся в заявках, заключения и рекомендации экспертов и решила в том числе, что заявка участника закупки №2 (ООО «Политек Рус») не соответствует требованиям документации (п. 22 «Методики и оценки Заявок – «Предложение Эквивалента недопустимо в соответствии с «Приложением 2 – Техническая часть»)

 

Согласно письменным пояснениям Заказчика заявитель на этапе подачи заявок за разъяснениями положения Документации не обращался. Заказчик считает, что Закупочная комиссия заказчика, руководствовалась критериями и порядком сопоставления заявок на участие в такой закупке, установленного в Документации, и правомерно признала заявку заявителя не соответствующей Методике анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях и не допустила к участию в закупке. Также Заказчик указал, что товары (задвижки «РОСГАЗ») по вышеуказанной закупке приобретаются в соответствии с разработанной проектной документацией для строительства уличного газопровода в г. Солигалич Солигаличского района Костромской области.

При сопоставлении требований документации и предложения участника закупки Комиссией установлено, что участником закупки проигнорированы требования рассматриваемой документации относительно недопустимости поставки иных товаров по оспариваемым позициям (Задвижка с обрезиненным клином с ПЭ патрубками и покрытием усиленного типа «РОСГАЗ» «… 100.10.Р.ПЭ PN10 DN100», «… 150.10.Р.ПЭ PN10 DN150», «… 200.10.Р.ПЭ PN10 DN200»).

На основании вышеизложенного Комиссия не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях закупочной комиссии заказчика (организатора торгов) нарушений законодательства о закупках и Положения о закупке.

 

Комиссия рассмотрев доводы Заявителя на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки установила следующее.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

В соответствии с извещением № 32413740023 дата окончания подачи заявок – 05.07.2024 г. 11:59 (время московское).

ООО «Политек Рус» подало жалобу 11.07.2024 г. в 16 часов 39 минут, что подтверждается информацией с электронной почты.

ООО «Политек Рус» подавало заявку на участие в закупке. До окончания подачи заявок ООО «Политек Рус» указанные положения не оспаривало.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом о закупках не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что оспариваемые ООО «Политек Рус» положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Политек Рус» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

<...>

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны