Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО "Компания "Гранд" "..."

 

ООО «АСТ ГОЗ»

"..."

 

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОДК-САТУРН" ОБЛАСТЬ ЯРОСЛАВСКАЯ, РАЙОН РЫБИНСКИЙ, ГОРОД РЫБИНСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 163

"..."

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-816/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2023                          г. Ярославль Решение изготовлено в полном объеме 18.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н.,   члены    Комиссии    –    заместитель    начальника    отдела    контроля закупок Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А.С.,

с участием:

от ПАО «ОДК-Сатурн» -"..." (по доверенности),

от ООО «Компания «ГРАНД» - "..."(по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Компания «ГРАНД» (вх. № 9180-ЭП/23 от 07.07.2023) на действия (бездействие) заказчика — ПАО «ОДК-Сатурн» (извещение

№ 230495700494) (далее – заказчик, организатор торгов) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 
   

 

 

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Компания «ГРАНД»

(вх. № 9180-ЭП/23 от 07.07.2023) на действия (бездействие) заказчика — ПАО

«ОДК-Сатурн» (извещение № 230495700494).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии Заказчика, положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель отмечает:

  1. согласно пункту 17 Информационной карты по закрытому запросу котировок на право заключения договора на поставку масла Mobil jet oil 2 mil-prf- 23699f квалификационные требования к участникам закупки не установлены, однако в техническом задании (подраздел 7) установлены иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Так, в данном подразделе установлено требование о наличии у поставщика сертификата дистрибьютора изготовителя Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

В   связи  с   установленным  требованием  Заказчика  нарушаются  права  и законные интересы ООО «Компания «ГРАНД»;

13.07.2023  г.  поступило  дополнение   к   жалобе   (вх.   №   9485-ЭП/23  от 13.07.2023), содержащее следующие доводы:

  1. 26.06.2023 г. на запрос-разъяснений, поступивший от ООО «Компания

«ГРАНД», о внесении изменений в техническое задание, Заказчик ответил отказом, тем самым необоснованно воспрепятствовал и ограничил возможность участия ООО «Компания «ГРАНД» в данной закупочной процедуре.

Однако, 27.07.2023 г. Заказчик внес изменения, но при этом не уведомил об этом потенциального участника, от которого был запрос на внесение изменений.

У сотрудника, ответственного за участие в закупках, не было технической возможности узнать о внесении изменений, т.к. в период с 27.06.2023 по 03.07.2023 находился в командировке.

Вместе с тем, после внесения изменений в закупочную документацию Заказчик не исполнил свою обязанность по увеличению срока подачи заявок;

  1. изменения, который внес Заказчик, предъявив требование о наличии заверенной копии паспорта качества завода изготовителя, также являются неисполнимыми, поскольку заверить копию паспорта заводом-изготовителем в данном случае не представляется возможным;
  2. согласно пункту 3.3 Договора в цену договора наряду с тарой, упаковкой, налогами и другими составляющими Заказчик прописывает услуги военной приемки МО РФ или АО «РТ-Техприемка». Вместе с тем, военная приемка МО РФ и АО «РТ- Техприемка» осуществляется исключительно на товар российского производства и

не распространяет свое действие на товары импортного производства, которым является масло Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

На заседании Комиссии Заказчик представил документы, запрошенные уведомлением от 10.07.2023 №6776/23, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении доводов относительно установления требования в закупочной документации о наличии у поставщика сертификата дистрибьютора изготовителя Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f, запросов о разъяснении положений закупочной документации, изменений в извещение и закупочную документацию Комиссией установлено следующее.

22.06.2023 г. ПАО «ОДК-Сатурн», с использованием функционала электронной торговой площадки ООО «АСТ ГОЗ», в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», разместило извещение № 230495700494 о проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на поставку масла Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

Согласно извещению о проведении закрытого запроса цен заявки на участие в процедуре подаются с 22.06.2023 г. и до 08 часов 00 минут 04.07.2023 г. (извещение в редакции от 22.06.2023).

Соответственно, срок подачи заявок составил 8 рабочих дней.

В техническом задании (раздел 7) установлено требование о наличии у поставщика сертификата дистрибьютора изготовителя Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных

изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Любой участник конкурентной закупки вправе направить Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (часть 2 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Комиссией установлено, что от потенциальных участников закупки в адрес Заказчика 26.06.2023 направлено 2 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, касающиеся установления заказчиком и исполнения в последующем участником закупки требования о наличии у поставщика сертификата дистрибьютора изготовителя Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке даны и размещены в единой информационной системе в пределах регламентированного законом срока (27.06.2023), применительно к первому запросу – Заказчик посчитал, что основания для внесения изменений в извещение и документации отсутствуют, однако при детальном изучении действующего законодательства во взаимосвязи со сложившейся ситуацией при подготовке ответа на второй запрос принял решение о внесении изменений в извещение и закупочную документацию.

27.06.2023 в извещение и закупочную документацию внесены изменения, в части исключения требования о наличии у поставщика сертификата дистрибьютора изготовителя Mobil jet oil 2 mil-prf-23699f.

Комиссия, учитывая размещение изменений в извещение и закупочную документацию 27.06.2023 и принимая во внимание окончание срока подачи заявок 04.07.2023, полагает, что при таких обстоятельствах основания для продления срока подачи заявок отсутствуют (при наличии новой редакции извещения и закупочной документации срок подачи заявок составил минимум шесть дней, что полностью согласуется с положением части 11 статьи 4 Закона о закупках).

При этом бремя ознакомления с извещением и закупочной документацией в актуальной действующей редакции лежит исключительно на лице, которое планирует принять участие в соответствующей закупке, при этом Заказчик не обязан информировать потенциальных участников закупки о принятых им изменениях в извещение и закупочную документацию, необходимым и достаточным в силу

действующего законодательства является размещение таких изменений в единой информационной системе, доступных для ознакомления неопределенным кругом лиц.

На основании вышеизложенного Комиссия не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, поскольку как на момент подачи жалобы, так и рассмотрения жалобы оспариваемое заявителем требование не содержалось в извещении и закупочной документации; разъяснения положений документации даны в установленный действующим законодательством срок; продление срока подачи заявок не требовалось (детальное обоснование приведено в тексте решения).

Относительно доводов, связанных с оспариванием положений закупочной документации, Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением № 230495700494 дата окончания подачи заявок – 08 часов 00 минут (МСК) 04.07.2023 г.

ООО «Компания «ГРАНД» подало дополнение к жалобе 13 июля 2023 года, что подтверждается информацией с электронной почты.

ООО «Компания «ГРАНД» не подавало заявку на участие в закупке. До окончания подачи заявок ООО «Компания «ГРАНД» указанные положения не оспаривало.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и

(или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что оспариваемые ООО «Компания «ГРАНД» положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Компания «ГРАНД» (вх. № 9180-ЭП/23 от 07.07.2023) на действия (бездействие) заказчика — ПАО «ОДК-Сатурн» (извещение № 230495700494) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны