Постановление №443/03-07 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №076/04/14.31-982/... от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №076/04/14.31-982/2020

об административном правонарушении

 

19 января 2021 г.                                                                                           г.   Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   <...>, рассмотрев протокол по делу №076/04/14.31-982/2020 об административном правонарушении от 20 ноября 2020 г., составленный начальником отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России   <...>, материалы дела №076/04/14.31-982/2020 об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Даниловское автотранспортное предприятие» (далее – АО «Даниловское АТП») ИНН 7617005925, ОГРН 1107610002840, юридический адрес: 152072, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Ярославская, д. 7, выразившегося в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), что образует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии директора АО «Даниловское АТП» <...> (действующего на основании Устава от 2017 г.),

 

установил:

 

Решением Комиссии Ярославского УФАС России по делу №076/01/10-322/2020 от 8 сентября 2020 года (изготовлено в полном объеме 22 сентября 2020 года) АО «Даниловское АТП» признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), что образует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Фактические обстоятельства подробно изложены в решении по делу №076/01/10-322/2020 и состоят в следующем.

АО «Даниловское АТП» оказывает на территории г. Данилова и поселка Пречистое услуги автотранспортной кассы, осуществляя продажу билетов на проезд и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания.

В связи с этим между АО «Даниловское АТП» и перевозчиками на 28 февраля 2020 года были заключены следующие договоры:

1. В г. Данилов:

- с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 №4 (межрегиональный маршрут);

- с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 №1 (межмуниципальный маршрут);

-с МУП «Автоколонна №1456»договор от 31.12.2019 №387 (пригородные и/или междугородные маршруты);

2. В поселке Пречистое:

- с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 №4 (межрегиональный маршрут);

- с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 №1 (межмуниципальный маршрут);

- с Пошехонским филиалом АО «Ярославское АТП» договор от 01.01.2020 №2 (межмуниципальный маршрут).

На основании пункта 3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания №1 от 27.01.2019, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и АО «Ярославское АТП», вознаграждение за услуги составляет 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.

На основании пункта 3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания №387 от 31.12.2019, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и МУП «Автоколонна №1456», вознаграждение за услугу реализацию билетов, вокзальное и диспетчерское обслуживание составляет 19% от суммы реализации.

На основании пункта 3 договора на оказание услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок №4 от 01.01.2020, заключенного между АО «Даниловское АТП» и ООО «Междуречье Авто», вознаграждение за услуги составляет 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) в целях установления доминирующего положения АО «Даниловское АТП» Ярославским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов, по результатам которого составлен аналитический отчет от 11 марта 2020 года.

Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации – г. Данилов и пос. Пречистое.

На территории Ярославской области осуществляют аналогичную деятельность и иные хозяйствующие субъекты. Однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ярославской области.

Согласно реестру остановочных пунктов на территории Ярославской области расположено два остановочных пункта, принадлежащих АО «Даниловское АТП»:

1) автотранспортная касса г. Данилов Ярославской области;

2) автотранспортная касса пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.

Другие хозяйствующие субъекты в границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области, оказывающие услуги автовокзала (автостанции) отсутствуют.

Таким образом, АО «Даниловское АТП» занимает доминирующее положение с долей в 100% на товарном рынке в территориальных границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.

Следовательно, на АО «Даниловское АТП» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По смыслу статьи 6, статьи 7 Закона о защите конкуренции, цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, не должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Применение методики ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам. При этом комплекс услуг, оказываемый автовокзалами различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.

Применяемая АО «Даниловское АТП» система ценообразования на услуги автотранспортной кассы приводит к дискриминационному перераспределению финансовой нагрузки по содержанию автовокзала на перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на дальние расстояния (межмуниципальные и межрегиональные перевозки).

Оказывая перевозчикам единый комплекс услуг, определенный договором по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах разной протяженности, АО «Даниловское АТП» устанавливает для перевозчиков различные цены (тарифы).

Такие действия АО «Даниловское АТП» приводят к дискриминации перевозчиков, ставя их в неравное положение друг с другом на рассматриваемом рынке услуг, так как в денежном выражении для перевозчиков установлен разный размер вознаграждения.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с выявлением в действиях (бездействии) АО «Даниловское АТП» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в  создании экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), Ярославское УФАС России выдало предупреждение (исх. №2696/03-04 от 13.03.2020) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение), путем установления одинаковой стоимости на количественно, качественно и технологически одинаковые услуги на остановочных пунктах, включая  автотранспортные кассы, по организации перевозки пассажиров и багажа в абсолютном выражении до 06.04.2020.

Во исполнение Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письмом от 02.04.2020 №108 АО «Даниловское АТП» с 01.04.2020 установило сумму вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля  суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, направив дополнительные соглашения в адрес МУП «Автоколонна №1456», ООО «Междуречье Авто» и АО «Ярославское АТП».

Сумма вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля фактически означает, что большая денежная выручка, исчисляемая в рублях, обязывает в большем размере оплачивать одинаковый для перевозчиков комплекс услуг.

Исходя из вышесказанного, Ярославское УФАС России посчитало АО «Даниловское АТП» не исполнившим Предупреждение и не устранившим признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Установленная АО «Даниловское АТП» стоимость за оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания в размере 19% и 0,19 рубля с 1 рубля от суммы реализации (от суммы денежной выручки), недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, является зависимой от полученных денежных средств по каждому перевозчику, что ставит их в неравное положение относительно друг друга, так как  количественно, качественно и технологически одинаковые услуги имеют различную для них стоимость, что является нарушением пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 6  статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом от 16.04.2020 №99 Ярославским УФАС России возбуждено дело в отношении АО «Даниловское АТП» № 076/01/10-322/2020 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу).

Позиция АО «Даниловское АТП» относительно вменяемого нарушения состоит в том, что оплата за оказываемые услуги была установлена в соответствии с порядком ценообразования, применяемым ГБУ ЯО «Яроблтранском».

Ярославское УФАС России такую позицию в рамках дела признало ошибочной, так как  ответственность за нарушение антимонопольного законодательства лежит на хозяйствующем субъекте, допустившим нарушение. Действия одного хозяйствующего субъекта по аналогии с другим хозяйствующим субъектом не являются исключающим обстоятельством для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение.

Письмом вх. №9802 от 07.09.2020 «Даниловское АТП» проинформировало Ярославское УФАС России об издании приказа «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых перевозчикам» от 26.08.2020 №26 (далее – Приказ). Указанный Приказ содержит стоимость оказания услуг, предоставляемых перевозчикам, а именно услуга по кассово – диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на муниципальных и межмниципальных маршрутах пригородного сообщения составляет 15 рублей с одного билета,  услуга по кассово – диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на межмуниципальных маршрутах междугороднего сообщения составляет 36 рублей с одного билета. Стоимость исчислена на основании затрат АО «Даниловское АТП» по виду деятельности «Автотранспортные кассы» за период с января 2016 по июнь 2020.

Таким образом, вышеуказанным приказом АО «Даниловское АТП» установило одинаковые цены на услуги, предоставляемые перевозчикам, в абсолютном выражении, не зависящем от полученных денежных средств от реализации билетов.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании изложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении №076/04/14.31-982/2020 АО «Даниловское АТП» было заявлено ходатайство о прекращении производства ввиду его малозначительности.

Ярославское УФАС России указанное ходатайство не удовлетворило в связи с нижеследующим.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, необходимо принимать во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких – либо материальных последствий нарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично – правовых обязанностей, предусмотренных антимонопольным законодательством (далее – Обязанности).

На основании договора между АО «Даниловское АТП» и АО «Ярославское АТП» от 27.12.2019, Ярославское УФАС России делает вывод о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны АО «Даниловское АТП» имеет длительный характер.

До возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства №076/01/10-322/2020 Ярославским УФАС России было выдано Предупреждение, которое со стороны АО «Даниловское АТП» не было исполнено. Следовательно, в вышеуказанных действиях АО «Даниловское АТП» усматривается пренебрежительное отношение к своим обязанностям.

С учетом характера совершенного правонарушения данное административное правонарушение не является малозначительным, так как представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям. В связи с этим должностное лицо Ярославского УФАС России не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У АО «Даниловское АТП» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако организацией не были приняты все зависящие от нее меры по предотвращению нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем исполнения Предупреждения Ярославского УФАС России надлежащим образом и в установленный срок.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Ярославским УФАС России установлено не было. Вместе с тем, размер штрафа, предусмотренный за нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, должностным лицом Ярославского УФАС России был снижен до меньше минимального в связи с нижеследующим.

Пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ  установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Определением о возбуждении дела об административном нарушении №076/04/14.31-982/2020 (№11492/03-07 от 22.10.2020) Ярославским УФАС России были запрошены документы, содержащие сведения об имущественном и финансовом положении юридического лица.

Письмом от 30.10.2020 № 176 АО «Даниловское АТП» был представлен отчет о финансовых результатах за 2019 год, в соответствии с которым Ярославским УФАС России был установлен убыток от осуществления предпринимательской деятельности как за 2018 год, так и за 2019, в размере 3 330 тыс. руб. и 9 248 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, должностным лицом Ярославского УФАС России установлены обстоятельства, при которых регламентированный штраф может быть установлен с учетом применения пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.

Время совершения административного правонарушения – 2019 - 2020 гг.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 14.31, частью 1 статьи 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России <...>,

 

постановил:

привлечь акционерное общество «Даниловское автотранспортное предприятие» (далее – АО «Даниловское АТП») ИНН 7617005925, ОГРН 1107610002840, юридический адрес: 152072, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Ярославская, д. 79,
к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), что образует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (ста пятидесяти тысяч рублей 00 копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ  штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

<...>

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны