Решение №3325/04-01 решение от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                        ООО «Мосавтошина»

 

                                                                                         проезд Огородный, д. 9а, стр. 1,

                                                                  г. Москва, 127254

 

                                                                                   email:

№ 3325/04-01 от 30.04.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-157/2021

 

«21» апреля 2021 года                                                                                        г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «30» апреля 2021 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,

     рассмотрев дело № 076/05/18-157/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламного сообщения без согласия заявителя по сетям электросвязи с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «Мосавтошина» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступило обращение
(вх. № 1043 от 02.02.2020 г.) о распространении рекламы посредством сетей электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

27.11.2020 в 23:34 на адрес электронной почты  с электронной почты info@mosautoshina.ru следующего содержания: «Добрый день,  , Настоящие скидки до 30% на категорию «шины и диски» и 50% на услуги, только 3 дня: Чёрная Пятница Самые низкие цены только 3 дня». Цены на зимние шипованные шины18/65 R15 от 2270 руб., 195/65 R15 – от 2180 руб., 205/55 R16 от 3190 руб. 215/65 R16 – от 3070 руб. А ещё Шиномонтаж – скидка 50% во всех

 

 

шинных центрах Мосавтошины! Хранение шин – скидка 50% во всех шинных центрах Мосавтошины! Счастливого пути, Команда Мосавтошины Москва +7 495 989-14-12 Санкт-Петербург +7 812 242-81-18».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам и услугам ООО «Мосавтошина», формирование и поддержание интереса к ним, продвижение на рынке, и, следовательно, является рекламой.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Указанное сообщение получено заявителем без его согласия на получение данной рекламы, что не соответствует требованиям, установленным в части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Поступление указанного смс-сообщения с рекламой подтверждается скриншотом, предоставленным заявителем.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Мосавтошина» представлены письменные пояснения (вх. № 2391 от 15.03.2021), в которых указано, что 29.10.2015 г. ООО «Электрокабель» (ИНН 7713751186) в лице руководителя  осуществило заказ № 204800 на сайте mosautoshina.ru на поставку шин. В качестве контактных данных ООО «Электрокабель» указало адрес электронной почты . В подтверждение представлен скриншот заказа. На сайте mosautoshina.ru действует пользовательское соглашение, которое заявитель принял при оформлении заказа в 2015 году. Структура сайта устроена так, что невозможно приобрести товар, не приняв пользовательское соглашение. В пользовательском соглашении содержится согласие на получение рекламы. Таким образом, по мнению ООО «Мосавтошина», заявитель при оформлении заказа в 2015 году дал свое согласие на получение рекламы. В подтверждение представлена копия указанного пользовательского соглашения. ООО «Мосавтошина» связывалось с заявителем и подтвердило для него удаление электронной почты  из базы рассылок.

 

 

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что ООО «Мосавтошина» в материалы дела не представлено доказательств удаления электронной почты  из базы рассылок.

 в материалы дела дополнительно представлены пояснения (вх. № 3355 от 07.04.2021), в которых указано, что заказ на поставку продукции действительно имел место быть. Вместе с тем, заказ не осуществлялся на сайте, никакие данные не вводились, запрос на поставку осуществлялся по телефону. Сообщения рекламного характера стали поступать после обращения заявителя в ООО «Мосавтошина» с просьбой о помощи с электронной почты . Никакого мотивированного согласия на получение рекламных рассылок  не давалось. Кроме того, на данном сайте при попытке оформить покупку онлайн у потребителя отсутствует возможность отказаться от получения рекламных рассылок, пользователь должен принять все «Пользовательское соглашение» с включенным в него согласием на получение рекламы, что, по мнению , является незаконным.

Вместе с тем, доказательств совершения заказа через сайт и соответствующего факта принятия Пользовательского соглашения                          ООО «Мосавтошина» в материалы дела не представлена.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктами 3, 6 указанного Пользовательского соглашения оформляя заявку на товары и/или услуги через сайт клиент соглашается с условиями продажи товаров, клиенты подтверждают свое согласие со всеми условиями Пользовательского соглашения; также Клиент дает разрешение сайту и третьим лицам, уполномоченным на рассылку от имени сайта, собирать, хранить и обрабатывать все переданные Клиентом в адрес сайта персональные данные с целью информирования о новостях и других событиях сайта.

Вместе с тем, в пункте 15 Постановления  Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", указано, что поскольку Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, то, следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

         Сам факт направления заявки для покупки товаров ООО «Мосавтошина» не подтверждает согласие на получение рекламы, поскольку отражает волеизъявление абонента (или лица, действующего в его интересах) исключительно на покупку товаров, при этом предусмотренное в Пользовательском соглашении автоматически действующее независимо от волеизъявления абонента (или лица, действующего в его интересах) согласие на получение рекламы и порядок направления заявки на сайте вынуждает его (осознанно либо неосознанно) согласиться на получение сообщений рекламного характера в целях получения желаемого товара.

         Согласие абонента на получение рекламы, выраженное любым способом, должно четко содержать волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом. В случае отсутствия таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

           Нахождение подачи заявки для покупки товара в прямой зависимости от дачи согласия на получение рекламы не позволяет расценивать совершение лицом действий в рамках алгоритма по подаче заявки для покупки товара как дачу им своего согласия на получение рекламной рассылки, так как не соответствует его фактическому волеизъявлению. Навязанное против воли абонента согласие будет

действовать до тех пор, пока абонент не обратит внимания на не имеющее отношения к подаче заявки для покупки товара условие.

         При подаче заявки для покупки товара на сайте ООО «Мосавтошина» у потребителя отсутствует возможность добровольного выбора, согласиться на получение рекламы или отказаться.

         Добровольность волеизъявления означает, что лицо действительно без каких-либо вынуждающих условий, желает и выражает свое согласие на получение рекламы.

        Данное обстоятельство не позволяет признать дачу согласия на получение рекламы описанным выше способом в качестве добровольного волеизъявления.

        Распространение рекламы в данном случае связано с интересами                          ООО «Мосавтошина», но при этом не должно нарушать права абонента, на добровольное получение информации, а также создавать неудобства, связанные с поиском возможности отказаться от получения навязанной, вопреки воли, рекламы и совершением каких-либо дополнительных действий для отказа.

Аналогичная позиция также содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда  от 13.12.2016 г. по делу № А82-574/2016.

Таким образом, надлежащее согласие на получение рекламы                           ООО «Мосавтошина» от заявителя не было получено и реклама распространена с нарушением части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является                                   ООО «Мосавтошина».

           Следовательно, ООО «Мосавтошина» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Мосавтошина»: «Добрый день, Олег, Настоящие скидки до 30% на категорию «шины и диски» и 50% на услуги, только 3 дня: Чёрная Пятница Самые низкие цены только 3 дня». Цены на зимние шипованные шины18/65 R15 от 2270 руб., 195/65 R15 – от 2180 руб., 205/55 R16 от 3190 руб. 215/65 R16 – от 3070 руб. А ещё Шиномонтаж – скидка 50% во всех шинных центрах Мосавтошины! Хранение шин – скидка 50% во всех шинных центрах Мосавтошины! Счастливого пути, Команда Мосавтошины Москва +7 495 989-14-12 Санкт-Петербург +7 812 242-81-18», поступившую 27.11.2020 в

 

 

 

 

23:34 на адрес электронной почты     с электронной почты info@mosautoshina.ru, без согласия абонента на ее получение, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ООО «Мосавтошина» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                             А. В. Семенюк

                                                                                                           С. Д. Солодяшкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны