Решение №7978/03-03 Решение о прекращении рассмотрения дела №03-03/07-18 о наруш... от 4 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ООО «Ярбус»

150510, Ярославская область, Ярославский район, деревня Кузнечиха (Кузнечихинский с.о.), ул.Центральная, д. 40, ком. 18

ООО «Экотранс»

152081, Ярославская область, Даниловский район, деревня Пантелейки, ул. Набережная, д. 12

ООО «Ярлайн»

150510, Ярославская область, Ярославский район, деревня Кузнечиха (Кузнечихинский с.о.),

ул. Центральная, д. 40, ком. 18

Решение

о прекращении рассмотрения дела №03-03/07-18

о нарушении антимонопольного законодательства

21 июля 2020 года                                                                                        г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич;

члены комиссии – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России М.В. Ковалева, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.А. Сидорова,

рассмотрев дело № 03-03/07-18 возбужденное в отношении
<…>, ООО «ЯрБус» (ИНН 7604204881, ОГРН 1117604007168), ООО «ЯРЛАЙН» (ИНН 7603057803, ОГРН 1137603003317), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в синхронном повышении цен на пассажирские перевозки автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории г. Ярославля с 23 до 26 рублей,

 

установила:

по данным Мэрии г. Ярославля (письма от 13.11.2017 №3/28-10858, от 12.01.2018 №0108/182) на территории г. Ярославля регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по состоянию в 2017-2018 годах осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

Наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя)

Номер регулярного маршрута

Стоимость проезда по указанному маршруту, руб. (на 08.11.2017)

Стоимость проезда по указанному маршруту, руб. (на 11.01.2018)

Дата последнего изменения стоимости (на 11.01.2018)

1

<…>

67

23

26

15.12.2017

2

<…>

61

26

26

01.11.2017

3

<…>

95

23

26

15.12.2017

4

<…>

36

26

26

01.11.2017

87

23

23

01.11.2017

96

26

26

01.11.2017

5

<…>

93

26

26

01.11.2017

73

26

26

01.11.2017

6

<…>.

81

23

26

15.12.2017

7

<…>

97

23

23

 

8

<…>

46

26

26

01.11.2017

9

<…>

46

26

26

01.11.2017

10

<…>

85К

23

26

15.12.2017

11

<…>

95

23

26

15.12.2017

45

23

26

15.12.2017

12

<…>.

97

23

23

 

13

<…>

80

23

26

15.12.2017

14

<…>

90

26

26

01.11.2017

99

26

26

01.11.2017

15

<…>

40

26

26

01.11.2017

16

<…>

38

26

26

01.11.2017

85Д

26

26

01.11.2017

17

<…>

83

26

26

01.11.2017

18

<…>

94

23

26

11.12.2017

19

<…>

97

23

23

 

20

<…>

82

26

26

01.11.2017

21

<…>

47

23

26

15.12.2017

95

23

26

15.12.2017

22

<…>

80

23

26

15.12.2017

86

23

26

15.12.2017

23

<…>

91

26

26

01.11.2017

96

26

26

01.11.2017

24

<…>

35М

26

26

01.11.2017

73

26

26

01.11.2017

83

26

26

01.11.2017

93

26

26

01.11.2017

25

<…>

97

23

23

 

26

<…>

81

23

26

15.12.2017

27

<…>

47

23

26

15.12.2017

28

<…>

94

23

26

15.12.2017

29

<…>

46

26

26

01.11.2017

30

<…>

87

23

23

 

97

23

23

 

31

<…>

86

23

26

15.12.2017

32

<…>

90

26

26

01.11.2017

33

<…>

99

26

26

01.11.2017

34

<…>

98

23

26

11.12.2017

35

<…>

84

 

26

15.12.2017

36

<…>

37

23

26

11.12.2017

98

23

26

11.12.2017

37

<…>

82

26

26

01.11.2017

91

26

26

01.11.2017

96

26

26

01.11.2017

38

<…>

51

23

23

 

39

<…>

45

23

26

16.12.2017

84

23

26

16.12.2017

94

23

26

16.12.2017

40

<…>

51

23

23

 

41

<…>

36

26

26

01.11.2017

42

<…>

82

26

26

01.11.2017

91

26

26

01.11.2017

43

ООО «РусТранс»

71

23

23

 

44

ООО «Экотранс»

67

23

26

15.12.2017

45

ООО «Ярбус»

80

23

26

15.12.2017

46

ООО «Ярлайн»

36

26

26

15.12.2017

71

23

26

15.12.2017

Из представленных данных следует, что ряд хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки (далее также - перевозчик), в период с 01.11.2017 по 16.12.2017 осуществили единовременное увеличение стоимости оказываемых услуг на 3 рубля. При этом, основные повышения осуществлялись 01.11.2017 (18 перевозчиков) и 15.12.2017 (16 перевозчиков).

 

Аналитическим отчетом от 03.04.2018, составленным по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкуренции на рынке по осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом в 2017 году, установлено следующее.

Временным интервалом исследования рынка является 2017 год.

Продуктовые границы установлены как регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом.

Географические границы – г. Ярославль.

Стоимость на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом в период с 01.11.2017 по 16.12.2017 была повышена следующими хозяйствующими субъектами:

  1. <…>
  2. ООО «Экотранс» (ИНН 7604052090, ОГРН 1027600677774);
  3. ООО «ЯрБус» (ИНН 7604204881, ОГРН 1117604007168);
  4. ООО «ЯРЛАЙН» (ИНН 7603057803, ОГРН 1137603003317).

При сопоставлении схем движения транспортных средств в пределах города Ярославля по маршрутам указанных перевозчиков антимонопольный орган установил, что остановочные пункты частично дублируются и, следовательно, пассажиры могут добраться до нужного пункта назначения на транспортных средствах, следующих по разным маршрутам.

Таким образом, все указанные хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке, рынке по перевозке по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом, в связи с чем, являются конкурентами.

В рамках рассмотрения дела <…>, ООО «Экотранс» свою позицию не представили.

Обоснование повышения стоимости за оказываемые услуги со стороны остальных хозяйствующих субъектов представлено в виде таблицы.

Наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя)

Причины повышения стоимости

<…>

Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Увеличение цен на топливо, заработной платы водителей, стоимости стоянки маршрутных автобусов, повышение налогов. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Увеличение цен на топливо, запчасти, повышение налогов. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей, содержания территории производственной базы. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей, страхования. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей, содержания территории производственной базы. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей, содержания территории производственной базы. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

<…>

Подорожание топлива, запчастей. Необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017

Таким образом, ответчики по настоящему делу указывают на наличие объективных причин для роста стоимости проезда в рассматриваемый период. Относительно одновременное и синхронное повышение названными хозяйствующими субъектами цен являлось, по их мнению, следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на каждого из указанных лиц, действующих на соответствующем рынке, а именно необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля №766 от 02.06.2017, а также рост цен на топливо.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 3 Закона №220 регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Частью 1 статьи 14 Закона №220 установлено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вместе с тем, в части 1 статьи 17 указано, что наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Все хозяйствующие субъекты, в отношении которых возбуждено настоящее дело, осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым ценам. Таким образом, установление стоимости поездки осуществляется каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из собственных затрат и планируемой прибыли.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, работ, услуг, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают установленные антимонопольным законодательством запреты.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, Закон о защите конкуренции допускает констатацию факта достижения соглашения без составления письменного документа, то есть в устной форме, при этом о достижении такого соглашения могут свидетельствовать одновременные и совпадающие по содержанию действия, которые стороны предпринимают (осуществляют) в развитие и исполнение условий договоренности.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», отмечено, что согласованность действий хозяйствующих субъектов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действия может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения.

В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке и являющихся конкурентами, при отсутствии соглашения, если такие действия одновременно отвечают следующим критериям:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Как уже указывалось, из представленных пояснений хозяйствующих субъектов, можно сделать вывод, что основным фактором, который повлиял на рост стоимости проезда для всех перевозчиков, является необходимость исполнения Постановления Мэрии г. Ярославля от 02.06.2017 №766 «Об утверждении Требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам на территории города Ярославля» (далее – Постановление №766).

Так указанным постановлением установлены следующие требования к хозяйствующим субъектам-перевозчикам:

- оборудовать ТС видеорегистраторами (видеонаблюдением), обеспечивающими видеозапись по ходу движения ТС, а также водительского места и салона ТС с хранением видеозаписей в течение десяти дней с момента ее окончания (пункт 4.17 Постановления №766);

- обеспечивать водителей ТС техническими устройствами, позволяющими водителям во время движения вести телефонные переговоры без использования рук (пункт 4.18 Постановления №766);

- обеспечивать экипаж ТС (водителя и (при наличии) кондуктора) форменной одеждой (по сезону), эскиз которой согласовывается департаментом (пункт 4.20 Постановления №766);

- обеспечивать пассажирам объявление наименований остановочных пунктов на маршруте (пункт 4.23 Постановления №766);

- использовать на маршруте ТС с экологическим классом не ниже ЕВРО-5 (пункт 4.24 Постановления №766);

- использовать на маршруте ТС с максимальным сроком эксплуатации не более семи лет с даты изготовления ТС. Дата изготовления ТС определяется как дата выдачи паспорта ТС. В случае если дату выдачи паспорта ТС определить невозможно, дата изготовления ТС определяется на первое января года изготовления данного ТС согласно указанному паспорту (пункт 4.25 Постановления №766);

- использовать на маршруте ТС: для малого класса ТС - белого цвета, для среднего класса ТС - красного цвета (пункт 4.27 Постановления №766).

Следовательно, перевозчикам в целях исполнения Постановления №766 необходимо было осуществить существенные денежные вложения на модернизацию и (или) обновление существующего автопарка.

Так <…> пояснила, что в целях исполнения указанного постановления осуществила следующие мероприятия:

- оборудовала автобусы техническими устройствами, при помощи которых пассажирам осуществляется объявление наименований остановочных пунктов на маршруте визуально со звуковым сопровождением, что подтверждается договором на изготовление оборудования от 28.07.2017 №1225;

- оборудовала автобусы камерами наблюдения, что подтверждается договором поставки и монтажа оборудования от 15.08.2017 №2/08;

- приобрела беспроводные гарнитуры;

- приобрела форменную одежду для водителей и кондукторов, что подтверждается договором поставки товара от 01.08.2017 №17;

- осуществлено приобретение автобусов с экологическим классом Е-5 необходимого цвета, что подтверждается договорами лизинга от 16.04.2018 №6083/Д/М, №6082/Д/М, от 18.04.2017 №5540/Д/М, от 26.04.2017 №5569/Д/М.

Как следует из письменных пояснений и представленных в материалы дела документов, аналогичные затраты осуществлены <…>

Согласно данным размещённым на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ по состоянию на март 2017 года и январь 2018 года средние потребительские цены за литр на бензин автомобильный и дизельное топливо на территории Ярославской области следующие:

 

Период

Бензин
автомобильный

В том числе марки

Дизельное топливо

АИ-92

АИ-95

2017

35,15

34,23

36,64

36,80

2018

38,20

36,99

39,33

39,73

Из представленных данных следует, что выросла стоимость бензина марки
АИ-92 на 8,06%, АИ-95 на 7,34%, дизельного топлива на 7,96%.

При данных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к выводам, что совпадение цен на товарном рынке являлось закономерным результатом, обусловленным объективными причинами, а именно в равной мере увеличившимися расходами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

решила:

Рассмотрение дела № 03-03/07-18 возбужденное в отношении
<…> ООО «Экотранс» (ИНН 7604052090, ОГРН 1027600677774), ООО «ЯрБус» (ИНН 7604204881, ОГРН 1117604007168), ООО «ЯРЛАЙН» (ИНН 7603057803, ОГРН 1137603003317), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в синхронном повышении цен на пассажирские перевозки автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории г. Ярославля с 23 до 26 рублей, прекратить, в связи с отсутствием в их действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                              Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии                                                                                         М.В. Ковалева

                                                                                                                      А.А. Сидорова

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны