Постановление №3380/04-04 Постановление о назначении административного наказания от 11 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Сбербанк»

ул. Вавилова, д. 19,

г. Москва, 117997

 

Северный банк

ПАО «Сбербанк»

 

ул. Советская, д. 34

г. Ярославль, 150003

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде наложения штрафа

по делу об административном правонарушении № 04-04/02А-17

 

 

«03» апреля 2017 года г. Ярославль

 

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Паутов И. Г., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/02А-17, возбужденного в отношении Публичного Акционерного Общества «Сбербанк» (далее – ПАО «Сбербанк»), адрес регистрации: ул. Вавилова, д. 19, г. Москва, 117997, место фактического осуществления деятельности: 150003, г. Ярославль, ул. Советская 34, дата регистрации в качестве юридического лица 20.06.1991 г., Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, КПП 773601001, в присутствии представителя ПАО «Сбербанк» по доверенности от 30.03.2016 г. <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гражданина, направленное из ФАС России для рассмотрения в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 (вх. № 12745 от 15.08.2016).

Заявитель сообщает о том, что 30.06.2016 в 10 часов 00 минут им было получено смс-сообщение: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с номера 900 на номер <...>.

Представленная заявителем детализация за период с 30.06.2016 10:00 по 30.06.2016 23:59:59 свидетельствует о том, что с номера 900 ему неоднократно поступали смс-сообщения в том числе и в указанное в обращении время 10 часов 00 минут.

Заявитель считает распространение данной рекламы нарушением Федерального закона о рекламе, поскольку не давал своего согласия на ее получение.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная по сетям электросвязи 30.06.2016 в 10 часов 00 минут информация: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» отвечает вышеперечисленным требованиям рекламного законодательства, следовательно, является рекламой, объектом рекламирования в которой является услуга «автоплатеж».

В материалы дела заявитель представил информацию о том, что согласие на получение оповещений рекламно-информационного характера отозвал 14.01.2016, посредством обращения в ПАО «Сбербанк». В материалах дела имеется ответ ПАО «Сбербанк» от 22.01.2016 следующего содержания: «информация об исключении указанных контактных данных заявителя из списка оповещений рекламно-информационного характера направлена в ответственное подразделение Банка. Оповещения Банка прекратят поступать на указанный Вами номер телефона не позднее, чем через 10 дней».

Несмотря на вышеуказанный ответ ПАО «Сбербанк», направленный в адрес заявителя, нежелательная смс-рассылка не прекратилась: смс-сообщение вышеуказанного содержания на номер мобильного телефона заявителя поступило 30.06. 2016 года, то есть после того, как заявитель отозвал согласие на получение смс-оповещений рекламного характера.

Согласно скриншоту, предоставленному заявителем, на номер его мобильного телефона 30.06.2016 в 10 часов 00 минут пришло смс-сообщение: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк» с номера 900 без согласия абонента на его получение.

Исходя из того, что заявителем согласие на получение смс-сообщений рекламного характера было отозвано 14.01.2016, следовательно данное смс-сообщение было отправлено на номер мобильного телефона заявителя без его согласия, что является нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно представленным ПАО «Сбербанк» в материалы дела сведениям и документам (вх. № 18348 от 26.10.2016) абонент номера, на который пришло смс-сообщение вышеуказанного содержания, обратился в ПАО «Сбербанк» с заявлением от 17.02.2015 г. на получение международной карты Сбербанк России с просьбой подключить ему полный пакет услуги «Мобильный банк» к номеру телефона <...>. Согласно пункту 2 Заявления от 17.02.2015 г. он подтвердил, что согласен на то, чтобы Сбербанк России имел возможность направлять на указанный мобильный телефон информацию по банковским продуктам заявителя.

В соответствии с ответом ПАО «Сбербанк» (вх. № 19157 от 21.11.2016) услуга «Автоплатеж ЖКХ» введена банком 20 июня 2013 года, подключение услуги автоплатеж не тарифицируется банком , однако непосредственно перевод денежных средств со счета клиента-физического лица, подключившего данную услугу, тарифицируется в соответствии с тарифами на денежные переводы со счетов физических лиц. Клиенту в рамках «мобильного банка» может предоставляться функционал «автоплатеж». Следовательно, услуга «Автоплатеж» может предоставляться как в рамках полного, так и экономного пакета услуги Мобильный банк.

Представитель ПАО «Сбербанк» <...> пояснил, что заявителем было дано согласие на получение информации по его банковским продуктам, поскольку «Мобильный банк» относится к банковским продуктам заявителя, следовательно, заявителем дано согласие на получение вышеуказанного сообщения. Кроме того, вышеуказанная смс-рассылка производилась ПАО «Сбербанк» с целью выявления неактивных пользователей банковских карт, т. е. преследовала не рекламные, а технические цели.

Аналогичная позиция изложена в письменных пояснениях ПАО «Сбербанк» (вх. №2094 от 27.02.2017, вх. № 2801 от 20.03.2017) рассматриваемое смс-сообщение не было направлено клиенту в рамках какой-либо рассылки, носило технологическое назначение, в целях обеспечения безопасности размещенных на счетах клиента денежных средств, исключения доступа к ним с номера телефона, по тем или иным причинам выбывшего из владения клиентом.

В материалы дела ПАО «Сбербанк» представило заявление <...> на получение международной карты Сбербанк России в рамках договора Банковского обслуживания № <...> от 17.11.2014. В данном заявлении в пункте 2. содержится условие о том, что <...> согласен с тем, что Сбербанк России может присылать на мобильный телефон информацию по его банковским продуктам.

Однако заявитель представил информацию о том, что согласие на получение оповещений рекламно-информационного характера он отозвал 14.01.2016, посредством обращения в ПАО «Сбербанк». О факте данного обращения свидетельствует ответ ПАО «Сбербанк» от 22.01.2016.

Кроме того в вышеуказанном ответе от 22.01.2016 данное смс-сообщение о возможности оплаты услуг ЖКХ при помощи услуги «Автоплатеж» поименовано как непосредственно сообщение рекламно-информационного характера.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что рекламораспространителем является ПАО «Сбербанк», которое несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.

Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 18 «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, действия ПАО «Сбербанк», являющегося рекламораспространителем указанного смс-сообщения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Вина ПАО «Сбербанк» заключается в том, что оно 30.06.2016 в 10 часов 00 минут распространило смс-сообщение рекламного характера: «Уважаемый клиент! Оплачивайте услуги ЖКХ при помощи услуги Автоплатеж. Ваш Сбербанк», без согласия абонента на его получение, что в свою очередь привело к нарушению требований установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ПАО «Сбербанк» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения. Общество могло и должно было предотвратить и не допустить распространение ненадлежащей рекламы, однако этого не сделало.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Паутов И. Г. приходит к выводу о совершении ПАО «Сбербанк» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ПАО «Сбербанк» административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, на основании документов, представленных в материалы дела.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И. Г.,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь публичное акционерное общество «Сбербанк» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в связи с нарушением части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», выразившимся в распространения рекламной информации посредством телефонной связи (через смс-рассылку), без согласия абонента на ее получение, к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа

в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:

Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001

УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль

БИК 047888001

Счет № 40101810700000010010

УИН 0319883760012400000679133

Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000016000140 и код ОКТМО 78701000 .

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу «___» ______________2017 г.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года со дня вступления постановления в законную силу.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России И. Г. Паутов

 

Дата выдачи постановления «___»____________________________

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Связанные организации

Связанные организации не указаны