Решение б/н Решение по жалобе на действия (бездействие) заказчика закупк... от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ПАО «ОДК-Сатурн»

 

e-mail: avtimirgaev@rt-ci.ru

 

Заявитель

ООО «Корпоративные Системы»

 

e-mail: info@corpsyst.ru

 

Электронная торговая площадка

ETPRF

 

e-mail: sale@mail.etprf.ru

(для сведения)

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-59/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.01.2021                                    г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 29.01.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Лысов И.Д.,

с участием:

от заказчика – ПАО «ОДК-Сатурн» (далее – Заказчик) <…> (по доверенности),

в отсутствие представителя заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Корпоративные Системы» (далее – Заявитель) (вх. № 384 от 19.01.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК-Сатурн» (ИНН 7610052644, ОГРН 1027601106169), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Корпоративные Системы» (вх. № 384 от 19.01.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК-Сатурн», при проведении конкурса в электронной форме 1704-2020-00882 на поставку установки вакуумно-компрессионной пропитки (изв.
№ 32009869772).

Обжалуемые действия (бездействие)установление неправомерных критериев оценки заявок участников закупки, влекущих необоснованное ограничение конкуренции.

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы
552/06-07 от 21.02.2021.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее — Закон о защите конкуренции) установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Установление неправомерных критериев оценки заявок участников закупки свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного жалоба ООО «Корпоративные Системы» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

30.12.2020 ПАО «ОДК-Сатурн» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009869772 о проведении конкурса в электронной форме 1704-2020-00882 на поставку установки вакуумно-компрессионной пропитки.

При организации и проведении запроса котировок Заказчик руководствуется Законом о закупках и Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупке), а также извещением о проведении конкурса.

 

В соответствии с пунктом 10.4.5 Положения о закупке в извещении, документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены следующие квалификационные требования: 1) наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; 2) наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема; 3) наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; 4) наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; 5) наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества).

В силу пункта 10.4.6 Положения о закупке квалификационные требования к участникам процедуры закупки, указанные в подп. 10.4.5(1)-10.4.5(4)  могут быть установлены, в том числе, при проведении закупки товаров, начальная (максимальная) цена которой составляет 50 000 000 рублей с НДС и более. Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки – 62 500 000 рублей.

Согласно условиям конкурсной документации, оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании критериев оценки и в порядке, установленном Приложением №2 к информационной карте «ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК». Согласно данному порядку оценка и сопоставление заявок осуществляется с учетом критериев:

1. Цена договора или цена за единицу продукции – весомость 60%;

2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – 10%;

3. Срок предоставления гарантии качества продукции – 10%;

4. Квалификация участника закупки – 20%, их них:

подкритерий № 1 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору – 30%,

подкритерий № 2 – наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема – 70%.

Согласно пункту 4.1 Приложения №2 документами, подтверждающими обеспеченность кадровыми ресурсами, является справка о кадровых ресурсах (форма 4) по форме подраздела 7.3, включая обязательные приложения к ней (в отношении каждого из заявляемых специалистов):

- копии трудовых книжек или трудовых договоров, или договоров гражданско-правового характера с участником закупки;

- копии документов об образовании (дипломов).

Заявитель считает необоснованным, ограничивающим конкуренцию и противоречащим Положению о закупке применение Заказчиком при оценке и сопоставлении заявок участника подкритерия № 1.

Заявитель полагает, что отсутствие у участников конкурса сотрудников с высшим профессиональным образованием по обозначенным в документации специальностям не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса. По мнению Заявителя, кадровые, материально-технические ресурсы могут быть привлечены, приобретены, арендованы участником конкурса после подведения итогов закупки. 

Также заявитель считает, что дополнительные требования о наличии необходимых кадровых ресурсов могут устанавливаться заказчиком исключительно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Однако, данное Постановление применяется в отношении закупочных процедур, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и, соответственно, положения данного Постановления не могут применяться к данной закупке.

Представитель Заказчика относительно доводов Заявителя пояснил, что Положение о закупке предусматривает право Заказчика устанавливать обжалуемый критерий оценки. В соответствии с пунктом 2 извещения об осуществлении закупки предметом заключаемого по итогам закупки договора является поставка, монтаж, пуско-наладка, ввод в эксплуатацию установки вакуумно-компрессионной пропитки, а также инструктаж персонала работе на оборудовании. Наличие у поставщика специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Металлургия, машиностроение и металлообработка» предполагает исполнение обязательств по договору с привлечением работников, специализирующихся на выполнении работ, оказании услуг в указанной сфере.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется, в том числе, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Следовательно, установление подкритерия № 1 направлено на выявление в результате торгов лиц, исполнение договора которыми в наибольшей степени будет отвечать целям экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции и сокращения издержек заказчика.

Стоит отметить, что подтверждение участником Закупки собственной обеспеченности кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, в порядке, установленном содержанием подкритерия
№ 1, осуществляется участником добровольно с целью повышения предпочтительности своей заявки и свидетельствует о снижении для Заказчика рисков неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору таким участником.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что подкритерий № 1 установлен Заказчиком правомерно в соответствии с нормами Положения о закупке, а его содержание обусловлено предметом закупки. Кроме того, подкритерий № 1 является подкритерием оценки и сопоставления заявок и не влияет на допуск к участию в закупке, а, следовательно, факт необоснованного ограничения конкуренции путем установления данного подкритерия отсутствует.

Согласно пункту 4.2 Приложения №2 документами, подтверждающими наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема, является справка о наличии опыта (форма 3)  по форме, установленной в подразделе 7.3, с приложением подтверждающих документов (в отношении каждого из заявляемых договоров), а именно:

- копии договоров, подписанные обеими сторонами;

- копии товарных накладных (форма ТОРГ-12) и/или актов приема-передачи товара или иных документов, предусмотренных договором, в которых указан факт поставки товара, подписанные обеими сторонами;

- копии актов ввода оборудования в эксплуатацию или иных документов, предусмотренных договором, в которых указан факт выполнения работ (услуг), свидетельствующих о готовности оборудования для эксплуатации, подписанные обеими сторонами;

- копия справки, выданной банком, о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Документы, предоставленные участником закупки, оцениваются в совокупности. Следовательно, только при наличии всего пакета документов участник закупки подтверждает наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.

Заявитель полагает неправомерным установление требования по предоставлению копии справки, выданной банком, о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема, поскольку копия данной справки, по мнению Заявителя, не может выступать подтверждением исполнения поставщиком своих обязательств по поставке, выполнению работ, оказанию услуг.

Представитель Заказчика пояснил, что установление требования о предоставлении справки из банка обусловлено необходимостью Заказчика исключения рисков принятия к зачету в рамках оценки фальсифицированных документов путем подтверждения факта проведения расчетов по представленным договорам независимой третьей стороной.

Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема не является критерием допуска к участию в закупке, а является критерием оценки заявок участников закупки.

Следовательно, предъявленные к документам, необходимым для подтверждения наличия опыта, требования не могут ограничивать количество участников закупки.

Кроме того, Заявитель не привел доказательств невозможности предоставления справки, выданной банком, о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, ознакомившись с пояснениями и документами, представленными сторонами, приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком квалификационных требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу ООО «Корпоративные Системы» (вх. № 384 от 19.01.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК-Сатурн» (ИНН 7610052644, ОГРН 1027601106169), при проведении конкурса в электронной форме 1704-2020-00882 на поставку установки вакуумно-компрессионной пропитки (изв. № 32009869772), необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России № 552/06-07 от 21.01.2021.

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                                                                        С.А. Шарутина

 

А.М. Давыдова

 

И.Д. Лысов

Связанные организации

Связанные организации не указаны