Решение №1059 решение от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                               ООО «Виномания»

 

                                                                                корп. литер А, оф. 2, эт.каб 13,

                                                                                г. Ярославль, пр. Связистов, д. 5 а,

                                                                               150020

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/21-1000/2020

«21» января 2021 года                                                                                         г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «03» февраля 2021 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

             председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления           Гудкевич Е. В.,

              члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

              рассмотрев дело № 076/05/21-1000/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы магазина «Виномания», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «Виномания», привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по доверенности  от  11.01.2021 г.   ,

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе                             21 сентября 2020 г., 28 сентября 2020 г., 05 октября 2020 г, 06 октября 2020 г.,                                  07 октября 2020 г. выявлены факты распространения информации следующего содержания: «НА ВСЕ ПИВО %» с изображением пивных бутылок с надписями «BEER» на открытой двери магазина «Виномания» по адресу: г. Ярославль,               ул. Ушинского, д. 34.

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21,          части 2.1 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21    Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО «Виномания».

            20.01.2021 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, в  рассмотрении дела № 076/05/21-1000/2020 объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 21.01.2021 г.,  в рамках которого у                                ООО «Виномания» запрошены документы, а именно, сведения о крепости реализуемого пива, с приложением соответствующих доказательств.

ООО «Виномания» запрошенные документы представлены.

21.01.2021 г. в 16 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/21-1000/2020 продолжено.

Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения               ООО «Виномания», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная на двери магазина «Виномания», обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования выступает магазин «Виномания», в котором, как следует из рекламы, реализуется алкогольная продукция (пиво).

В соответствии с Письмом ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама", а также Письмом ФАС России от 26.12.2013 № АК/53059/13 «О разграничении понятий вывеска и реклама» системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри  группы  однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Таким образом, поскольку рассматриваемая рекламная информация, размещенная на двери магазина «Виномания»,  не содержит указания на конкретные марки пивной продукции, то в данном случае имеет место не реклама пива и алкогольной продукции, а рекламируется магазин «Виномания».

Вместе с тем, согласно пункту 4 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, поскольку рассматриваемая рекламная информация о продавце алкогольной продукции размещена на открытой двери помещения, которая используется в качестве рекламной конструкции и является конструктивным элементом здания, то в данном случае установлено нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 г. № 15АП-22216/2015.

Согласно вывеске перед входом в данный магазин, деятельность в магазине «Виномания» осуществляет  ООО «Виномания» (ИНН 7603060490).

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Специалистами Ярославского УФАС России при посещении магазина «Виномания» по адресу: г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 34 установлено, что в данном магазине реализуется пиво крепостью с содержанием этилового спирта более 5 %, что подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными, в связи с чем, в данной рекламе установлено также нарушение части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Представитель ООО «Виномания» на заседании Комиссии 11.12.2020 г. пояснила, что данная организация с нарушением не согласна, дверь магазина не использовалась намеренно в качестве рекламной конструкции, дверь была иногда открыта только потому, что не работал доводчик двери, из-за чего дверь иногда не закрывалась после ухода посетителей. Кроме того, по мнению ООО «Виномания», дверь по смыслу законодательства РФ о рекламе не является рекламной конструкцией.

Также представитель ООО «Виномания» пояснила, что в магазине реализуется пиво различной крепости, в том числе с содержанием этилового спирта более 5 %. В подтверждение в материалы дела представлены копии товарных накладных № 49366 от 02.09.2020 г., № 883 от 04.09.2020 г., № 985 от 01.10.2020 г., № 55295 от 28.09.2020 г., № 43150 от 06.08.2020 г., № 28190 от 09.07.2020 г., № 36899 от 13.07.2020 г.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Поскольку рассматриваемая реклама размещена в непосредственной близости от театра им. Федора Волкова, на расстоянии менее 100 м (по данным справочного сервиса «Яндекс. Карты» на расстоянии 68, 2 м), то в данном случае также установлено нарушение пункта 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».  

              Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  Закона несет рекламодатель.

              Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, в соответствии с пунктом  7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является                                 ООО «Виномания».

          Следовательно, ООО «Виномания» как рекламораспространитель  рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 5 части 2 статьи 21,         части 2.1 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

           Ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу: «НА ВСЕ ПИВО %» с изображением пивных бутылок с надписями «BEER», размещенную на открытой двери магазина «Виномания» по адресу: г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 34, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

          3. Выдать ООО «Виномания» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          4. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                     Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                                А. В. Семенюк

                                                                                                              С.Д. Солодяшкина                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны