Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов:

Министерство конкурентной политики Ярославской области

150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

mkp@yarregion.ru

 

Инициатор аукциона:

Администрация городского поселения Углич Ярославской области

152615, Ярославская область, Угличский район, г. Углич, ул. Ярославская, дом 4

info@goroduglich.ru.

 

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель ...

 

АО «Сбербанк - АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

info@sberbank-ast.ru

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-907/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2024                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2024

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – ..., члены Комиссии – ..., ...,

с участием:

от Министерства конкурентной политики Ярославской области (далее – МКП ЯО) – ... (по доверенности),

от Администрации городского поселения Углич Ярославской области – ... (по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП ... (вх. № 9602-ЭП/24 от 14.06.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства конкурентной политики Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, муниципальный район Угличский, городское поселение Углич, город Углич, шоссе Рыбинское, земельный участок 37б, Кадастровый номер: 76:22:010208:604, Площадь земельного участка: 169 кв.м, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: объекты дорожного сервиса) (извещение № 22000149210000000864, лот №1), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское межрегиональное УФАС России поступила жалоба ИП ... (вх. № 9602-ЭП/24 от 14.06.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства конкурентной политики Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, муниципальный район Угличский, городское поселение Углич, город Углич, шоссе Рыбинское, земельный участок 37б, Кадастровый номер: 76:22:010208:604, Площадь земельного участка: 169 кв.м, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: объекты дорожного сервиса) (извещение № 22000149210000000864, лот №1).

Обжалуемые действия (бездействие): нарушение порядка организации и проведения аукциона.

В жалобе Заявитель указывает, что:

(1) извещение о проведение аукциона и аукционная документация не содержат все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные правилами землепользования и застройки для данной территориальной зоны;

(2) согласно извещению о проведении аукциона, участвовать в вышеуказанном аукционе имели право только физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей. Тогда как согласно протоколу рассмотрения заявок к аукциону были допущены три юридических лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и, соответственно, не имели права, согласно Извещению о проведении аукциона, участвовать в вышеуказанном аукционе.

Осознавая противоправность действий организатора аукциона, Заявитель посчитал для себя неприемлемым риском участвовать в данном аукционе и делать ценовые предложения, так как в случае победы нес бы неоправданный риск в случае признания торгов недействительными (ст. 449 ГК РФ) по заявлению других участников аукциона либо надзорных органов, со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями. Кроме того, при отмене результатов аукциона победитель будет вынужден привести земельный участок в первоначальный вид, убрать все возведенные постройки, ограждения и т.д., что также приведет к значительным и неоправданным убыткам.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил в подтверждение своей позиции письменные пояснения.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

07.05.2024 организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ размещено извещение № 22000149210000000864 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, муниципальный район Угличский, городское поселение Углич, город Углич, шоссе Рыбинское, земельный участок 37б, Кадастровый номер: 76:22:010208:604, Площадь земельного участка: 169 кв.м, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: объекты дорожного сервиса) (далее - Извещение).

 

(1) В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Согласно представленной организатором торгов выписке ЕГРН земельный участок (лот № 1) с кадастровым номером: 76:22:010208:604 имеет вид разрешенного использования: объекты дорожного сервиса, иные виды разрешенного использования в реестре отсутствуют.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 76:22:010208:604 проводится во исполнение постановления Администрации г.п. Углич Ярославской области от 19.03.2024 № 93 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка» (далее – Постановление).

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления необходимо провести аукцион в электронной форме, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы (участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые), на право заключения договора аренды земельного участка категории земель населенных пунктов площадью 169 кв.м., с кадастровым номером  76:22:010208:64, расположенного по адресу: Ярославская область, муниципальный район Угличский, городское поселение Углич, город Углич, шоссе Рыбинское, земельный участок 376, с разрешенным использованием — объекты дорожного сервиса.

Подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

В целях реализации указанных требований в Извещении о проведении спорного аукциона указано, в том числе:

«Предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка Вид разрешенного использования: объекты дорожного сервиса. Срок аренды – 2 (Два) года 6 (шесть) месяцев…».

Соответственно, спорный аукцион на право заключения договора аренды проводится во исполнение постановления Администрации г.п. Углич Ярославской области от 19.03.2024 № 93 (т.е. на основании решения уполномоченного органа в отношении конкретного земельного участка с конкретным видом разрешенного использования), которое является действующим и не оспорено в установленном действующим законодательством порядке.

Таким образом, Комиссия по данному доводу при имеющихся в распоряжении документах и информации не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях организатора торгов – МКП ЯО, инициатора торгов - Администрации городского поселения Углич Ярославской области, нарушений действующего законодательства.

 

(2). Согласно пункту 9 статья 39.11 ЗК РФ Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

В пункте 10 статья 39.11 ЗК РФ установлено, участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

По пункту 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации г.п. Углич от 19.03.2024 № 93 установлено, что форма проведения торгов – аукцион, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы (участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые).

В содержании Извещения (вводная часть) указано, что аукцион проводится в соответствии с требованиями ст. 39.11, 39.12, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации и является закрытым по составу участников и открытый по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы за земельный участок (участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые).

В разделе 7 Извещения установлено, в том числе, следующее:

«Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образцов документов, то есть документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов:

- заявка на участие в аукционе по форме организатора аукциона;

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя ((для граждан,  зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятых) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации представляются копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно));  - в случае, если от имени Заявителя действует представитель по доверенности, -доверенность на осуществление действий от имени Заявителя, оформленная в установленном порядке;

- копия документа о государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых…».

Таким образом, в соответствии с положениями Постановления и Извещения (вводная часть, раздел 7) участниками данного аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые, на которых лежит обязанность продекларировать свою принадлежность к данным субъектам путем представления в форме документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (приложить копию документа о государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых).

Однако Комиссией установлено, что в разделе 3 Извещения организатором торгов указано следующее:

«3. Требования к Заявителям аукциона.

Заявителем на участие в аукционе в электронной форме может быть индивидуальный предприниматель (сокращённо — ИП) — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, претендующий на заключение договора аренды земельного участка, имеющий электронную подпись, оформленную в соответствии с требованиями действующего законодательства удостоверяющим центром (далее - ЭП), и прошедшие регистрацию (аккредитацию) на электронной площадке в соответствии с Регламентом Оператора электронной площадки и Инструкциями Претендента/Арендатора, размещенными на электронной площадке (далее - Регламент и Инструкции)…»

При этом в данном (специальном) разделе не упоминается, что заявителями на участие в аукционе могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя (иной организационно-правовой формы), либо самозанятые.

Комиссия считает, что наличие подобных формулировок (противоречий) ведет к повышению риска возникновения неоднозначного толкования потенциальными участниками закупки условий закупки, а именно, что участниками закупочной процедуры могут быть непосредственно индивидуальные предприниматели, не обладающие каким-либо дополнительным статусом, либо исключительно индивидуальные предприниматели, обладающие статусом субъектов малого и среднего предпринимательства, что не согласуется с целью настоящей закупки.

Так, на участие в данной закупки подали заявки участники, являющиеся субъекты малого и среднего предпринимательства и не являющиеся таковыми, что подтверждается протоколом об определении участников от 11.06.2024 № 1. 

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении закупки и закупочной документации, должны быть сформированы единым, непротиворечивым, исключающим неоднозначное толкование участниками закупки образом.

Указанные действия организатора торгов, инициатора торгов являются нарушением требований пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП ... (вх. № 9602-ЭП/24 от 14.06.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства конкурентной политики Ярославской области, инициатора торгов - Администрации городского поселения Углич Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, муниципальный район Угличский, городское поселение Углич, город Углич, шоссе Рыбинское, земельный участок 37б, Кадастровый номер: 76:22:010208:604, Площадь земельного участка: 169 кв.м, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: объекты дорожного сервиса) (извещение № 22000149210000000864, лот №1) обоснованной в части нарушения пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Признать организатора торгов, Министерство конкурентной политики Ярославской области, инициатора торгов, Администрацию городского поселения Углич Ярославской области, нарушившими пункт 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать организатору торгов, Министерству конкурентной политики Ярославской области, инициатору торгов, Администрации городского поселения Углич Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны