Решение №5424/05-02 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 17 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Общество с ограниченной ответственностью «ЦС Проект»

Каширское шоссе, дом 3 корпус 2, строение 2, помещение 6, этаж 2,

Москва, 115230

visit.kchr.09@gmail.co

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15,

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

Государственное казенное учреждение Ярославской области

«Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области»

ул. Некрасова, д. 58

г. Ярославль, 150040

agency@edu.yar.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-325/2019

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н. члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., врио главного-специалиста-эксперта отдела контроля закупок Шарутина С.А.

с участием:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «ЦС Проект» (далее - также ООО «ЦС Проект», общество, заявитель) - представителя не направил, о месте, дате, времени заседания Комиссии извещен надлежащим образом;

от заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области» (далее также - заказчик) – директора Лежниковой И.В., представителей по доверенности Коптевой А.Н., Литвинюк Е.А.;

от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее – уполномоченный орган) - представителя по доверенности Роговой Н.А.

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЦС Проект» на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области» и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0171200001919000872) (далее - аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным соответствующим приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

03.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЦС Проект» на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области» и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0171200001919000872).

В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия аукционной документации на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0171200001919000872) требованиям Закона № 44-ФЗ:

1. в документации об аукционе в электронной форме не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в силу положений соответствующего постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее также - Постановление № 1236) в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, поскольку одним из требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки согласно аукционной документации является наличие предустановленного и активированного программного обеспечения;

2. размещенные в Единой информационной системе на официальном сайте (далее - ЕИС) обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее также - Обоснование), применимо к операционной системе не содержат указания на:

- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

- функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (при осуществлении закупки программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению),

что, по мнению заявителя, указывает на нарушения подпунктов в) и г) соответственно пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236 (далее – Порядок);

3. размещенные в ЕИС Обоснования в отношении офисных приложений, в частности, отсутствия возможности офисных приложений российского происхождения выполнить и далее содержится ссылка на пункты, установить наличие которых как в аукционной документации, так и в самом Обосновании не представляется возможным ввиду их отсутствия, что привело к нарушению подпунктов б) и в) пункта 3 Порядка.

4. в документации об аукционе в электронной форме применимо к товару «Интерактивный комплекс в комплекте с мобильной стойкой и вычислительным блоком интерактивного комплекса» установленное требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам вычислительного блока в отношении описания единого разъема подключения, в частности технических возможностей USB в целях подключения сенсора касания, является технически неисполнимым, что, как считает заявитель, приводит к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ; в аукционной документации отсутствует указание на технические характеристики ресурса - собственные разработки – БАПО ГОАУ ЯО ИРО – разработка учебных материалов созданных с использованием цифрового оборудования (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=28); СДО Ilias;

5. в аукционной документации рассматриваемого аукциона в электронной форме отсутствуют сведения о соответствии установленных требований к результатам тестов производительности процессоров требованиям технических регламентов Российской Федерации или документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (так, например, к производительности процессора по тесту PassMark значение показателя установлено не менее 7 500 единиц);

6. в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом в одну закупку (один лот) объединены товар, являющийся компьютерной техникой и товар, представляющий собой программное обеспечение, не смотря на то, что непосредственная взаимосвязь старта использования компьютерной техники с программным обеспечением не подтверждается, что не соответствует положениям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и влечет за собой, как считает заявитель, ограничение количества участников закупки;

7. в аукционной документации установлены требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам интерактивного комплекса, схожие по описанию с соответствующими характеристиками иной интерактивной панели, в то время как приводится Обоснование, что модели интерактивных панелей иных производителей и поставщиков не обеспечивают полного соответствия требованиям, установленным в описании объекта закупки, что приводит к нарушению заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ;

8. аукционная документация рассматриваемого электронного аукциона не содержит указание на функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, наличие которых должно обеспечивать работу распространенных образовательных и общесистемных приложений, совместимых со всем оборудованием, поставляемых в рамках контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ;

9. в аукционной документации, в частности, приложении № 1 к контракту, содержится положение, обязывающее участника закупки, с которым заключается контракт, указать цену за каждую единицу товара, в то время как частью 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что предлагаемый для подписания проект контракта составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Просит признать жалобу обоснованной, принять меры, направленные на устранение указанных выше нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа, в свою очередь, пояснили, что не согласны с доводами жалобы; представили письменные пояснения по доводам жалобы, считают, что аукционная документация полностью соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области 14.06.2019г. в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0171200001919000872 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта при проведении аукциона в электронной форме на поставку компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта 30 018 578 рублей 80 копеек.

В отношении первого довода заявителя Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, предусмотренной положениями самой части 1 указанной статьи, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении аукциона в электронной форме наряду с предусмотренной указанной частью информацией должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 10 статьи 42 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок; в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений; в таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию; определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Один из таких запретов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, при осуществлении закупки, объектом которой является товар, в отношении приобретения которого нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации установлен запрет, информация о таком запрете должна быть указана в извещении о проведении аукциона в электронной форме и документации об электронном аукционе.

С учетом вышеизложенного, применимо к рассматриваемому аукциону содержание установленного Постановлением № 1236 запрета должно быть указано в извещении и аукционной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, порядок подготовки которого и требования к его содержанию устанавливается в таких нормативных правовых актах.

Таким образом, допуская в случаях, установленных законом, осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, где объектом закупок является товар, в отношении которого действует запрет, законодатель заложил обязанность заказчика доказать (оправдать) невозможность соблюдения установленного запрета.

Пунктом 2 Постановления предусмотрены случаи, допускающие исключения из установленного в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ указанным пунктом Постановления № 1236 запрета:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Постановлением № 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Соответственно, при осуществлении закупки программного обеспечения в случаях, предусмотренных подпунктами а), б) пункта 2 заказчиком подготавливается и утверждается обоснование, которое в соответствии с правилами, установленными Порядком также подлежит размещению в ЕИС.

Ранее отмечалось, что в соответствии с пунктом 2(2) Постановления № 1236 установлено, что в целях реализации данного нормативного акта, устанавливающего запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, происхождение программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации подтверждается наличием в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.

В соответствии с пунктом 2(1) для целей применения пункта 2 Постановления № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В соответствии с аукционной документацией рассматриваемого аукциона (извещение № 0171200001919000872) объектом закупки является поставка компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Согласно разделу 2 аукционной документации «Информационная карта аукциона», содержащему описание объекта закупки (наименование товара, его функциональные, технические и качественные характеристики) в перечень товаров, подлежащих закупке входят среди прочих ноутбук для управленческого персонала (позиция 2) Предустановленное и активированное программное обеспечение, ноутбук учителя (позиция 3), интерактивный комплекс в комплекте с мобильной стойкой и вычислительным блоком интерактивного комплекса (позиция 4), где одним из требований к характеристикам товара установлено наличие предустановленного и активированного программного обеспечения (в частности Microsoft Office 2016 (русифицированная версия), Microsoft Windows 10 Professional (русифицированная версия), Microsoft Windows 10 Professional (русифицированная версия).

Согласно разделу 1 «Информационная карата аукциона» аукционной документации пунктом 9 предусмотрена информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, где в соответствующей графе, корреспондирующей графе о наличии условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами самостоятельным пунктом обозначено, что «запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных - не установлен», при этом одновременно указывается на наличие предусмотренного Постановлением № 1236 Обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 1236 и возможности ознакомиться с ним (размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок отдельным электронным документом).

Соответственно, содержание самого запрета (установленного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации), невозможность соблюдения которого заказчик подкрепляет в виде самостоятельного документа (как и предусмотрено правилами Порядка) в аукционной документации отсутствует.

Отсутствует указание запрета в отношении товара, являющегося объектом закупки рассматриваемого аукциона, и в извещении.

Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, не установив в аукционной документации и извещении предусмотренный Постановлением № 1236 запрет, допустили нарушение пункта 10 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

В отношении второго и третьего доводов заявителя, Комиссией установлено следующее.

Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлен соответствующим постановлением Правительства № 1236.

В соответствии с пунктом 3 Обоснования последнее должно содержать, в том числе

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 Порядка.

В качестве Приложения к аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом в ЕИС размещены два Обоснования (утвержденные заказчиком 24.05.2019), оформленные, в том числе, в таблицу, содержание которой составляет информация о порядковом номере реестровой записи программного обеспечения в реестре российского программного обеспечения, его название, класс и само обоснование установленного несоответствия.

При этом в качестве обоснования несоответствия программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению по классу операционных систем в соответствующей графе указано, что несоответствие заключается в отсутствии полной совместимости с ранее приобретенным функционирующим программным обеспечением, при этом функциональные, технические и эксплуатационные характеристики используемой операционной системы, позволяющие однозначно определить, что те или иные характеристики программного обеспечения, зарегистрированного в соответствующем реестре в соответствии с Постановлением № 1236, не позволяют обеспечить в полном объеме функционирование операционной системы, отсутствуют.

В отношении офисных приложений, в частности, применимо к программному обеспечению «Мой Офис Частное Облако», «Мой Офис Профессиональный» в обоснование несоответствия заказчиком и уполномоченным органом выбрана ссылка на пункты аукционной документации (2.3.3.-2.3.6.), установить наличие которых не представляется возможным ввиду их отсутствия, и, соответственно, определить, чем обусловлена необходимость закупки последнего.

В текстовой же части Обоснований содержится лишь указание на требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки (операционной системой, офисным приложением), установленные заказчиком, которому должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик и уполномоченный орган, включив в аукционную документацию обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств без указания на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки, допустили нарушение подпункта «г» пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При рассмотрении четвертого, пятого, седьмого доводов заявителя Комиссия пришла к выводу об их несостоятельности по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, заказчик в зависимости от своих потребностей в аукционной документации должен установить требования к поставке программного обеспечения с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.

В разделе 2 документации об аукционе в электронной форме заказчиком определены требуемые к поставке компьютерное оборудование и оргтехника, включая функциональные, технические и качественные характеристики таких товаров.

Как следует из представленных пояснений заказчика и уполномоченного органа, описание объекта закупки, в том числе в части оспариваемых заявителем положений, сформировано на основании направленного в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письма Министерства просвещения России от 16.04.2019 № МР-507/02 в соответствии с письмом Федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования» от 08.05.2019 исх. № 752 «О согласовании примерного перечня оборудования» с учетом содержания соответствующих приложений с целью унификации примерных перечней оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.

Учитывая, что рассматриваемая закупка осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», основания у Комиссии не доверять источникам, разъяснительная деятельность которых позволит общеобразовательным учреждениям на территории российской Федерации включиться в национальный проект, отсутствуют, а доказательств обратного заявителем не представлено.

Согласно разделу 2 документации об электронном аукционе «Описание объекта закупки» при описании вычислительного блока интерактивный комплекс в комплекте с мобильной стойкой и вычислительным блоком интерактивного комплекса заказчиком и уполномоченным органом определены следующие требования к характеристикам: тип установки и подключения вычислительного блока: блок устанавливается в специализированный слот на корпусе интерактивного комплекса (позволяющий выполнять снятие и установку блока, непосредственно на месте установки, не разбирая интерактивный комплекс и не снимая его с настенного крепления), содержащий единый разъем подключения вычислительного блока; указанный разъем имеет, контакты электропитания вычислительного блока от встроенного блока питания интерактивного комплекса, контакты для подключения цифрового видеосигнала и USB для подключения сенсора касания.

Из определенных заказчиком характеристик к вычислительному блоку интерактивного комплекса однозначно следует, что единый разъем подключения вычислительного блока должен иметь USB для подключения сенсора касания, который, по мнению заказчика, необходим для обработки информаций касаний на интерактивной панели, то есть от сенсора касания интерактивной панели к вычислительному блоку.

В разделе 2 аукционной документации в числе прочего указано, что устанавливаемая современная операционная система Microsoft Windows 10 Professional должна быть с графическим пользовательским интерфейсом; обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений (список используемого программного обеспечения и электронных ресурсов приведен в Приложении №1 к Разделу 2 «Описание объекта закупки»); совместимая со всем оборудованием, поставляемым в рамках контракта. Устанавливаемое программное обеспечение Microsoft Office 2016 предназначено для просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространенных форматов.

Обратившись к приложению № 1 раздела 2 аукционной документации, Комиссия установила, что последнее содержит перечень программного обеспечения и электронных ресурсов, используемых в образовательных учреждений, участвующих в целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Одним из таких ресурсов являются собственные разработки – БАПО ГОАУ ЯО ИРО – разработка учебных материалов созданных с использованием цифрового оборудования (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=28); СДО Ilias.

В данном случае имеется ссылка на соответствующий ресурс в сети интернет, при обращении к которому представляется возможным определить разработчика данного ресурса, цель его создания.

Согласно разделу 2 аукционной документации «Информационная карта аукциона» в описании товара Ноутбук учителя (позиция 3) в качестве одной из характеристик определена Производительность процессора (по тексу PassMark - CPUBenchMark http: www.cpubenchmark.net ) со значением показателя не менее 7500 единиц.

Представители заказчика и уполномоченного органа отметили, что в настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки в отношении технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) процессора отсутствуют.

Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика и уполномоченного органа у Комиссии не имеется.

Кроме того заявителем, в свою очередь, не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ООО «ЦС Проект», отсутствуют ссылки на положения ГОСТа или иного технического регламента, которым должен соответствовать оспариваемый заявителем показатель «производительность процессора», иного документа, которым бы были установлены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании относительно таких технических и качественных характеристик оспариваемого заявителем оборудования.

Согласно пункту 4 раздела 2 аукционной документации в числе прочего компьютерного оборудования и оргтехники заказчику необходимо поставить интерактивный комплекс в комплекте с мобильной стойкой и вычислительным блоком интерактивного комплекса, для которого определены характеристики (показатели и их значения).

При этом из совокупности приведенных в данном пункте характеристик не следует, что заказчиком необходим к поставке интерактивный комплекс одного конкретного производителя, заявителем документы, подтверждающие данные суждения, не представлены.

Кроме того согласно позиции уполномоченного органа, в целях разработки документации для рассматриваемого аукциона составлялся план информатизации, в котором указано как минимум два производителя для такой позиции товара. Оснований не доверять позиции заказчика и уполномоченного органа не имеется.

В отношении шестого довода Комиссия установила следующее.

Согласно аукционной документации (раздел 2 «Информационная карта аукциона» объектом рассматриваемой закупки является товар, представляющий техническое оборудование (в частности ноутбук) и программное обеспечение (в частности, Microsoft Windows 10 Professional) - технологически и функционально связанные товары (Так, в частности, в соответствии с пунктом 2 Правил программное обеспечение – это программа для электронных вычислительных машин или база данных.)

Учитывая, что заказчиком объединены в один лот - компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, такое объединение не противоречит требованиям действующего законодательства.

(Данная позиция нашла отражение в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.)

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данный довод заявителя не обоснован.

При рассмотрении восьмого довода заявителя, Комиссия установила следующее.

Согласно извещению и аукционной документации объектом закупки является поставка компьютерного оборудования и оргтехники. 

Пунктом 3.13. проекта государственного контракта предусмотрено, что устанавливаемая современная операционная система Microsoft Windows 10 Professional должна быть с графическим пользовательским интерфейсом; обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений, совместимая со всем оборудованием, поставляемым в рамках контракта (список используемого программного обеспечения и электронных ресурсов приведен в Приложении №5 к Контракту).

В свою очередь, Приложением № 5 к проекту государственного контракта определен Объединенный перечень программного обеспечения и электронных ресурсов, используемых в образовательных учреждений, участвующих в целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Соответственно, приложение № 5 проекту контракта вопреки доводам заявителя содержит информацию, предусмотренную отсылающим к последнему пунктом проекта контракта.

Оценивая девятый довод заявителя, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 в контракт включается в том числе условие о порядке и сроках оплаты товара.

Пунктом 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что проект контракта составляется путем включения в том числе цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ.

Исходя из пунктов 2.1 и 2.2 проекта контракта цена контракта составляет ____________(__________________________) рублей, в том числе НДС _____/НДС не облагается.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Согласно пункту 4.1 проекта контракта товар должен по своим характеристикам соответствовать Спецификации (Приложение №1 к Контракту).

Приложение № 1 к проекту контракта представляет собой таблицу, в которой должна быть отражена следующая информация: наименование товара, конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, указание на товарный знак (при наличии), страна происхождения товара, ед. изм., цена за единицу товара, руб., кол-во товара, сумма, руб.

При этом имеется указание на то, что графа «цена за единицу товара, руб.» таблицы заполняется в соответствии с ценовой информацией, предоставляемой победителем (единственным участником) электронного аукциона в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов/протокола рассмотрения единственной заявки/протокола рассмотрения заявки единственного участника аукциона

По сути, часть информации, содержащейся в указанном приложении (графы: «наименование товара», «конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, указание на товарный знак (при наличии)», «страна происхождения товара», «ед. изм.»), дублирует содержание первой части заявки участника закупки, признанного победителем, с которым заключается контракт по итогам проведения аукциона в электронной форме; оставшаяся – указывается при заключении контракта.

Как пояснили представители заказчика, необходимость включения спорных показателей в спецификацию, являющейся неотъемлемой частью проекта контракта, обусловлена дальнейшим ведением бухгалтерского учета приобретенного оборудования по кодам бюджетной классификации в соответствии с действующим законодательством.

В данном случае данное положение проекта контракта не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и согласуется с тем, что юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 ГК РФ).

Таким образом, заполнение в соответствующей графе приложения к контракту цены за единицу товара не изменяет существенные условия контракта о цене.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 Закона № 44-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЦС Проект» на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области» и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования и оргтехники для реализации целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0171200001919000872) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 10 статьи 42 Закон № 44-ФЗ, подпункта «г» пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Признать заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области» и уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ярославской области, нарушившим пункт 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, подпункт «г» пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Не выдать заказчику - государственному казенному учреждению Ярославской области «Агентство по обеспечению функционирования образования Ярославской области», и уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку предписание выдано по делу № 076/06/64-308/2019 от 10.07.2019.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Лебедева С.Н.

Члены Комиссии Катричева Е.И.

Шарутина С. А.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны