Решение №396/04-01 Решение и предписание по делу от 22 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП

№ 396/04-01 от 18.01.2017

 


 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/63-16

«29» декабря 2016 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И. Г.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Бочарова А. В.,

рассмотрев дело № 04-01/63-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы бара «Крафт и Бургер», а также пивной продукции, реализуемой в данном баре, в частности, марок «Вишневый эль «Чехов», «American Pale Ale», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП ,

 

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России в связи с поступившим 11 октября 2016 г. обращением физического лица 21 октября 2016 г. установлен факт распространения информации следующего содержания: «Крафт и Бургер/Ярославль/Чайковского д. 40 разыгрывает: Пиво Вишневый эль Чехов и Фирменный Бургер для одного призера!...», размещенной в сети Интернет на сайте «В Контакте», в частности, 15 августа 2016 г. в 05.10 на странице «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno), 16 августа 2016 г. в 05.00 на странице «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat).

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ИП , поскольку рассматриваемая реклама содержит информацию о пиве, в частности, марок «Вишневый эль «Чехов», «American Pale Ale», и размещена в сети Интернет на сайте «В Контакте» на страницах «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno), «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat).

ИП пояснил, что в социальной сети «В Контакте» в группах «Подслушано в Ярославле», «Бесплатно в Ярославле» действительно размещалась реклама пивных баров и стационарных пивных магазинов. Правилами социальной сети «В Контакте», как и законодательством РФ запрещена реклама алкогольной продукции и дистанционная продажа алкоголя. ИП считает, что руководствовался этими правилами, возможно, ошибочно. Неоднократно вступал в переписку с технической поддержкой социальной сети «В Контакте» по поводу соответствия того или иного конкурса на предмет соблюдения правилам социальной сети «В Контакте». Позиция техподдержки социальной сети «В Контакте» состоит в том, что нельзя рекламировать алкоголь и дистанционную продажу алкоголя, но можно рекламировать стационарные пивные магазины и пивные бары. В данном случае полагал, что реклама алкогольной продукции в рекламе пивбара отсутствует. В данном конкурсе указан пивной бренд, но как казалось, рекламируемым объектом в данном случае является группа пивбара, указание же бренда пива в качестве приза является просто конкретизацией приза, но не его рекламой. С производителями алкогольного бренда не состоял ни в каких отношениях. Считал, что в данном случае имеет место разрешенная реклама пивбара, но не пива. Поскольку до августа 2016 г. часть конкурсов размещалась бесплатно, либо цена сделок была минимальной, сделки заключались в устной форме посредством переписки в сети «В Контакте». Лицам отправлялись оферты, которые они принимали. Договоры с пивбарами не заключались в письменной форме с целью ускорения гражданского оборота. Представить счета, акты и договоры нет возможности, поскольку оплата происходила со стороны физических лиц на мой карточный счет в Сбербанке. Это не были юридические лица. Скорее всего, это были работники пивбаров, либо smm-рекламщики, занимающиеся раскруткой групп «В Контакте», их отношение к пивбарам не выяснял. Установить точно этих физических лиц не может, так как старая переписка до сентября 2016 г. уже удалена. Кроме того, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны и билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой, следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются. ИП полагал, что его группы в социальной сети «В Контакте» «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno), «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat) являются аккумулятором акций от компаний, позволяющих приобрести товар со 100-процентной скидкой, то есть выиграть. Вину ИП признает, спорная реклама не размещается с 30 октября 2016 г.

Копии аналогичных пояснений ранее представлены ИП в материалы дела (вх. № 20698 от 22.12.2016).

Рассмотрев материалы дела, заслушав ИП Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте «В Контакте» на страницах «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat), «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno) обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектами рекламирования в данной статье выступают бар «Крафт и Бургер», а также пивная продукция, реализуемая в данном баре, в частности, пиво «Вишневый эль «Чехов», пиво «American Pale Ale».

Кроме того, страницы «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno), «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat) на сайте «В Контакте», на которых размещалась рассматриваемая информация, а также и в целом сайт «В Контакте» не являются сайтами, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны и билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на данную информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Письмом ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама", а также Письмом ФАС России от 26.12.2013 № АК/53059/13 «О разграничении понятий вывеска и реклама» системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Рассматриваемая рекламная информация содержит указание на конкретные марки пивной продукции, в частности, марки «Вишневый эль «Чехов», «American Pale Ale». Кроме того, данная информация размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно, на сайте «В Контакте» на страницах «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat), «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno).

Следовательно, в данном случае установлено нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 2 статьи 21 Закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «В Контакте» в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. № 18930 от 15.11.2016) сообщило, что создателем интернет-страниц «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat), «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno) является пользователь Также указано, что создатель обладает полным спектром прав при управлении сообществом.

Согласно выписки из ЕГРИП является индивидуальным предпринимателем.

На основании изложенного и представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.

Ответственность за нарушения требований пункта 8 части 2 статьи 21 «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: «Крафт и Бургер/Ярославль/Чайковского д. 40 разыгрывает: Пиво Вишневый эль Чехов и Фирменный Бургер для одного призера!...», размещенную в сети Интернет на сайте «В Контакте», в частности, 15 августа 2016 г. в 05.10 на странице «Бесплатно в Ярославле!» (http://vk.com/yarbesplatno), 16 августа 2016 г. в 05.00 на странице «Подслушано в Ярославле!» (http://vk.com/yarchat), поскольку в данном случае нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «18» января 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии И. Г. Паутов

Члены Комиссии: Е. В. Гудкевич

С.Д. Солодяшкина

А. В. Бочарова

ИП

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/63-16

 

29 декабря 2016 года город Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И. Г.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Бочарова А. В.,

на основании своего решения от «29» декабря 2016 г. по делу № 04-01/63-16 о признании ненадлежащей рекламы бара «Крафт и Бургер», а также пивной продукции, реализуемой в данном баре, в частности, марок «Вишневый эль «Чехов», «American Pale Ale», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы алкогольной продукции: «Крафт и Бургер/Ярославль/Чайковского д. 40 разыгрывает: Пиво Вишневый эль Чехов и Фирменный Бургер для одного призера!...» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2. ИП представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 марта 2017 г.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии И. Г. Паутов

 

Члены Комиссии Е. В. Гудкевич

 

С.Д. Солодяшкина

 

А. В. Бочарова                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны