Заключение №7755 Заключение от 29 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Хартия»

 

127410, г.Москва,

Алтуфьевское шоссе, д.51

 

150048, г. Ярославль

Московский пр-т, д.149, пом. 66

yaroslavl@hartiya.com

 

"..."

(для уведомления жителей)

"..."

"..."

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №076/01/10-345/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

27 июля 2020 года                                                                                г.Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России "..."

члены Комиссии — начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ "...", специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ "...",

рассмотрев дело №076/01/10-345/2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хартия» (далее — ООО «Хартия»), ИНН 7703770101,                                      ОГРН 1127746462250, юридический адрес: 150048, г. Ярославль, г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.51, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон защите конкуренции»), выразившегося в неправомерном выставлении жителям деревни Круглово Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

у с т а н о в и л а:

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления») .

На территории Ярославской области формируется новая система обращения с ТКО, которая включает в себя их размещение на всей территории области.

До 01.09.2018 затраты на сбор и вывоз ТКО включались в плату за содержание жилого помещения (статья 154 ЖК РФ).

Статус регионального оператора на территории Ярославской области присвоен                ООО «Хартия» (протоколы рассмотрения заявок при участии в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области №1, 2, 3 от 12.04.2018, 16.04.2018, 19.04.2018). 

Между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» заключено соглашение №7 от 23.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с ТКО»  (далее – Соглашение). Согласно пункту 1 Соглашения зона деятельности регионального оператора определена по административной границе Ярославской области.

С 01.09.2018 услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой, единый тариф на которую устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования – Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ООО «Хартия» осуществляет деятельность обращению с ТКО. Таким образом, продуктовые границы рынка определяются как оказание услуг по обращению с ТКО.

Географические границы рынка с учетом пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, Соглашения №7 от 23.05.2018 между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» «Об организации деятельности по обращению с ТКО», территориальной схемы обращения с ТКО на территории Ярославской области, утвержденной приказом Департамента от охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 14.12.2018 №70-н определяются географическими границами зоны деятельности регионального оператора – Ярославской областью.

Согласно аналитическому отчету по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО ООО «Хартия», являясь единственным региональным оператором в географических границах Ярославской области, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, с долей равной 100%.

В соответствии с частями 1-2 и 4-5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее — Правила №1156).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), – с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, –  с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в)  в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее – нежилые помещения), и на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (пункт 8(1) Правил №1156).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4) Правил №1156).

Согласно пункту 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах производства и потребления договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В соответствии с требованиями указанного пункта, ООО «Хартия» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО путем размещения публикаций в региональных изданиях Ярославской области и на своем официальном сайте. Совместно с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проводилась работа по информированию населения в средствах массовой информации и на официальных порталах органов государственной власти о начале оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО с 01.09.2018 (пункт 1.10 Соглашения).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил №1156).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются (пункт 25 Правил №1156):

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон.

Согласно условиям типового договора, региональный оператор обязан, в том числе, принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Постановление №354).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Постановления №354.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148(1) Постановления №354).

Основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО, о предоставлении которой заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении указанной коммунальной услуги, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в пунктах 148(8) — 148(11), пункт 148(19) Постановления №354).

Региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО  собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) – со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (пункт 148(11) Постановления №354).

Пунктами 9-10 Правил №1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В статье 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра").

Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 26 Правил №1156).

В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование ТКО, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО (пункт 30 Правил №1156).

Из приведенных выше правовых норм однозначно следует, что к полномочиям регионального оператора, в числе прочих, относится взаимодействие с органами местного самоуправления в части урегулирования вопросов, касающихся организации мест накопления ТКО.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

С целью организации расчетов с населением региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Хартия», заключены агентские договоры на оказание услуг по организации расчетов, формированию и выставлению квитанций населению.

17.10.2018 между ООО «Хартия» и ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключен агентский договор № 40/РКЦ/ЯРО-2018 об организации расчетов за услуги по обращению с ТКО. Согласно пункту 1.1.1 указанного договора ПАО «ТНС энерго Ярославль» на основании имеющейся базы данных абонентов, которым Общество ежемесячно начисляет плату за электроэнергию, осуществляет формирование и отправку специальных платежных документов для оплаты жителями услуг по обращению с ТКО.

В обязанности ООО «Хартия» входит ежемесячная, не позднее 20 числа расчетного месяца, передача ПАО «ТНС энерго Ярославль» данных по лицевым счетам плательщиков (количество прописанных, сведения о временном отсутствии потребителей и т.д.) в текстовом формате или на бумажном носителе. В случае непередачи данных в срок ПАО «ТНС энерго Ярославль» производит начисления за услуги по обращению с ТКО, используя информацию из своей базы данных потребителей. При этом, ООО «Хартия» не может предъявлять претензию ПАО «ТНС энерго Ярославль» за некорректные данные (пункт 3.1.1 договора).

В приложении №3 к договору указан график внедрения услуг – сентябрь 2018 года.

В ноябре-декабре 2019 года жителям деревни Круглово Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области выставлены счета на оплату услуг по обращению с ТКО за 2019 год, с указанием на задолженность. В обращении в антимонопольный орган жители пояснили, что фактически услуги по обращению с ТКО не оказывались, места накопления, приёма и передачи ТКО, периодичность и время вывоза ТКО установлены не были, что подтверждается графиком вывоза мусора, размещённым на официальном сайте Администрации Великосельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Жители указанного населенного пункта неоднократно по телефону, а также путём направления писем обращались в ООО «Хартия» за разъяснениями, на что Обществом дан ответ о необходимости оплаты выставленных счетов.

В период с ноября 2019 года (с момента обращения жителей указанной деревни в                 ООО «Хартия») по февраль 2020 года (до поступления жалоб на действия Общества в Ярославское УФАС России и Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области) ООО «Хартия» не предпринимало никаких действий по урегулированию вопроса и продолжало начисление платы за услугу.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства  и в письменных пояснениях (вх. №7315 от 08.07.2020) ООО «Хартия» заявило, что в период с 01.09.2018 по февраль 2020 года Общество ошибочно (по причине произошедшего технического сбоя в программном обеспечении ПАО «ТНС энерго Ярославль») производило начисление жителям деревни Круглово Гаврилов-Ямского района Ярославской области платы за обращение с ТКО, за фактическое не оказание услуг (не определено в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО место накопления (складирования) ТКО, отсутствовали емкости для накопления).

На запрос Ярославского УФАС России (исх.№1684/07-04 от 18.02.2020) ООО «Хартия» подтвердило возможность произведения перерасчета в форме снятия платы и указало, что дальнейшее начисление платы производиться не будет до момента организации места накопления органами местного самоуправления. Общество намерено возвратить денежные средства, уплаченные жителями по ошибочно выставленным документам по заявкам жителей, если последние предоставят банковские реквизиты (в распоряжении регионального оператора такая информация отсутствует).

По данному факту в отношении ООО «Хартия», проведена проверка Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области в соответствии с приказом                    № 460-12-10/20 от 27.01.2020.

Согласно акту проверки Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 19.02.2020 основания для принятия мер регулирования контролирующим органом в отношении Регионального оператора отсутствовали, поскольку на момент проведения проверки по рассматриваемому событию начисления были сняты. Потребителям, осуществившим оплату, в целях возврата денежных средств направили письма о предоставлении платёжных реквизитов.

ООО «Хартия» также указало, что заявление жителей д. Круглово Гаврилов-Ямского района Ярославской области, на основании которого возбуждено данное дело о нарушении антимонопольного законодательства, направлено на защиту интересов потребителей, круг которых определён административной границей указанного населённого пункта. Круг потребителей может быть чётко установлен по открытым лицевым счетам для выставления платы за оказание услуг по обращению с ТКО, поэтому рассмотрение данного обращения не входит в полномочия антимонопольного органа, поскольку в соответствии с частью 1                 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.

В обоснование своей позиции ООО «Хартия» ссылалось на пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». В  силу указанных норм,  по мнению ООО «Хартия», антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры  и  защищать субъективные гражданские права.

 

Ярославское УФАС России, оценив доводы ООО «Хартия» в части вменяемого нарушения, считает необходимым отметить следующее.

В обоснование своей позиции относительно отсутствия нарушений антимонопольного законодательства, ООО «Хартия» приводит следующее доводы, ознакомившись с которыми, Ярославское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

1. Ошибочное начисление платы за неоказанную услугу является результатом технического сбоя в программном обеспечении ПАО «ТНС энерго Ярославль».

Ярославское УФАС России отклоняет данный довод, отмечая, что в соответствии с пунктом 3.1.1 агентского договора №40/РКЦ/ЯРО-2018 ООО «Хартия» обязано ежемесячно передавать ПАО «ТНС энерго Ярославль» данные по лицевым счетам потребителей, а также информацию о временно отсутствии потребителей. В противном случае, ПАО «ТНС энерго Ярославль»  использует информацию из своей базы данных.

С учётом изложенного исключается возможность наличия технической ошибки, поскольку ООО «Хартия», действуя недобросовестно, не передавала сведения об отсутствии потребителей в д.Круглово в период с октября 2018 года по февраль 2020 года, поэтому плата начислялась, исходя из сведений, содержащихся в базе ПАО «ТНС энерго Ярославль».

2. Спорные начисления были своевременно сняты Обществом, в целях возврата денежных средств были направлены соответствующие письма потребителям.

Ярославское УФАС России не согласно с данным утверждением Общества, поскольку
ООО «Хартия» стало проводить действия по прекращению нарушения и устранению его последствий лишь после того, как жители населённого пункта обратились с жалобами в Ярославское УФАС России и Департамент государственного жилищного надзора, а именно в феврале 2020 года.

При этом на обращения граждан, поступавшие с ноября 2019 года непосредственно в ООО «Хартия» с целью урегулирования сложившейся ситуации, Общество не отреагировало надлежащим образом, начисление платы за неоказанную услугу производилось в течение более 4 месяцев, снятие начислений спустя длительное время нельзя признать своевременным и добровольным, учитывая, что данная мера реагирования избрана последним только на основании обращений жителей в контролирующие органы.

Ярославское УФАС России полагает, что такое поведение регионального оператора в обозначенный временной период следует рассматривать в качестве меры, направленной на избежание ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

3. По данному факту в отношении Общества  уже проведена проверка Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области.

Ярославское УФАС России обращает внимание, что Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области проводил проверку в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, утвержденным Постановлением Правительства ЯО от 15.10.2014                    № 1030-п (ред. От 13.08.2019). Проверка регионального органа государственного жилищного надзора направлена на выявление нарушений в сфере жилищного законодательства, что не коррелируется с деятельностью антимонопольного органа по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. (часть 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции).

4. ООО «Хартия» полагает, что рассматриваемое заявление направлено на защиту интересов конкретного круга потребителей, определённого административными границами населённого пункта, соответственно, круг лиц можно установить по лицевым счетам, открытым в целях выставления платёжных документов, в связи с чем основания для возбуждения дела по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют. 

Однако, по мнению Ярославского УФАС России, в соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

5. Комиссия также считает необходимым отметить, что ООО «Хартия» утверждает, что между обществом и собственниками жилых помещений в деревне Круглово был заключен договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами

Однако необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются (пункт 25 Правил №1156):

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

Исходя из анализа графика вывоза твёрдых коммунальных отходов по Великосельскому сельскому поселению, представленному главой Великосельского сельского поселения (исх.№123 от 20.02.2020), а также копии  карты с указанием мест сбора отходов, следует, что в деревне Круглово отсутствовало место приёма и передачи твёрдых коммунальных отходов, также не был установлен маршрут, периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов.

Учитывая, что договор считается заключенным в случае, если в нем определены все существенные условия, включая периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов, места приема и передачи твердых коммунальных отходов, а также маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами, то в данном случае, существенные условия в договоре не были определенны, следовательно, договор между ООО «Хартия» и собственниками  следует признать незаключенным.

В соответсвии с пунктом 9 Правил №1156, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, действуя добросовестно, ООО «Хартия» необходимо было своевременно предпринять меры, направленные на установление места накопления твёрдых коммунальных отходов и составления графика их вывоза. Информации о том, что данные меры были своевременно приняты, Комиссия не имеет.

 

 

Доказательства, на которых основана позиция Комиссии по рассмотрению дела Ярославского УФАС России о наличии в действиях ООО «Хартия» признаков нарушения антимонопольного законодательства:

 

  1. Коллективное обращение жителей (вх.№645 от 23.01.2020).
  2. Счета на оплату за обращение с ТКО
  3. Дополнительное обращение жителей (вх.№1425 от 11.02.2020) .
  4. Скриншот карты с официального сайта ООО «Хартия» с указанием мест сбора отходов.
  5. График вывоза ТКО по Великосельскому сельскому поселению.
  6. Запрос  в ООО «Хартия» (исх.№1684 от 18.02.2020).
  7. Ответ ООО «Хартия» (вх.№2116 от 26.02.2020)
  8. Агентский договор (с приложениями) №40/РКЦ-ЯРО-2018 от 17.10.2018
  9. Запрос в Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (исх.№1685 от 18.02.2020).
  10. Ответ Администрации Гаврилов-Ямского муниципально района (вх.№1959 от 21.02.2020).
  11. Письмо Главы Великосельского сельского поселения (исх.№123 от 20.02.2020).
  12. График вывоза ТКО по Великосельскому сельскому поселению.
  13. Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения (исх.№1910 от 25.02.2020).
  14. Запрос в ООО «Хартия» (исх.№3166 от 25.03.2020).
  15. Ответ ООО «Хартия» (вх.№4188 от 13.04.2020).
  16. Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения (исх.№3061 от 23.03.2020).
  17. Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №104 от 23.04.2020.
  18. Аналитический отчёт по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 23.04.2020.
  19. Определение о назначении дела №076/01/10-345/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.№4489 от 30.04.2020).
  20. Ходатайство ООО «Хартия» об ознакомлении с материалами дела от 25.05.2020.
  21. Уведомление об удовлетворении ходатайства ООО «Хартия» от 25.05.2020.
  22. Письменные обращения граждан от 20.01.2020, 23.05.2020, 18.05.2020.
  23. Ходатайство ООО «Хартия» об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.06.2020.
  24. Определение об отложении рассмотрения дела №076/01/10-345/2019
    о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№5503 от 01.06.2020).
  25. Определение об отложении рассмотрения дела №076/01/10-345/2019
    о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№6909 от 08.07.2020).
  26. Запрос в ООО «Хартия» (исх.№6989 от 10.07.2020).
  27. Ответ ООО «Хартия» (вх.№7596 от 15.07.2020).
  28. Приказ ДГЖН ЯО от 27.01.2020 №460-12-10/20.
  29. Запрос ДГЖН ЯО от 27.01.2020 № 460-12-10.
  30. Письмо от 07.02.2020 № 685/исх/ЯРО-20.
  31. Акт проверки ДГЖН ЯО №460-12-10/20.
  32. Определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела №076/01/10-345/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
  33. Письменная позиция ООО «Хартия» от 08.07.2020.
  34. Протоколы заседаний Комиссии по рассмотрению дела от 01.06.2020, 08.07.2020, 17.07.2020

                 

Председатель Комиссии                                                                     "..."

 

Члены Комиссии                                                                                 "..."                  

                                                                                                              

                                                                                                               "..."

                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны