Решение №11585/05-02 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 24 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью

«Сибавтомет»

664003, Иркутская область, г. Иркутск,

ул. Карла Маркса, д. 1 офис 9,

sibautomet@yandex.ru

Государственному казённому

Учреждению Ярославской области

«Ярославская областная дорожная служба»

150000, г. Ярославль,

ул. Республиканская, д. 30а

150049, г. Ярославль, ул. Ухтомского, д. 9

info@yardsl.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

150030, г. Ярославль,

ул. Ползунова, д. 15

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-807/2019

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., с участием:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Сибавтомет» (далее также – ООО «Сибавтомет», общество, заявитель) – представителя по доверенности Колёнова Д.В.;

от заказчика – государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (далее – ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба», заказчик) – представителей по доверенности Улецкого О.А., Акимова А.В.;

от уполномоченного органа – департамента государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Роговой Н.А.;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибавтомет» на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования (извещение № 0171200001919002353) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон № 44-ФЗ, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

12.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Сибавтомет» на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования (извещение № 0171200001919002353)(далее – жалоба).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки, в частности, применимо к комплексу фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам): «размещение видеодатчиков (блоков видеокамер) в составе комплекса на высотах от 5 м до 10 м»; «функционирует при установке на обочине дороги на расстоянии вплоть до 5 м от края проезжей части»; видеодатчики (блоки видеокамер) и блок цифровой обработки КФВФ имеют габариты (ДхШхВ) не более 460х200х195 мм и не более 375х280х350 мм; «КФВФ обеспечивает контроль и фото всех движущихся в зоне контроля ТС в скоростном промежутке от 0 км/ч до не менее 250 км/ч; дальности ИК-подсветки, не в соответствии с требованиями, предусмотренными государственными стандартами;

2. в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки не конкретизированы параметры совместимости поставляемого комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области;

3. в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, установлен необоснованно короткий срок для поставки комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движений и выполнению монтажных и пусконаладочных работ к нему;

4. в техническом задании аукционной документации включен ряд позиций товара, характерных только для комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движений «Форсаж» производства ООО «ИКВА».

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 29.11.2019 размещено извещение № 0171200001919002353 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования вместе с документацией об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 29 140 000,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, включенные в описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)) требования к товарам, информации, работам, услугам должны быть определены таким образом, что, во-первых, такие требования или указания не приведут к ограничению количества участников закупки, а использование иных требований, допускается во взаимосвязи с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе содержатся требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требуемого к поставке, оформленные в виде таблицы.

Правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - технических средств автоматической фотовидеофиксации) определены ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» (далее – ГОСТ Р 57145-2016), ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования (с Поправкой)» (далее – ГОСТ Р 57144-2016).

В то же время пунктом 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования) содержание которых составляет перечень нормативных правовых актов, подлежащих применению в рамках рассматриваемой закупки.

Указание на ГОСТ Р 57145-2016, ГОСТ Р 57144-2016 в аукционной документации имеется, в связи с чем, подлежит применению.

Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых к поставке товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему значение.

Пунктом 6.1 для комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (КФВФ) установлено:

Конструкция, комплект поставки и параметры оборудования рассчитаны для размещения оборудования на опоре рядом с проезжей частью. Предусматривается возможность размещения видеодатчиков (блоков видеокамер) с габаритами (ДхШхВ) не более: 460х200х195мм в составе комплекса на высотах от 5 м до 10 м ввиду наличия на объектах развитой инфраструктуры кабельной сети, установленных рекламных конструкцией, а также троллейбусной контактно-кабельной сети, а также в комплектность входит блок цифровой обработки информации с габаритами (ДхШхВ) не более: 375х280х350мм.

Да

КФВФ функционирует при установке на обочине дороги на расстояниях вплоть до 5 м от края проезжей части.

Да

Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, товар «КФВР» и его значения установлены, в том числе, в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016, ссылка на который, как было отмечено выше имеется в аукционной документации.

Согласно пункту 6.9 ГОСТ Р 57145-2016 расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна) до стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации, установленного сбоку от проезжей части, должно быть не менее 0,5 м; при этом оно должно размещаться на максимально возможном (с учетом местных условий) расстоянии от края проезжей части.

Пунктом 6.10 ГОСТ Р 57145-2016 определено, что расстояние от лицевой поверхности дорожного ограждения до опоры (стойки, колонки) или ближайшего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации должно соответствовать требованиям к рабочей ширине для данного ограждения по ГОСТ Р 52289.

Исходя из пункта 6.11 ГОСТ Р 57145-2016 расстояние от нижнего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) при установке сбоку от проезжей части должно быть не менее 1,5 м; при установке над проезжей частью на пролетных строениях дорожных сооружений стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации не должны выступать за их нижний край.

При сопоставлении приведенных выше положений аукционной документации с положениями ГОСТ Р 57145-2016 установлены несоответствия, в частности нижняя граница значения показателя «высота установки» КФВФ завышена: вместо «не менее 1,5 м» указано «от 5 м»; минимально допустимое значение показателя «расстояние от края проезжей части» при установке КФВФ увеличено с «не менее 0,5 м» до «до 5 м»; включение в качестве характеристики (качественные, функциональные, технические, эксплуатационные) КФВФ показателя «габариты» и его значения, непредусмотренного положениями рассматриваемого государственного стандарта.

Пунктом 6.2 установлено, что входящий в состав КФВФ ИК – прожектор предназначен для подсветки ГРЗ ТС в темное время суток.

Дальность ИК-подсветки, м

не менее 180

Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, товар «КФВР» и его значения установлены, в том числе, в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016, ссылка на который, как было отмечено, выше имеется в аукционной документации.

Согласно пункту 6.1.2 ГОСТ Р 57144-2016 яркость устройств подсветки зоны контроля должна регулироваться автоматически путем пошагового изменения интенсивности излучения в зависимости от внешней освещенности. При этом излучение устройств подсветки не должно вызывать ослепления участников дорожного движения.

Иными словами, положениями приведенного выше государственного контракта не предусмотрен такой показатель и его значение.

Пунктом 6.1 для комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движений (КФВФ) определены следующие требования:

Для обеспечения определения низких скоростей движения ТС, в том числе при торможении и перестроениях, для фиксации нарушений ПДД как на пересечениях, так и на линейных участках КФВФ обеспечивает контроль и фото всех движущихся в зоне контроля ТС в скоростном промежутке от 0 км/ч до не менее 250 км/ч.

Да

Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 57144-2016 нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч, а верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч.

Следовательно, Комиссией установлено, что заказчиком и уполномоченным органом определены значения показателей КФВФ, отличные от установленных соответствующим ГОСТ Р 57144-2016, а именно: нижний предел измеряемой скорости выражен в виде одного конкретного значения (0 км/ч), в то время как значение такого показателя должно быть определено в виде диапазона (от 0 км/ч до 20 км/ч).

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к показателям и их значениям, определяющим характеристики требуемых к поставке товаров (ряд требований к техническим характеристикам товаров (примеры таких требований приведены выше), они должны были включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под «другими требованиями» понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальной и по максимальной границам значений показателей) с требованиями государственных стандартов а также не приведенные в тексте таких документов).

Таким образом, не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования (извещение № 0171200001919002353), такое обоснование, заказчиком и уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В отношении второго довода заявителя, Комиссией установлено следующее.

Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, а именно, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Как было отмечено выше, объектом рассматриваемого аукциона является поставка аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе) (пункт 4 раздела 1 «Информационной карты аукциона»).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требуемого к поставке, оформленные в виде таблицы.

Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых к поставке товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему значение показателя.

Следуя пункту 6.1 таблицы 2 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации в качестве одной из характеристик комплекса фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движений (КФВФ), в числе прочих установлен следующий показатель и его значение:

Поставляемые стационарные КФВФ совместимы с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, и совместно функционируют без проведения доработок.

Да

Из содержания указанной таблицы применительно к приведенным характеристикам «КФВФ» следует, что заказчиком установлено в качестве требование к значению показателя его наличие, в частности поставляемый КФВФ должен быть совместим с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, обеспечивать совместное функционирование.

При этом функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, по которым должна быть обеспечена совместимость требуемого к поставке товара с исходным (ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области) не установлены.

Вместе с тем, опровергая данный довод подателя жалобы, представителями заказчика и уполномоченного органа представлены пояснения, согласно которым вышеуказанная совместимость раскрывается через положения пункта 6.3 раздела 2 «Описания объекта закупки» информационной карты аукционной документации.

В соответствии с вышеуказанным пунктом минимально необходимая пропускная способность канала связи с сервером ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области, при которой обеспечивается базовая функциональность КФВФ (передача фотоматериала по зафиксированным нарушениям), должен составлять не менее 5000 Кбит/с; протокол подключения должен быть не ниже Ethernet 100 Base-T; подключение должно осуществляться по выделенной IP сети оператора связи на основе частной виртуальной сети с использованием технологии многопротокольной коммутации меток сети на базе технологии WIMAX и/или 3G, LTE; задержка передачи сигнала / вариация задержки, мсек; не более 75/ не более 50; процент потерь пакетов не более 0.15; наличие возможности передачи данных различных типов; наличие обеспечения гарантии качества сервиса (QoS) (технология предоставления различным классам трафика различных приоритетов в обслуживании).

Установленные в пункте 6.3 значения показателя, (следуя позиции заказчика и уполномоченного органа), напротив, не являются характеристикой исходного программного обеспечения (ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области) совместимость с которым должен обеспечивать требуемый к поставке товар, поскольку устанавливает требования к каналам связи (в силу и прежде всего понятийного определения соответствующих показателей).

Таким образом, учитывая, что потенциальные участники закупки не имеют возможности на стадии подачи заявок на участие в закупке определить потребности заказчика, что в свою очередь, не позволяет принять решение об условиях участия в закупке (так как достижение цели заказчика зависит не только от поставки и монтажа КФВФ, но и передачи информации, которая невозможна без сведений о предустановленном программном обеспечении ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области), Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки (в данном случае не конкретизированы параметры совместимости поставляемого КФВФ с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области), сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в данном случае в аукционной документации содержится указание на значение показателя (совместимость с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области) товара (КФВФ), которые не известны потенциальным участникам закупки (невозможно определить и обеспечить совместимость поставляемых комплексов), что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (пункт 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.

Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В извещении о проведении аукциона в электронной форме, аукционной документации (пункт 8 раздел 2), проекте государственного контракта (пункт 2.1) содержится положение, согласно которому срок исполнения обязательств по поставке товара и выполнению монтажных и пусконаладочных работ, а также сопутствующих им работ, услуг, мероприятий по согласованию выполняемых работ и услуг согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) составляет 8 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за днем заключения контракта.

Таким образом, соответствующим условиям контракта срок выполнения условий контракта определен.

Перечень монтажных и пуско – наладочных работ улично – дорожной сети г. Ярославля и Ярославской области, являющихся объектом рассматриваемой закупки, включает в себя ряд мероприятий установленных таблицей № 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, в частности, необходимо определить точки подключения КФВФ к электропитанию 220 В (пункт 1.3); необходимо согласовать точки подключения КФВФ к электропитанию 220 В с организациями балансодержателями (пункт 3).

При этом следуя содержанию пункта 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации устанавливающего требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования) заказчиком и уполномоченным органом определен перечень нормативных правовых актов подлежащих обязательному применению как со стороны заказчика так и поставщика при осуществлении работ в рамках данной закупки, в каковом указание на Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Постановление № 861) отсутствует. (Учитывая, что заявитель ссылается на необходимость в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств руководствоваться порядком действий, установленных Постановлением № 861, которые существенно превышают срок исполнения обязательств по рассматриваемому проекту государственного контракта.)

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что мероприятия, предусмотренные Постановлением № 861 не включены в требования заказчика применимо к монтажным и пуско – наладочным работам (что не отрицается представителями заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, в подтверждении чего, кроме того, представлена копия соглашения (№ 529 от 01.05.2019 между ООО «ШВАБЕ-МОСКВА» ГКУ ЯО «Ярдорслужба») о передаче оборудования в тестовую эксплуатацию, что косвенно подтверждает отсутствие необходимости со стороны поставщика при исполнении заключаемого по итогам проведения рассматриваемой закупки государственного контракта осуществлять мероприятия, поименованные заявителем в тексте жалобы).

Таким образом, Комиссия не находит нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа при установлении последними в аукционной документации оспариваемого подателем жалобы подхода к определению срока исполнения обязательств.

В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

При описании объекта закупки заказчик должен определить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе (составить закупочную документацию так, чтобы как можно больше потенциальных участником закупки имели возможность поставить товар, соответствующий требованиям и необходимый заказчику), а с другой стороны, не ограничить количество потенциальных участников закупки.

В рассматриваемом случае, объектом закупки является поставка аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования, а не их производство; в связи с этим участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Как пояснили представители заказчика рынок поставки закупаемого товара (КФВФ (далее – также комплекс) имеет неограниченное количество участников, такой товар может быть приобретен как у производителя, так и у дистрибьюторов, следовательно, любой участник закупки вправе приобрести закупаемый товар и участвовать в объявленном электронном аукционе.

При этом положения аукционной документации не содержат указания на конкретного производителя требуемого к поставке КФВФ.

Следуя позиции заказчика, последним при формировании аукционной документации проведено изучение рынка оборудования, являющегося предметом закупки, и выявлено как минимум три комплекса («Форсаж», «Автоуроган», «Трафик-сканер»), имеющих сходные характеристики с требуемым к поставке (в материалы дела представлена сравнительная характеристика комплексов автоматической фиксации правонарушений ПДД).

Вместе с тем, как отметили представители заказчика, для заказчика имеют решающее значение установленные в аукционной документации характеристики в отношении приобретаемого оборудования (заявителем, исходя из содержательной части жалобы не оспариваются такие характеристики КФВФ), поскольку совокупность приведенных в последней характеристик КФВФ обусловлена особенностями климата и инфраструктуры области, а также определяет функционирование автоматизированой системы фотовидеофиксации, связана с эффективным расходованием бюджетных средств, исключающим необходимость дополнительных затрат на обслуживание, замену и доработку (приведен ряд характеристик в качестве примера): (1) вид нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД), которые будут фиксироваться комплексами, в частности стоп линия и проезд на запрещающий сигнал светофора. При этом при фиксации скорости от 10 км и выше комплексы «Трафик-сканер» не зафиксируют рассматриваемые нарушения ПДД; (2) диапазон рабочих температур, учитывая нахождение Ярославской области в зоне умеренно-континентального климата, в зимний период понижение температур может достигать 45 градусов, соответственно, значение такого показателя комплекса определено заказчиком, как «-50/+50», которое присуще только комплексу «Форсаж» и т.д.

В свою очередь, оснований не доверять пояснениям представителей заказчика у Комиссии не имеется, заявителем доказательств обратного не представлено.

Следовательно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для подателя жалобы как потенциального участника закупки, а также не представлено доказательств невозможности поставки требуемого оборудования на условиях заказчика.

Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах, учитывая представленное заказчиком обоснование необходимости включение в аукционную документацию характеристик применительно к объекту закупки, которые не оспорены заявителем, не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае установленные нарушения при утверждении документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования (извещение № 0171200001919002353) не повлияли на состояние конкуренции, поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок от 16.12.2019 на участие в вышеуказанном аукционе подано две заявки потенциальных поставщиков, готовых поставить требуемый заказчику товар и выполнить пуско – наладочные работы в установленный заказчиком срок (ООО «СИБАВТОМЕТ» участие в закупке не принимало, тем самым права общества не нарушены); результаты рассматриваемой закупки имеют крайне важное значение для заказчика, поскольку затрагивают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля; а также учитывая конец финансового года, необходимость освоения бюджетных средств.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибавтомет» (ИНН 3808022113, ОГРН 1023801028910) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН 762701327, ОГРН 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для использования на перекрестках улично-дорожной сети города Ярославля с условием выполнения монтажных и пусконаладочных работ в отношении каждой единицы оборудования (извещение № 0171200001919002353), обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН 762701327, ОГРН 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Не выдавать государственному казённому учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ИНН 762701327, ОГРН 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по выявленным признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Семенычева Е.К.

Связанные организации

Связанные организации не указаны