Постановление №2976/03-07 Постановление о прекращении дела от 24 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва, ул 2-я Ямская,

д. 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль, ул. Воинова, д. 12

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела №076/04/9.21-28/2019

об административном правонарушении

 

24 апреля 2019 г. г. Ярославль

 

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела №076/04/9.21-28/2019, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее — ПАО «МРСК Центра», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в несоблюдении пунктов 19 и 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), а именно в отказе <...> (далее также - Заявитель) в переносе прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего Заявителю,

установил:

 

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление <...> о неправомерных действиях ПАО «МРСК Центра», выразившихся в навязывании потребителю обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а именно в навязывании потребителю места установки прибора учета вне границ земельного участка <...>

В ходе рассмотрения заявления установлено, что энергопринимающие устройства, принадлежащие <...> и расположенные по адресу: <...>, надлежащим образом присоединены к сетям ПАО «МРСК Центра», что подтверждается договором №41212740/ТП-16 от 01.01.2016, актом №81254591 Я/16 (АТП) от 19.05.2016 об осуществлении технологического присоединения,актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРБ) от 19.05.2016 и №81254591 Я/16 (АРЭ) от 19.05.2016 соответственно.

19 апреля 2016 г. в отношении энергопринимающих устройств <...> был допущен в эксплуатацию прибор учета №25413716, расположенный на опоре ВЛ-0,4 кВ №3.

В соответствии с актом разграничения балансовой ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРБ) от 19.05.2016 и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРЭ) от 19.05.2016 указанные границы установлены в месте присоединения отпаечной ВЛ-0,4 кВ в сторону энергопринимающих устройств заявителя к проводам на опоре магистральной ВЛ-0,4 кВ №3 от ТП 478. Зажимы в месте присоединения, отпаечная ВЛ-0,4 кВ — принадлежность Заявителя, опора, магистральная ВЛ-0,4 кВ №3 от ТП 478 — принадлежность сетевой организации. На границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон у сетевой организации находится ТП 478, ВЛ-0,4 кВ №3, у Заявителя — ответвление (перекидка), щит учета.

3 сентября 2018 г. <...> обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на перенос прибора учета на границу принадлежащего ей земельного участка.

21 ноября 2018 г. ПАО «МРСК Центра» уведомило Заявителя о неправомерности требования по установке прибора учета на границе земельного участка в силу положений п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее — Основные положения).

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила №861).

В силу пункта 2 Правил №861 граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункту 16.1 Правил №861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу пункта 19 указанных Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

Согласно пункту 144 Основных положений (в редакции, действовавшей на 21.11.2018), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета (абз.3 пункта 145 Основных положений).

Целесообразность установки прибора учета в границах земельного участка <...> обусловлена возложенной на потребителя обязанностью по обеспечению целостности прибора учета, а также необходимостью несения дополнительных затрат по установки и обслуживанию такого прибора на опоре ВЛ, собственником которой потребитель не является. Размещение прибора учета вне границ земельного участка заявителя обеспечивает свободный доступ к нему не только работников сетевой и энергоснабжающей организации, но и неограниченного круга лиц, способных причинить ущерб имуществу потребителя, для которого обеспечение безопасности прибора учета и его сохранности влечет дополнительные затраты.

При изложенных обстоятельствах возложение на гражданина обязанности по эксплуатации прибора учета электрической энергии, установленного за пределами земельного участка <...> противоречит Правилам №861, которыми предусмотрена возможность установки приборов учета отпуска электрической энергии в границах указанного земельного участка. Возложение сетевой организацией на потребителя обязанности нести балансовую и эксплуатационную ответственность вне границ своего участка противоречит пунктам 16.1 и 19 Правил №861.

Из вышеизложенного следует, что действия ПАО «МРСК Центра» по отказу <...> в переносе прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего Заявителю, нарушают пункты 19, 16.1 Правил №861.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

До составления протокола об административном правонарушении должностное лицо Ярославского УФАС России установило, что постановлением Ярославского УФАС России по делу №03-07/47-17 об административном правонарушении (вступившим в законную силу 03.07.2018) ПАО «МРСК Центра» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и выразившегося в несоблюдении сетевой организацией Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Статьёй 4.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Из вышеуказанного следует, что действия ПАО «МРСК Центра» по отказу <...> в переносе прибора учета на границу земельного участка, противоречащие пунктам 16.1 и 19 Правил технологического присоединения, были совершены ПАО «МРСК Центра» в период, когда данное лицо считалось подвергнутым административному наказанию.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Центра» по несоблюдению пунктов 19 и 16.1 Правил технологического присоединения отсутствуют признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Следовательно, в вышеуказанных действиях ПАО «МРСК Центра» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь частью 1 статьи 24.5 и частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

 

постановил:

 

Производство по делу №076/04/9.21-28/2019 об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление им не было обжаловано или опротестовано.

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Ярославского УФАС России <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны