Решение №6774/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 13 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОрганизатор торгов –
Департамент лесного хозяйства Ярославской области
e-mail: dlh@yarregion.ru
Заявитель –
Общество с ограниченной ответственностью «Технофлекс»
(ООО «Технофлекс»)
e-mail: fss.11@bk.ru
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-998/2021
08 августа 2021 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 13.10.2021 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.
с участием:
от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...> (по доверенностям),
от ООО «Интел» - <...> (по доверенности),
в отсутствие ООО «Технофлекс», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Технофлекс» (вх. № 9960 от 04.10.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Технофлекс» (вх. № 9960 от 04.10.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (Извещение № 160721/1009292/02).
Обжалуемые действия (бездействие): неправомерный допуск ООО «Интел» к участию в конкурсе.
На заседании Комиссии 07.10.2021 представитель организатора торгов предоставил документы, запрошенные уведомлением от 05.10.2021 № 6594/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.
На заседании Комиссии 07.10.2021 был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 08.10.2021 для получения дополнительных доказательств.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено следующее.
16.07.2021 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее – департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины, разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 160721/1009292/02 (далее – извещение).
24.09.2021 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступило шесть заявок: от ООО «Гепереон Трэйд», ООО «Технофлекс», ООО «Диалес», ООО «Альянс», ООО «Интел» и ООО «Ярлесстройпром».
Также 24.09.2021 конкурсная комиссия рассмотрела указанные заявки, в результате чего к участию в конкурсе были допущены: ООО «Альянс», ООО «Технофлекс», ООО «Интел», что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению конкурса.
В результате оценки конкурсных предложений участников конкурса конкурсной комиссией организатора торгов был определен победитель конкурса – ООО «Интел».
Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Заявитель полагает, что ООО «Интел» не была подтверждена дополнительная потребность в древесине, так как в период с момента создания организации 28 июля 2020 года до конца года 2020 года Общество не закупало древесину и не производило из нее продукцию. Данный факт не был учтен организатором торгов при оценке дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее – ЛЕС ЕГАИС).
Департамент в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 10129 от 07.10.2021), указал, что при оценке дополнительной потребности в древесине сведения о закупленной древесине и произведенной из нее продукции, указанные ООО «Интел» в заявке на участие в конкурсе, были проверены организатором торгов на соответствие данным, представленным в ЛЕС ЕГАИС. Организатором торгов было установлено, что ООО «Интел» в 2020 году не приобретало древесину и не производило соответствующую продукцию.
Рассмотрев доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ принято Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» (далее – Постановление Правительства РФ № 1475).
В соответствии с пунктом 4 методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1475 (далее – методика), размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле: Wд = Wоб - Wфакт, где: Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении; Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
Согласно пункту 5 методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции. Потребность в древесине определяется исходя из видового (породного) и сортиментного состава древесины, используемой для производства указанной в заявлении продукции, в тысячах кубических метров в год при работе в одну смену.
В соответствии пунктом 6 методики фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период. Фактическое среднегодовое потребление древесины определяется в тысячах кубических метров в год.
Как указали представители департамента на заседании Комиссии 08.10.2021, в законодательстве отсутствует запрет использовать в формуле для определения дополнительной потребности в древесине значение «0».
Департамент полагает, что запрет допускать к участию в конкурсе лиц, которые не производили продукцию из древесины в течение трех лет, предшествовавших подаче заявки, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, законодателем не установлен.
В связи с этим департамент пришел к выводу, что значение среднегодового потребления древесины ООО «Интел» составляет 0 куб. м (0 * 1,559 – 0). Таким образом, дополнительная потребность в древесине равняется потребности в древесине, указанной ООО «Интел» в заявке и равной 57 800 куб. м (57 800 – 0).
Комиссией установлено, что фактическое среднегодовое потребление древесины ООО «Интел» в 2020 равнялось нулю. В соответствии с заявкой Общества на участие в конкурсе потребность в древесине составляет 57 800 куб. м.
Согласно письменным пояснениям, направленным департаментом в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 03-20/1621 от 08.10.2021), между ООО «Интел» и департаментом заключен договор аренды лесного участка от 04.12.2020 № 22.
В соответствии с данным договором ежегодный допустимый объем изъятия древесины составляет 25 700 куб. м: 21 300 куб м по мягколиственному хозяйству и 4 400 куб. м по хвойному хозяйству.
Также департамент отмечает, что при соотнесении допустимого объема изъятия древесины, указанного в договоре, и потребности в древесине, указанной ООО «Интел» в заявке на участие в конкурсе, можно сделать вывод, что указанный объем изъятия древесины в соответствии с договором покрывает только часть потребности заявителя в переработке древесины, а именно 9 600 куб. м по хвойному хозяйству и 22 500 куб. м по мягколиственному хозяйству, что составляет 49 % от имеющейся потребности по мягколиственному хозяйству и 31 % - по хвойному хозяйству.
По мнению департамента, заключение договора аренды лесного участка по итогам рассматриваемого конкурса позволит ООО «Интел» загрузить объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры древесиной мягколиственных и хвойных пород на 100 % и 53 % соответственно.
В соответствии с пунктом 7 методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Таким образом, департамент при оценке дополнительной потребности в древесине должен учитывать не только сведения, указанные в пунктах 5, 6 методики, необходимые для расчета дополнительной потребности в соответствии с пунктом 4 методики, но и факт наличия в пользовании у заявителя лесных участков.
Более того, пункт 7 методики не устанавливает период, в рамках которого уполномоченному органу необходимо оценить дополнительную потребность на основании ЛЕС ЕАИС, так как использование данной системы не ограничивается необходимостью определения конкретного значения дополнительной потребности в древесине на основании пунктов 4, 5, 6 настоящей методики.
Следовательно, при установлении факта наличия в пользовании у участника конкурса лесных участков департамент не ограничен сроком, указанным в пункте 6 методики.
Комиссия пришла к выводу о том, что по смыслу статьи 80.1 ЛК РФ, а также рассматриваемой методики, значение слова «дополнительная потребность» подразумевает, что у лесопользователя уже есть лесные участки, которые используются им в своей деятельности (например, на данных участках заготавливается древесина), но при этом оборудование лесопользователя позволяет производить продукцию, используя больший объем древесины.
На момент подачи заявки у ООО «Интел» имелся лесной участок с установленным допустимым объемом изъятия древесины, предоставленный на основании договора аренды лесного участка от 04.12.2020 № 22, заключенного с департаментом.
Таким образом, по мнению Комиссии, подтверждением наличия дополнительной потребности в древесине является недостаточность имеющейся (в том числе потенциально) у участника конкурса древесины для полной загруженности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Имеющийся договор аренды лесного участка с установленным объемом изъятия древесины не позволяет ООО «Интел» загрузить объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры на полную мощность, следовательно, у Общества есть объективная потребность в древесине.
Так как в 2020 году ООО «Интел» не закупало древесину, а также не производило из нее продукцию, дополнительная потребность в древесине будет равна потребности в древесине, указанной в заявке.
Более того, в соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (вместе с «Требованиями к формату заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 N 52684) (далее – требования).
В соответствии с пунктом «в» требований к заявлению о проведении открытого конкурса прилагается, в частности, таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Требования не предусматривает обязанности участника конкурса указывать конкретное числовое значение.
В заявке ООО «Интел» в таблице «Расчет размера дополнительной потребности в древесине (Wд)» в графе «Потребность в древесине (Wоб)» стоят прочерки.
Таким образом, неуказание конкретного значения в графе «Потребность в древесине (Wоб)» при фактическом отсутствии у лица данной потребности за установленный методикой период не является основанием для отклонения заявки на основании пункта 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Технофлекс» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254), при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (Извещение № 160721/1009292/02) необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 05.10.2021 № 6594/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Е. В. Гудкевич |
|
Члены Комиссии |
С. А. Шарутина |
|
А. О. Артамонов |