Решение №6774/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 13 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов

Департамент лесного хозяйства Ярославской области

e-mail: dlh@yarregion.ru

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «Технофлекс»
(ООО «Технофлекс»)

e-mail: fss.11@bk.ru

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-998/2021

08 августа 2021 года                                                                                                          г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 13.10.2021 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «Интел» - <...> (по доверенности),

в отсутствие ООО «Технофлекс», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Технофлекс» (вх. № 9960 от 04.10.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Технофлекс» (вх. № 9960 от 04.10.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (Извещение № 160721/1009292/02).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерный допуск ООО «Интел» к участию в конкурсе.

На заседании Комиссии 07.10.2021 представитель организатора торгов предоставил документы, запрошенные уведомлением от 05.10.2021 № 6594/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

На заседании Комиссии 07.10.2021 был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 08.10.2021 для получения дополнительных доказательств.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

16.07.2021 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее – департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины, разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 160721/1009292/02 (далее – извещение).

24.09.2021 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступило шесть заявок: от ООО «Гепереон Трэйд», ООО «Технофлекс», ООО «Диалес», ООО «Альянс», ООО «Интел» и ООО «Ярлесстройпром».

Также 24.09.2021 конкурсная комиссия рассмотрела указанные заявки, в результате чего к участию в конкурсе были допущены: ООО «Альянс», ООО «Технофлекс», ООО «Интел», что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению конкурса.

В результате оценки конкурсных предложений участников конкурса конкурсной комиссией организатора торгов был определен победитель конкурса – ООО «Интел».

Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Заявитель полагает, что ООО «Интел» не была подтверждена дополнительная потребность в древесине, так как в период с момента создания организации 28 июля 2020 года до конца года 2020 года Общество не закупало древесину и не производило из нее продукцию. Данный факт не был учтен организатором торгов при оценке дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее – ЛЕС ЕГАИС).

Департамент в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 10129 от 07.10.2021), указал, что при оценке дополнительной потребности в древесине сведения о закупленной древесине и произведенной из нее продукции, указанные ООО «Интел» в заявке на участие в конкурсе, были проверены организатором торгов на соответствие данным, представленным в ЛЕС ЕГАИС. Организатором торгов было установлено, что ООО «Интел» в 2020 году не приобретало древесину и не производило соответствующую продукцию.

Рассмотрев доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ принято Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» (далее – Постановление Правительства РФ № 1475).

В соответствии с пунктом 4 методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1475 (далее – методика), размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле: Wд = Wоб - Wфакт, где: Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении; Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.

Согласно пункту 5 методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции. Потребность в древесине определяется исходя из видового (породного) и сортиментного состава древесины, используемой для производства указанной в заявлении продукции, в тысячах кубических метров в год при работе в одну смену.

В соответствии пунктом 6 методики фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период. Фактическое среднегодовое потребление древесины определяется в тысячах кубических метров в год.

Как указали представители департамента на заседании Комиссии 08.10.2021, в законодательстве отсутствует запрет использовать в формуле для определения дополнительной потребности в древесине значение «0».

Департамент полагает, что запрет допускать к участию в конкурсе лиц, которые не производили продукцию из древесины в течение трех лет, предшествовавших подаче заявки, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, законодателем не установлен.

В связи с этим департамент пришел к выводу, что значение среднегодового потребления древесины ООО «Интел» составляет 0 куб. м (0 * 1,559 – 0). Таким образом, дополнительная потребность в древесине равняется потребности в древесине, указанной ООО «Интел» в заявке и равной 57 800 куб. м (57 800 – 0).

Комиссией установлено, что фактическое среднегодовое потребление древесины ООО «Интел» в 2020 равнялось нулю. В соответствии с заявкой Общества на участие в конкурсе потребность в древесине составляет 57 800 куб. м.

Согласно письменным пояснениям, направленным департаментом в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 03-20/1621 от 08.10.2021), между ООО «Интел» и департаментом заключен договор аренды лесного участка от 04.12.2020 № 22.

В соответствии с данным договором ежегодный допустимый объем изъятия древесины составляет 25 700 куб. м: 21 300 куб м по мягколиственному хозяйству и 4 400 куб. м по хвойному хозяйству.

Также департамент отмечает, что при соотнесении допустимого объема изъятия древесины, указанного в договоре, и потребности в древесине, указанной ООО «Интел» в заявке на участие в конкурсе, можно сделать вывод, что указанный объем изъятия древесины в соответствии с договором покрывает только часть потребности заявителя в переработке древесины, а именно 9 600 куб. м по хвойному хозяйству и 22 500 куб. м по мягколиственному хозяйству, что составляет 49 % от имеющейся потребности по мягколиственному хозяйству и 31 % - по хвойному хозяйству.

По мнению департамента, заключение договора аренды лесного участка по итогам рассматриваемого конкурса позволит ООО «Интел» загрузить объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры древесиной мягколиственных и хвойных пород на 100 % и 53 % соответственно.

В соответствии с пунктом 7 методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:

а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;

б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;

в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;

г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.

Таким образом, департамент при оценке дополнительной потребности в древесине должен учитывать не только сведения, указанные в пунктах 5, 6 методики, необходимые для расчета дополнительной потребности в соответствии с пунктом 4 методики, но и факт наличия в пользовании у заявителя лесных участков.

Более того, пункт 7 методики не устанавливает период, в рамках которого уполномоченному органу необходимо оценить дополнительную потребность на основании ЛЕС ЕАИС, так как использование данной системы не ограничивается необходимостью определения конкретного значения дополнительной потребности в древесине на основании пунктов 4, 5, 6 настоящей методики.

Следовательно, при установлении факта наличия в пользовании у участника конкурса лесных участков департамент не ограничен сроком, указанным в пункте 6 методики.

Комиссия пришла к выводу о том, что по смыслу статьи 80.1 ЛК РФ, а также рассматриваемой методики, значение слова «дополнительная потребность» подразумевает, что у лесопользователя уже есть лесные участки, которые используются им в своей деятельности (например, на данных участках заготавливается древесина), но при этом оборудование лесопользователя позволяет производить продукцию, используя больший объем древесины.

На момент подачи заявки у ООО «Интел» имелся лесной участок с установленным допустимым объемом изъятия древесины, предоставленный на основании договора аренды лесного участка от 04.12.2020 № 22, заключенного с департаментом.

Таким образом, по мнению Комиссии, подтверждением наличия дополнительной потребности в древесине является недостаточность имеющейся (в том числе потенциально) у участника конкурса древесины для полной загруженности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Имеющийся договор аренды лесного участка с установленным объемом изъятия древесины не позволяет ООО «Интел» загрузить объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры на полную мощность, следовательно, у Общества есть объективная потребность в древесине.

Так как в 2020 году ООО «Интел» не закупало древесину, а также не производило из нее продукцию, дополнительная потребность в древесине будет равна потребности в древесине, указанной в заявке.

Более того, в соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (вместе с «Требованиями к формату заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 N 52684) (далее – требования).

В соответствии с пунктом «в» требований к заявлению о проведении открытого конкурса прилагается, в частности, таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.

Требования не предусматривает обязанности участника конкурса указывать конкретное числовое значение.

В заявке ООО «Интел» в таблице «Расчет размера дополнительной потребности в древесине (Wд)» в графе «Потребность в древесине (Wоб)» стоят прочерки.

Таким образом, неуказание конкретного значения в графе «Потребность в древесине (Wоб)» при фактическом отсутствии у лица данной потребности за установленный методикой период не является основанием для отклонения заявки на основании пункта 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Технофлекс» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254), при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (Извещение № 160721/1009292/02) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 05.10.2021 № 6594/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны