Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Министерство конкурентной политики ЯО 150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15 mkp@yarregion.ru АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ" ОБЛАСТЬ ЯРОСЛАВСКАЯ, ГОРОД ЯРОСЛАВЛЬ, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 1 А tender@vodokanal.yaroslavl.ru ООО "ПО "ЗХР" Zavyalovmf@yandex.ru Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9 info@sberbank-ast.ru

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение порядка проведения закупки № 076/10/18.1-1080/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 26.09.2023 г. Ярославль Решение изготовлено в полном объеме 29.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е.К, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А.С.,

с участием:

от АО «ЯВК» - "..." (после перерыва);

от ООО «ПО «ЗХР» - "..." (по доверенности);

от Министерства конкурентной политики Ярославской области – "..."(по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «ПО «ЗХР» (вх. № 12637-ИП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — АО «ЯВК», организатора торгов – Министерства конкурентной политики Ярославской области (извещение: 32312701903) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ПО «ЗХР» (вх. № 12637-ИП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — АО «ЯВК», организатора торгов – Министерства конкурентной политики Ярославской области (извещение: 32312701903).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии Заказчика.

В жалобе Заявитель указывает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно учла в качестве подтверждения критерия «Квалификация участника» акты сверки взаимных расчетов, представленные ООО «ТрейдПоставка», поскольку акты сверки взаимных расчетов не могут являться документами, подтверждающими исполнение договора поставки.

Таким образом, Заявитель полагает, что закупочной комиссией Заказчика нарушены принципы равноправия, поскольку второму участнику предоставлены преимущества при оценке предоставленных подтверждающих документов по критерию «Квалификация участника».

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил:

В рассматриваемом случае оба участника закупки представили договоры и документы, подтверждающие отгрузку, при этом заявитель жалобы представил только платежные документы, подтверждающие оплату, а второй участник закупки – как документы, подтверждающие оплату по одному из договоров, так и акты сверки, содержащие сведения о документах, подтверждающих оплату по другим договорам.

Установление Заказчиком требования к квалификации участников допускается действующим законодательством, осуществляется в целях исключения риска неисполнения договора, следовательно, подтверждением опыта поставки является надлежащее исполнение Поставщиком обязательств по поставке товара в полном объеме без замечаний к количеству и качеству.

Организатор торгов с доводами жалобы также не согласился и пояснил, что поскольку конкурсной документацией не определен закрытый, исчерпывающий перечень документов, подтверждающих исполнение, комиссия при оценке заявок исходила из совокупности представленных сведений.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

24.08.2023 г. на сайте электронной торговой площадки АО «СБЕРБАНК- АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ» (https://www.sberbank-ast.ru/), а также в единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку сульфата алюминия (водного раствора) для нужд АО «ЯВК» (извещение № 32312701903).

На участие в конкурсе на поставку сульфата алюминия (водного раствора) для нужд АО «ЯВК» поступило две заявки: ООО «ПО «ЗХР» и ООО «ТрейдПоставка».

Согласно подпункту 2 пункта 13 раздела I Информационной карты извещения Заказчик и Организатор торгов установили критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и величину значимости таких критериев, в частности критерий «Квалификация участника» (наличие опыта поставок аналогичного товара) - значимость – 40 % оценивается на основании копий исполненных договоров/контрактов, на поставку аналогичного товара

(сульфата алюминия) и документов, подтверждающих их исполнение.

Подтверждается копиями исполненных договоров/контрактов и документами об их исполнении. Рекомендуемая форма предложения участника конкурса в отношении квалификации участника закупки в соответствии с Приложением №4 к Разделу 1 Информационная карта документации о проведении конкурса в электронной форме.

Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копией договора, копией документа об исполнении, не засчитывается при оценке.

При наличии трех и более договоров/контрактов с подтверждением их исполнения – 50 баллов,

При наличии одного или двух договоров/контрактов с подтверждением их исполнения – 25 баллов,

При отсутствии договоров/контрактов – 0 баллов.

Итоговая сумма баллов по каждой заявке с учётом значимости критериев рассчитывается по следующей формуле:

(баллов) = ЗК1× ∑(баллов по критерию 1) /100 +ЗК2× ∑(баллов по критерию 2) /100

где:

ЗКi – значимость критерия в процентах;

(баллов по критерию) – сумма баллов по критерию в соответствии с порядком оценки.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итоговой суммы баллов по каждой заявке.

Заявке, набравшей наибольшую итоговую сумму баллов, присваивается первый номер.

В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно пунктам 7-8 Извещения о проведении конкурса, после открытия

ценовых предложений участников закупки комиссия по осуществлению конкурентной закупки проводит оценку и сопоставление допущенных к участию в конкурсе в электронной форме заявок в соответствии с критериями оценки заявок, изложенными в пункте 13 конкурсной документации.

На основании результатов оценки заявок на участие в закупке комиссия присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в закупке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержаться одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

По результатам оценки и сопоставления заявок комиссия составляет итоговый протокол и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

13.09.2023 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок.

15.09.2023 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, согласно которому обоим участкам закупочной процедуры присвоено по 20 баллов по критерию «Квалификация участника» (наличие опыта поставок аналогичного товара) (значимость 40%).

ООО «ТрейдПоставка» в составе заявки для подтверждения соответствующего критерия «Квалификация участника» представило 3 договора поставки сульфата алюминия (алюминий сернокислый водный раствор):

(1) Договор № 2022.127511 от 08.08.2022 г.;

(2) Договор № 137 от 25.04.2022 г.;

(3) Договор № 1 от 06.06.2022 г.

Изучив заявку ООО «ТрейдПоставка», Комиссия Ярославского УФАС установила следующее.

  1. По Договору № 2022.127511 от 08.08.2023 г. (цена договора составляет 9 660 000 руб. (девять миллионов шестьсот шестьдесят тысяч рублей, в том числе НДС 20 % - 1 610 000 рублей 00 копеек) ООО «ТрейдПоставка» представило 10 универсальных передаточных документов на общую сумму 1 173941,16 руб. (один миллион сто семьдесят три тысячи девятьсот сорок один рубль 16 копеек), а также акт сверки взаимных расчетов за период с 08.08.2022 по 31.12.2023 между МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и ООО «ТрейдПоставка» с оборотом в 9 649 823,19 руб. (девять миллионов шестьсот сорок девять тысяч восемьсот двадцать три рубля 19 копеек).

  2. По Договору № 137 от 25.04.2022 г. (цена договора составляет 11 026 000, 00 руб. (одиннадцать миллионов двадцать шесть тысяч рублей) без учета НДС) ООО «ТрейдПоставка» представило 52 универсальных передаточных документа на общую сумму 9 803 246,40 руб. (девять миллионов восемьсот три тысячи двести сорок шесть рублей 40 копеек), а также акт сверки взаимных расчетов за период с января 2022 года по май 2023 года между АО «Водоканал» о ООО «ТрейдПоставка» с оборотом в 9 803 246,40 руб. (девять миллионов восемьсот три тысячи двести сорок шесть рублей 40 копеек).

  3. По Договору № 1 от 06.06.2022 г. (цена договора составляет 4 096 800,00 руб. (четыре миллиона девяносто шесть тысяч восемьсот рублей) ООО «ТрейдПоставка» представило универсальные передаточные документы на общую сумму 1 204 459,20 (один миллион двести четыре тысячи четыреста пятьдесят девять рублей 20 копеек), а также платежные поручения на всю сумму договора.

Согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В этой связи под исполнением указанного договора понимается совокупность действий продавца и покупателя, в части поставки, приемки и оплаты соответствующего товара (составление подтверждающих каждый такой факт документов).

Представленные ООО «ТрейдПоставка» по свое правовой природе допустимо отнести к договору купли-продажи.

Факт поставки (передачи товара) покупателю подтверждается первичными учетными документами, так как согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (часть 3 статьи 9 ФЗ № 402-ФЗ).

Комиссия Ярославского УФАС России считает, что приемка товара фиксируется подписанием первичного документа для двух сторон, который

служит подтверждением факта исполнения договора в части поставки и приемки (отражает вид товара, объем, количество и т. д.).

Такими документами могут служить акт, товарная накладная или универсальный передаточный документ в части подписания вышеуказанной информации.

Акт сверки расчетов - это двусторонний документ о результате исполнения обязательств в их денежном выражении. В нем стороны в хронологическом порядке перечисляют все операции с контрагентом за определенный период и/или по определенному договору и подтверждают размер взаимных требований (Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности, утвержденная решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 № 34).

Соответственно, акт сверки взаимных расчетов подтверждает наличие или отсутствие задолженности одной из сторон, возникшей на основании первичных учетных документов.

Такой акт не носит правопорождающего характера, поскольку не приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений лиц его подписавших, а только лишь констатирует итоги их расчетов по заключенному договору, а также не свидетельствует об исполнении договора в объеме принятых сторонами обязательств.

Таким образом, без предоставления первичных документов акт сверки взаимных расчетов не может быть признан документом, подтверждающим исполнение договора в части поставки продукции, указанной в договоре, поскольку данный акт лишь подтверждает состояние расчетов между сторонами.

Вместе с тем, согласно пункту 2.4 Договора № 2022.127511 от 08.08.2023 г. одновременно с передачей товара Поставщик должен передать Заказчику комплект документов, включающий в себя, в том числе:

-товарную накладную (два экземпляра);

-УПД или счет-фактуру, если оформляется Поставщиком.

Комиссия Ярославского УФАС отмечает, что данный факт также подтверждает, что сторонами по приведенному выше договору однозначным образом определен перечень первичных документов, подтверждающих приемку товара.

Также Заявитель отмечает, что на сайте единой информационной системы 07.09.2023 Заказчиком было дано разъяснение положений документации, которое доступно всем потенциальным участникам закупочной процедуры, следующего содержания:

«Оценивается на основании копий исполненных договоров/контрактов на поставку аналогичного товара (сульфата алюминия) и документов, подтверждающих их исполнение. Подтверждается копиями исполненных договоров/контрактов и документами об их исполнении.

  1. Документами, подтверждающими исполнение договора, являются документы, подтверждающие факт поставки и оплаты продукции, с указанием количества товара и суммы оплаты.

  2. К оценке принимаются договоры, подтверждающие опыт поставки аналогичного товара, Являющегося объектом закупки, указанного в разделе 2. Описание предмета закупки (Техническое задание) документации».

Наличие такого рода разъяснений также косвенно подтверждает то обстоятельство, что акт сверки взаимных расчетов не может быть представлен в качестве документа, указывающего на исполнение договора в части поставки.

Соответственно, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно осуществила оценку заявки ООО «ТрейдПоставка» по критерию «Квалификация участника», приняв во внимание все представленные участником закупки договоры, не учитывая при этом тот факт, что исполнение Договора № 2022.127511 от 08.08.2023 г. (цена договора составляет 9 660 000 руб. (девять миллионов шестьсот шестьдесят тысяч рублей, в том числе НДС 20 % - 1 610 000 рублей 00 копеек) подтверждено ООО «ТрейдПоставка» лишь на 1 173941,16 руб. (один миллион сто семьдесят три тысячи девятьсот сорок один рубль 16 копеек).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к

условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном проведении оценки заявок участников по критерию

«Квалификация участника» противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПО «ЗХР» (вх. № 12637-ИП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) Заказчика — АО «ЯВК», организатора торгов – Министерства конкурентной политики Ярославской области (извещение: 32312701903) обоснованной.

  2. Признать Заказчика (закупочную комиссию Заказчика) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать Министерству конкурентной политики Ярославской области, АО«ЯВК», АО «Сбербанк-АСТ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 29.09.2023 № 076/10/18.1-1080/2023.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны